Основные принципы Болонской декларации. Причины ее создания.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Декларация содержит семь ключевых положений:
- Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
- Введение двухциклового обучения
-Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов).
- Существенно развить мобильность учащихся
- Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
- Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
- Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Проблемы:
ü Важнее колледж, университет, а не степень сама по себе.
ü Упор делается все равно на национальную специфику.
Причины создания:
Þ Институты, ВУЗы недостаточно подготовлены к современной ситуации в обществе.
Þ Разработанные учебные планы совпадали с требованиями рынка будущего.
В программах должно существовать другое деление на дисциплины:
Научные, профессиональные области не должны быть замкнуты, стабильны.
Критическое мышление, понимание, творческая деятельность, гибкость, способность к коммуникации должны превалировать над специальными знаниями.
Не нужно требовать, чтобы программа заканчивалась к моменту выхода на рынок труда.
МИНУСЫ:
v Большинство ВУЗов не были способны обучать студентов из регионов в течении полного рабочего дня.
v Действующие механизмы финансирования не были рассчитаны на такие услуги образования и на его гибкость.
Высшее образование все еще рассматривается как национальная система, хотя теперь в полной мере она уже не является.
6. Особенности двухуровневой системы образования.
2 уровня:
- Форма дипломного цикла ведет к получению 1-ой квалификации – бакалавра. Бакалавриат базируется на кредитной системе образования, тем самым давай студенту возможность работать и варьировать время учебы. Фактически продолжительность обучения стала определяться не количеством семестров и лет, а количеством кредитов. В технических науках 1-я степень получается в течении 4-х лет обучения и называется магистрской. Например в Шотландии 1-я степень так и называется бакалаврской.
- Сама дипломная работа, которая ведет к получению степени магистра или доктора.
Все степени делятся на обычные и степени с отличием, которые требуют специальной подготовки, и получаются только при наличии требуемых оценок.
Для большинства ВУЗов Европы перейти на магистрскую систему было просто, но тем не менее возник ряд трудностей.
ü Квалификация студентов в разных странах не состыковывалась. Что считать «дипломированным специалистом»: бакалавра или магистра?
ü Негативные последствия длительного обучения (7-8 лет): большой отсев студентов, позднее вступление на рынок труда, уменьшение привлекательности для иностранных студентов, неоправданные затраты студентов и их семей, дальнейшие трудности с привлечением в науку и технологию, к тому же к столь длительной системе не готовы люди из низших и средних слоев.
7. Особенности кредитной системы в современном образовании.
Зачетные единицы (ЗЕ) – это своего рода «евро», общая валюта в сфере высшего образования. Чтобы результаты обучения были сравнимы, их надо оценивать в рамках общей системы.
Идея кредитов – это система, которая смогла привести к общему результату.
1 зачетная единица – 36 академически часов.
1 академический час – 45 минут занятия.
В большинстве стран предполагается, что студент-бакалавр набрал 180 единиц, по 60 единиц в год.
Система зачетных единиц выполняет 2 функции:
Перезачет курсов, полученных в другом ВУЗе, т.е. необходимую сумму единиц студент может набрать и в другом ВУЗе.
Накопительная ф-я. Студент получает все свои кредиты не единовременно, а порциями. Они накапливаются до получения диплома. Студент получает соответствующую сумму единиц тогда, когда он положительно аттестован, (т.е. не ниже заданной оценки от 10 до 100 баллов) по данному курсу.
Положительная аттестация складывается из 30 % активности на занятиях, 30 % промежуточного испытания, 40% экзаменационной оценки, экзамен при этом в письменном виде.
В России кредит = 36 академическим часам, бакалавр – 208 зачетных часов, специалист – 260, магистр – 312.
Система европейских кредитов была введена в 1989 г. Она базируется на соглашении: 60 кредитов – очная форма обучения в теч.1 года.
В Европе 1 год – 36-40 недель.
1 кредит – 25-30 часов. Кредит – способ определения количественных результатов обучения, т.е. набора компетенций. Распределение кредитов основано на официальной продолжительности циклов программы обучения. Кредит представлен по все образовательным компонентам: модули, дисциплины, курсы и работа над диссертацией.
Принципы начисления кредитов – за достижение результатов обучения, в нем элементы - это сам кредит, результаты обучения и условное учебное время.
Уровень 8 – min 540 кредитов = доктору, профессору. Должен демонстративно владеть методологией, и уметь вести критически беседы с коллегами.
Уровень 7 – min 180-150 кредитов = доктору, магистру. Человек владеет сложной специализированной областью знаний и навыков и использует эти навыки для исследовательской и профессиональной дейтельности.
Уровень 6 – min120-480 кредитов = магистру. Должен уметь критически обобщать и систематизировать знания, критически оценивать новые идеи и доказательства, уметь обосновывать оценку по ряду ситуаций.
Чем ниже уровень, тем меньше кредитов.
Европейская система кредитов была введена в 1989 году. Для неё существует ряд особенностей:
1. Кредитная система базируется на соглашении, что 60 кредитами измеряют трудоемкость (рабочую нагрузку) студента дневной(очной) формы обучения в течении одного академ года.
2. Кредит – также способ определения колич результатов обучения. Результатами обучения является набор компетенций, означающих, что студент будет знать, понимать или способен сделать после завершения процесса обучения.
3. Распределение кредитов основано на официальной продолжительности цикла программы обучения. Общая трудоемкость обучения для получения степени бакалавра составляет 180(3года) или 240(4года) кредитов.
4. Студенческая нагрузка включает время, затраченное на посещение лекций, семинаров, самостоятельную подготовку, подготовку к занятиям, сдачу зачетов и экзаменов.
5. Кредиты проставлены по всем образовательным компонентам программы обучения
6. Выполнение студентом программы подтверждается национальными/местными оценками. Уровень оценок студентов основан на статистическом подходе. Оценки, проставляемые студентам отметкой «пройдено», следующие: А отлично 10% В следующие 25% С следующие 30% D. следующие 25% Е следующие 10%
Различие сделано оценками FX и F, которые используются для студентов – не сдавших курс. FX означает: «неудача» - требуется еще некоторая работа для того, чтобы «пройти» и оценка F: «неудача» - требуется значительная дальнейшая работа».