Когда началась апробация фгос?
Обзор литературы по стандартам. Рекомендации.
Три группы: основные документы, методические рекомендации, работаем по новым стандартам (из опыта работы).
Что такое ФГОС.
Что нового в нашей жизни:
· постоянно меняющиеся условия жизни, что требует умения решать новые нестандартные проблемы,
· огромный поток информации,
· жизнь в условиях поликультурного (многонационального) общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию, сотрудничеству, толерантности (терпимость к различиям).
Новая цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Когда началась апробация ФГОС?
2007-2009 – в регионах
2007-2012- разработка документов
Кто участвовал в разработке.
Российская Академия образования, Российская Академия наук,
Российская медицинская Академия, МГУ, Высшая школа экономики, Институт развития образования республики Татарстан.
Особенность стандарта:
1.родился из потребности семьи, общества, государства.
2.Документ утверждён минюстом РФ. Имеет маленький объём, так как изъято содержание. Доступен для чтения любому человеку.
3.Расширена сфера деятельности: семья – общество – государство (договор).
Старый стандарт: учитель должен выдать результат.
Новый стандарт: понятен широкому кругу людей, вместе отвечаем за результат, позиция союзников.
4.Рамочный документ. Совокупность трёх систем требований: три Т- к структуре, результатам, условиям. Главными являются требования к результатам.
Результаты: личностные, предметные, метапредметные (регулятивные- цель, задачи, планирование своих действий, коммуникативные- работа в диалоге, познавательные- работа с информацией). Раздать таблицы УУД
Предметные результаты (ЗУН) – не цель, а средство.
Переход от предметного результата к метапредметному, к личностному.
Н-р: «Сравнение», сравниваем числа-предметный результат, если дети умеют – идём к
метапредметным (поработать с информацией), затем к личностным (сравниваем поступки).
Старый подход. Цель как подход, планировалась для учителя.
Новый подход. Планировать результат детей. С какими результатами вышли дети.
Деятельность детей – это УУД, в уроке отражаем планируемые результаты.
Качество урока: не объём выполненной работы, а количество новообразований (память, восприятие, воля, мышление).
Память.
Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.
Восприятие.
Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.
Воля.
Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.
Мышление.
Наглядно-образное мышление- основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.
Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.
Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.
В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д.Б. Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике.
Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т. е. от того, как и чему ребенка учат.
5. Методологическая основа стандарта (в основе ) - системно-деятельностный подход!
Что меняется:оценивание, итог- чем ребёнок овладел.
Для этого необходимо формировать учебную деятельность.Миссия учителя начальных классов:научить учебной деятельности.
Критерии современного урока
1.Современный урок – это не один урок, а система уроков.
Но если мы говорим о системе уроков, то их последовательность должна быть обусловлена чёткой научной логикой, чтобы методы и формы были предусмотрены логикой самого курса.
2. Современный урок ни в коем случае нельзя представить себе лишь как фронтальную работу учеников: при стопроцентной фронтальной работе мы получаем (вернее, сами формируем) усреднённого, безынициативного, пассивного ученика, только выполняющего команды учителя: «Открой, прочитай, запиши, проверь». Необходимо индивидуальная, парная, групповая формы работы. Именно эти формы должны превалировать над фронтальной работой. Хотя, безусловно, фронтальная работа тоже необходима, но не более чем в 40% случаев в течение всего учебного года.
3. Обязательная составляющая современного урока – внимание к индивидуальным особенностямучащегося: уровню его развития, темпу работы, качествам памяти и т.д
4. Современный урок – это также и обязательное знакомство с темами, расширяющими кругозор ученика. Формирующими его мотивацию к изучению предмета, направленными на зону его ближайшего развития, прогнозирующими продолжение изучения предмета в среднем звене.
5. Урок как инструмент для формирования УУД.
Обзор литературы по стандартам. Рекомендации.
Три группы: основные документы, методические рекомендации, работаем по новым стандартам (из опыта работы).
Что такое ФГОС.
Что нового в нашей жизни:
· постоянно меняющиеся условия жизни, что требует умения решать новые нестандартные проблемы,
· огромный поток информации,
· жизнь в условиях поликультурного (многонационального) общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию, сотрудничеству, толерантности (терпимость к различиям).
Новая цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Когда началась апробация ФГОС?
2007-2009 – в регионах
2007-2012- разработка документов