Педагогические идеи XVI - XVII вв
В XVI в. А. Каменски основал современную систему образования. Он разработал методику преподавания на основе:
v Наглядность
v Систематичность
v Последовательность
v Пассивность
v Прочность усвоенного материала
v Развитие способностей учащегося.
+классно-урочная система, определение времени начала и конца учебы, каникулы и четверти.
Изучение родного языка – 4 часа, и латынь – 6 часов.
Дж. Локк отмечал, что в процессе воспитания ребенка немалую роль играет окружающая среда. Гельвеций, Дидро, Руссо разработали концепцию «свободного человека», Эскалацци говорил о простоте начальной школы, а именно об упрощенной системе воспитания.
2. Этапы становления и развития образования в России.
Этапы. | Особенности. |
Дворцовое и церковное образование в допетровской Руси. | Начало XIв. Дворцовая школа Князя Владимира в Киеве, позже учреждение школы князя Ярослава Мудрого в Новгороде. В образовании: триниум, квадриум, книжное образование, осущетвляемое как учителями из Византии, так и отечественными педагогами. XVIIв. – Школы в Москве, в них – приоритет западноевропейской грамматики. 1682г. – 1-ый церковный университет (Славяно-греко-латинская академия) |
Становление светского образования в петровскую эпоху. |
|
Многоступенчатая система образования в XIX в. | Образцы образования нах. В Германии и Австрии. 1802г – формирование уставов универов, единой многоступенчатой системы образования: высшее – универ; среднее – гимназии; начальное – уездные народные училища. Госслужбы начинают зависеть от образования, формируются профессорские кафедры, государство берет на себя попечительство за образование, появляется министерство народного просвещения. В 19 в. формируются образовательные округа, ядром образования является классическая гимназия, возникают реальные училища с уклоном на естественные науки. Но строго религиозная направленность обучения. Сохраняется сословный характер обучения. Общеобразовательные школы:
|
Всеобщее образование в XX в. | 9.11.1917г. – декрет об учреждении государственных комиссий по народному обучению. С 20-х гг. образование становится всеобщим. Осн. принципы: v За образование несет ответственность семья, государство и граждане. v Бесплатное образование v Равенство всех в праве на образование v Единая трудовая школа (ориентир на труд, производственную деятельность) v Отделение от церкви ПОЛНОСТЬЮ. v Система коммунистического воспитания v Формирование общественных организаций в школе v Принцип саморегулирования образования. +факультативные занятия, физкультурно-просветительские занятия и секции, появляются детские сады и ясли. Формируется система педагогического образования, к 30-м гг – ликвидация безграмотности. 1992 г. – закон РФ об образовании (2-е издание – 1996 г.) v Гуманитарный характер образования (воспитание гражданской ответственности) v Единство федерального, культурного и образовательного пространства v Адаптация уровней системы к уровню ученика v Свобода и плюрализм образования (негос. сис-ма обр.). С 2000 г. – аккредитация, аттестация, сертификация ВУЗов. |
3. Проблемы современного образования (Б.Будон, Б.Бербер, Р.Коллинз, и др.)
Двойственность системы образования
Б. Будон: Повышение качества образования обеспечивает равенство возможностей для получения образовательных возможностей, но оно НЕ расширяет профессиональной мобильности студентов, и НЕ связано с понижением равенства профессиональных статусов. Распределение рабочих мест связано с условиями промышленной деятельности. Происходит элитарность образования, для следующих поколений престиж, статусность образовательного ценза станет выше, образование – средство социального контроля, реализующееся с помощью экономических условий и нашей жизнедеятельности.
Образование как поле столкновения интересов различных групп.
Р. Коллинз: Борьба за престижность своих профессий обусловлена современным образование, врачи и юристы поддерживают только своих и не принимают чужаков. Идет также борьба за доступ к благам, происходит чрезмерное расширение системы обр., которое уже не соответствует современным потребностям экономики.
Р. Белл Образование – один из самых консервативных элементов системы, но оно способствует социальным изменениям, если формируется система социальных инвестиций в образование.
Паркин, Коллинз, Мерфи: «Концепция социального исключения» - 2 споосба самоподдержки буржуазии как класса: институт собственности и академическая, профильная квалификации и получение диплома. Они фильтруют лишних людей. Для достижения карьерного роста нужен социально-экномический статус родителей. Именно ОН, раса оказывают большее влияние на мобильность, чем количество лет, потраченных на учебу.
Коулман: Определил уровень успеваемости различных соц. групп. Уровень знания в тех группах ниже, где обучение более качественно. НА успешную социальную мобильность влияют не школа и не качество образования. Образование не влияет на социальное равенство и оно к нему никогда не приведет.
Гриффин, Александер: Качество образования увеличивает шансы на жизненный успех. Все зависит от специфики профессии.