Разные виды связей сложных предложений
Понятие сложных предложений с различными видами связи. Сложное предложение, которое содержит в себе три и больше простых предложения, которые связаны между собой бессоюзной, подчинительной или сочинительной связью называются сложными предложениями с разными видами связи.
Для того чтобы понять систему таких сложных конструкций, важно проанализировать каким образом группируются простые предложения, которые входят в состав сложного.
Очень часто сложные предложения с разными видами связи делятся на два, а иногда и несколько блоков. Каждая часть такого блока представляет собой либо простое, либо сложноподчиненное предложение.
Сложные синтаксические конструкции, как правило, имеют такие сочетания:
- подчинительной и сочинительной связи,
- бессоюзной и сочинительной,
- бессоюзной и подчинительной,
- бессоюзной, подчинительной и сочинительной.
Синтаксический разбор
Чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи, необходимо в первую очередь определить тип этого предложения по цели высказывания (побудительное, вопросительное, повествовательное). Затем следует по грамматическим основам определить количество простых предложений и выделить их границы.
Определить вид связи между блоками простых переложений (союзные, бессоюзные). Охарактеризовать каждый блок, согласно его строению. Завершающий этап – составление схемы приложения, в которой каждое простое предложение блока необходимо помещать в квадратные скобки.
Пример cложного предложения с разными видами связи
Давайте рассмотрим пример такого предложения и сделаем его синтаксический разбор.
Вдруг навалился густой могучий ливень, как будто огромной стеной он отделил меня от окружающего мира, и, (чтобы устоять на ногах), я попытался ухватиться за дерево, которое по моим догадкам, должно было находиться где-то справа от меня.
Данное предложение – повествовательное, невосклицательное, с разными видами связи, которое состоит из трех частей: первая и вторая часть соединены без союзов, вторая и третьи – союзом «и».
Схема:
[ ], [ ], и,[ ].
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Знаки препинания в таких приложениях ставятся также как в сложносочиненных, сложноподчиненных, и бессоюзных предложениях.
Примеры:
1.Не осталось никаких сомнений: с солдатами что-то случилось, но, несмотря на это, мост на территории врага должен быть взорван.
2. Еще была осень, но солнце начало ходить значительно ниже и в полдень, когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже около пятнадцати километров, оно грело еле ощутимо, так, что всех потихоньку одолевал неприятный озноб.
Между подчинительными и сочинительными союзами запятая никогда не ставится, если вторая часть двойного союза, либо союз идет после придаточного.
Например:
1.Мы выходим в открытое море, но если внимательно приглядеться, то синие тени земли уже виднеются на горизонте.
2. Солнце давно уже взошло, и хотя на небесах не было заметно даже маленького облачка, но цвет их был довольно странным и неприятным: грязно серым и светло-фиолетовым одновременно.
БИЛЕТ 57.
Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи на косвенную.
Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты.
Прямая речь не является членом предложения.
Прямая речь характеризуется следующими признаками: 1) точно воспроизводит чужое высказывание; 2) сопровождается авторскими словами. Назначение авторских слов - установление самого факта чужой речи и указание, кому она принадлежит. Авторские слова могут также пояснять, при каких условиях была произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку и т.д. Например: «Что это значит? - спросил он [Дубровский] сердито у Антона, который бежал ему навстречу. - Это кто такие и что им надобно?» (П.).
Авторские слова и прямая речь образуют особую синтаксическую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей, связанных по смыслу и интонационно. Связь между обеими частями конструкции может быть более тесной или менее тесной, что зависит от их взаимного расположения, лексического значения глагола-сказуемого в авторских словах, вводящих прямую речь, и т.д. Ср.:
1. Марина вздохнула: «Вот видишь! Но это, конечно, озорство» (М. Г.). После авторских слов здесь возможна разделительная пауза (обозначаемая на письме точкой), что подчеркивает слабость интонационной связи между обеими частями сложной конструкции и их синтаксическую независимость.
2. Наконец, я сказал ему: «Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват» (П.). Авторские слова образуют предложение, не имеющее смысловой законченности: при переходном глаголе сказал необходимо дополнение, указывающее на объект высказывания. Такой объект высказывания может быть выражен членом предложения, придаточной частью (в косвенной речи) или прямой речью (как в приведенном примере).
Прямая речь может передавать:
а) высказывание другого лица, например: «Ребята, у кого есть оружие, собирайтесь сюда», - шепотом командовал лежащим Дубава (Н. Остр.);
б) слова самого автора, произнесенные им ранее, например: «Вы с ним не дрались? - спросил я. - Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (П.);
в) невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Г.).
Авторские слова могут занимать различное положение по отношению к авторской речи. Они могут:
а) предшествовать прямой речи, например: Иван Игнатьич отворил дверь, провозгласив торжественно: «Привел!» (П.);
б) следовать за прямой речью, например: «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит (Н.);
в) включаться в прямую речь, например: «Беликов жил в том же доме, где и я, - продолжал Буркин, - в том же этаже, дверь против двери» (Ч.);
г) включать в себя прямую речь, например: Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» - когда все утихло вокруг (Т.).
Авторские слова обычно содержат в своем составе глагол высказывания или мысли (сказать, говорить, спросить, ответить, подумать и др.). Иногда в роли вводящих прямую речь слов выступают существительные с указанными значениями (слова, восклицание, вопрос и т.п.), например: Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» (Л.). Реже в той же роли выступают глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние, движения и т.п. (обрадоваться, удивиться, вздохнуть, улыбнуться, указать и т.п.), например: «Музгарко, да ты в уме ли? - удивился старик. - Проспал обоз!» (М.-С.).
Если авторские слова предшествуют прямой речи, то в них обычно сохраняется прямой порядок слов, например: Сметанина вскочила, схватила меня за руку и крикнула: «Море горит!» (Пауст.).
Если же авторские слова стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок главных членов предложения в них обратный, например: «Что же это?»- спросил я (Л.); «Ну, - сказал я с радостью, - близко ночлег!» (Кор.).
косвенная речь
Передача чужой речи в форме придаточного предложения. Косвенная речь обычно передает только содержание чужого высказывания, не воспроизводя его дословно, причем форма передачи ставится в зависимость от речи лица, передающего ее; личные и притяжательные местоимения, лица глагола употребляются с точки зрения автора (т. е. лица, передающего косвенную речь), а не лица, которому принадлежит прямая речь. Гуров рассказал, что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке; готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в Москве два дома (Чехов). Обращения, междометия, восклицательные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими значения и эмоционально-экспрессивная окраска речи передаются только приблизительно лексическими средствами. Так, прямая речь: Ч.И зачем вы меня взяли с собой, Егор Егорыч? Эх!” (Чехов)— может быть передана формой косвенной речи так:
Он с сожалением спросил, обращаясь к Егору Егорычу, зачем тот взял его с собой. Глагольные времена прямой речи, а также изъявительное и сослагательное наклонения, имеющиеся в ней, сохраняются в косвенной речи; повелительное наклонение заменяется сослагательным (с союзом чтобы).
Косвенная речь может и дословно воспроизводить чужое высказывание, например: Мать спросила работавшего в поле рабочего, далеко ли до дегтярного завода (Горький). Однако даже при лексическом тождестве прямой и косвенной речи сохраняется грамматическое различие между ними (тип предложения, интонация).
При замене прямой речи косвенной следует: правильно выбрать союз или союзное слово; изменить личные и притяжательные местоимения и глагольные формы, учитывая, что косвенная речь передается от 3 лица. «Я тоже перестал удивляться лунному грунту, зондированию Венеры, чудовищным скоростям на Земле», - пишет В. Солоухин. В. Солоухин пишет о том, что он тоже перестал удивляться лунному грунту, зондированию Венеры, чудовищным скоростям на Земле.
БИЛЕТ 58
Цитаты. Употребление знаков препинания при цытировании.
Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста. При этом важно, что цитируемый (вставленный) текст однозначно идентифицируется как вставленный (то есть как часть другого текста). В русском языке и типографике цитаты принято оформлять в кавычках (« », „ “) или особым шрифтом (уменьшенным кеглем, со втяжкой, курсивом). В других языках способ оформления цитат и вид кавычек могут отличаться.
В электронных письмах (например, в электронной почте или группах новостей) однострочные цитаты часто обрамляются с начала абзаца одной или несколькими (в зависимости от глубины вложенности цитаты) правыми угловыми скобками >, перед которыми могут (например, в Фидонете) идти инициалы автора цитаты:
Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, то применяются соответствующие правила пунктуации:
- Белинский писал: “Создает человека природа, но развивает и образует его общество”;
- “Создает человека природа, но развивает и образует его общество”, – писал Белинский;
- “Создает человека природа, – писал Белинский, - но развивает и образует его общество”;
- Докладчик привел слова Белинского: “Создает человека природа, но развивает и образует его общество,” – и этим закончил свое выступление.
Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем: М. Горький писал: “Герцен – первый русский мыслитель, до него никто не смотрел так разносторонне и глубоко на русскую жизнь.
Его ум – ум исключительный по силе, как его язык исключителен по красоте и блеску...”.
Если цитата синтаксически связывается с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется с маленькой буквы: Чехов писал, что "язык должен быть прост и изящен”. Если цитата передается своими словами, то кавычки не ставятся.
Если авторские слова следуют после цитаты, то первое слово цитаты пишется с большой буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается с маленькой буквы (пропуск части текста обозначается многоточием): “...Это залог будущих торжеств нашего народа на поприще искусства, просвещения и гуманности”, – писал о Лермонтове Н. Г. Чернышевский.
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения; в середине цитаты, когда пропущена часть текста; после текста цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца.
Если после стихотворной цитаты текст продолжается, то тире ставится в конце стихотворной строки: “Муж Татьяны, так прекрасно и так полно... охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:
...И всех выше
И нос и плечи поднимал
Вошедший с нею генерал, –
муж Татьяны представляет ей Онегина, как своего родственника и друга” (В. Г. Белинский).
БИЛЕТ 59
Стили речи.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
(есть и подстиль речи – научно-популярный)
Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения. Для научной речи типична связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее. А также вводные слова:
Во-первых, наконец, итак, следовательно, наоборот.
Союзы
так как, потому что, чтобы, поэтому.
Отвлеченность и обобщенность.
Здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить увидеть ощутить:
Пустота, скорость, время, сила, количество, закон, число, предел.
Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий «Филолог должен внимательно» - то есть Филолог вообще.
«Береза хорошо переносит морозы» – то есть не единичный предмет, а порода деревьев.
Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином оно содержит в себе не только понятие но и словесный художественный образ ( сравнение, олицетворение).
Для научного стиля характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных:
ДлИны, величИны частОты.
Частое употребление слов среднего рода
Образование, свойство, значение.
Не только существительные но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях а в обобщенно-отвлеченном значении. Слова
«Идти, следовать, привести, составлять, указывать, и др», - означают не собственно движение но нечто иное отвлеченное.
«речь идет о проблемах, отсюда следует вывод, привести к общему знаменателю»
Для научной речи характерно преобладание местоимений третьего лица, значение лица при этом ослаблено и частое употребление кратких прилагательных.
Для усиления выразительности в научном стиле речи а в особенности в научно популярной литературе, в произведениях полемического характера, используются усилительные частицы, местоимения
наречия: «лишь, абсолютно только».
Прилагательные типа: «колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая.»
Проблемные вопросы: «в самом деле, какие тела находит, какая же этому причина и др.»
Лексические особенности
Главное назначение научного текста его лексики – обозначать явления, предметы, назвать их и объяснить, а для этого нужны прежде всего имена существительные.
Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются
-Употребление слов в их прямом значении
-Отсутствие образных средств – эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
(есть и подстиль речи – научно-популярный)
Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения. Для научной речи типична связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее. А также вводные слова:
Во-первых, наконец, итак, следовательно, наоборот.
Союзы
так как, потому что, чтобы, поэтому.
Отвлеченность и обобщенность.
Здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить увидеть ощутить:
Пустота, скорость, время, сила, количество, закон, число, предел.
Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий «Филолог должен внимательно» - то есть Филолог вообще.
«Береза хорошо переносит морозы» – то есть не единичный предмет, а порода деревьев.
Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином оно содержит в себе не только понятие но и словесный художественный образ ( сравнение, олицетворение).
Для научного стиля характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных:
ДлИны, величИны частОты.
Частое употребление слов среднего рода
Образование, свойство, значение.
Не только существительные но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях а в обобщенно-отвлеченном значении. Слова
«Идти, следовать, привести, составлять, указывать, и др», - означают не собственно движение но нечто иное отвлеченное.
«речь идет о проблемах, отсюда следует вывод, привести к общему знаменателю»
Для научной речи характерно преобладание местоимений третьего лица, значение лица при этом ослаблено и частое употребление кратких прилагательных.
Для усиления выразительности в научном стиле речи а в особенности в научно популярной литературе, в произведениях полемического характера, используются усилительные частицы, местоимения
наречия: «лишь, абсолютно только».
Прилагательные типа: «колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая.»
Проблемные вопросы: «в самом деле, какие тела находит, какая же этому причина и др.»
Лексические особенности
Главное назначение научного текста его лексики – обозначать явления, предметы, назвать их и объяснить, а для этого нужны прежде всего имена существительные.
Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются
-Употребление слов в их прямом значении
-Отсутствие образных средств – эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических