Обучение одаренных и талантливых.
Педагоги отдают приоритет реализации одаренности. Одаренными являются лица, достижения которых в определенной социально ценной среде намного превышают средний уровень.
У высокомотивированных студентов имеется сильный стимул, продвигающий их к выполнению поставленных задач.
У одаренных студентов наблюдается более высокий уровень самомотивации. Они способны сохранять интерес и вовлеченность в течение всего времени работы над проектом, продолжительную сосредоточенность.
Одаренные и талантливые студенты больше склонны к упорству, чем неталантливые. Они предпочитают тихую и спокойную учебную среду и занятия в одиночестве. Исследователи считают, что одаренные студенты расцветают на проектах, требующих упорства.
Таким образом, ученые обнаружили прямую связь между одаренностью, успеваемостью и самооценкой студентов.
Многие исследователи изучали каналы восприятия одаренных студентов и обнаружили, что у них хорошо развиты все каналы, что позволяет им одинаково эффективно получать информацию по слуховым, зрительным, осязательным и кинестетическим каналам. Однако сначала развиваются осязательные и кинестетические виды восприятия, а затем визуальные и, наконец, слуховые.
Они стремятся к большей гибкости и разнообразию в учебе. При работе в группе с другими одаренными студентами, их ровесниками, одаренные студенты получают значительно более высокие баллы за счет механической памяти и задач на решение проблем. Они приветствуют трудности и сложные задания. Их отличает высокий нонконформизм в мышлении, отношениях и поведении и высокий уровень ответственности.
Учеба одаренных студентов высоко коррелированна с инновациями, дивергентным мышлением и творческим потенциалом.
Обучение обычных студентов.
Такие студенты имеют особенности:
Невысокий уровень мотивации. Мотивация зависит от участия в соревновании, так как существует зависимость от окружающих. Конформисты.
Невысокий уровень самооценки. Повышенная чувствительность к одобрению сверстников. Постоянное чувство выбора между тем, как вести себя (как ожидают или как уникальность)
Недостаточно ответственны.
Студенты, находящиеся на более низких стадиях познавательного развития предпочитают высокоструктурированные учебные задачи.
Однако у них сильная сторона в познании - стремление к индукции и дедукции, оценке событий, людей, проблем.
Главное для преподавателя – уточнить преимущественные каналы восприятия.
Обучение студентов – кандидатов на отчисление.
Отчисление в вузах стало серьезной проблемой. Проблемы могут иметь различный: семейный, личный или социально-экономический характер. Поэтому в последние годы преподаватели придумывают различные способы профилактики отчисления за счет устранения оснований для проблем или особого реагирования на таких студентов.
1. Мобильность. На первый взгляд, часто это связано с гиперактивностью. Исследователи отметили, что гиперактивны на 95% именно мужчины, поэтому они не могут долго сосредоточиться на лекции, так как не удовлетворена потребность в движении. Поэтому предлагаются такие формы обучения как групповое, мозговая атака или исследование конкретной ситуации.
2. Общественная активность. Большинство студентов данной категории предпочитают общественную активность, поэтому студенты достигают результатов в подходящей им форме общественной организации, обучение в парах с другими студентами.
3. Временной режим. Студенты третьей категории испытывают по утрам упадок сил, а к полудню становятся более энергичными, поэтому на на вечерних занятиях проявляют большую мотивацию и показывают лучшие результаты.
4. У данной категории студентов больше развиты зрительное, осязательное и кинестетическое восприятие. Они лучше понимают информацию через чтение, практический опыт и подходы, в основе которых лежат действия.
5. Освещение. Опыт показал, что такие студенты предпочитают тусклое или умеренное освещение.
6. Личный фактор. Чрезвычайно важно, чтобы преподаватель как можно раньше выявил потенциальных студентов на отчисление, так как сочетание низкого уровня самооценки, чувства собственного достоинства, чувство отчуждения, низкий уровень амбициозности создают синергетический эффект.
7. Семейный фактор. При выявлении таких студентов необходима срочная связь с семьей для предотвращения равнодушия к образованию.
8. Учебный фактор. Студенты предпочитают учиться по-разному., но не в одиночестве и без индивидуальных домашних заданий. У них есть желание, но его недостаточно для преодоления трудностей. Поэтому необходимо создание гибкой учебной среды.
При учете учебных стилей студентов и использовании особых подходов повышается эффективность обучения:
- повышение академической успеваемости;
- положительное отношение к учебе, вузу, предмету;
- усиление мотивации;
- формирование ответственности за счет использования сильных сторон студента;
Главное – своевременная диагностика и реальное использование ее результатов.
Формирование общих компетенций через систему внеклассной работы по дисциплине «Иностранный язык»
(опыт Клуба интернациональной дружбы)
Тюлькина Е.Н.,
Преподаватель Кировского механико-технологического
техникума молочной промышленности, г. Киров
ФГОС СПО 3-го поколения требует от преподавателя осуществлять компетентностный подход к подготовке специалиста, т.к. простое овладение навыками чтения, перевода, письма, элементарными навыками общения на иностранном языке становятся малоэффективными. Специалист с такой подготовкой в области иностранных языков оказывается невостребованным в связи с его неготовностью применять полученные знания в сфере профессионального общения, а также для саморазвития и самосовершенствования. Поэтому возникает необходимость обучения иностранным языкам в техникуме с позиции компетентностного подхода. Понятие компетенции определяется как способность и готовность обучающегося применять знания, умения, навыки для успешной деятельности.
Таким образом, во главу угла ставятся не узкоспециализированные знания, умения, навыки, а сформированность комплекса ключевых компетенций:
1. информационной(способы приема, хранения, оформления и передачи информации)
2. коммуникативной (готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной)
3. кооперативной (готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих)
4. проблемной (готовность к решению проблем).
Дисциплина «Иностранный язык» в соответствии с ФГОС наряду с другими дисциплинами формирует у обучающегося только ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение;
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 8. Вести здоровый образ жизни;
ОК 9. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции;
ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать мысли в устной и письменной форме;
ОК 11. Исполнять воинскую обязанность
В процессе реализации ФГОС СПО преподаватель сталкивается с рядом противоречий:
1. Требования ФГОС по специальности и уровень сформированности общеучебных навыков и базовой подготовки выпускников школ по дисциплине «Английский язык»
2 Готовность преподавателя к организации деятельности обучающихся и часто низкий уровень мотивации студентов
3 Высокие требования ФГОС к будущему специалисту и ограниченное количество учебного времени, отведенного на освоение дисциплины.
Нереализованные на учебном занятии потребности обучающихся и преподавателя, таким образом, выносятся за рамки учебного процесса. В нашем техникуме работает Клуб интернациональной дружбы с 1998 года.
Основными задачами КИДа являются:
1. Осознавать себя в системе «Я и Отечество», «Я и мой народ».
2. Формировать национальное, интернациональное самосознание, чувство национального достоинства, гордости за свой народ, чувство толерантности.
3. Устанавливать дружественные связи со студентами родственных по профилю учебных заведений других стран, с иностранными студентами, иностранными гражданами, обучающимися в Российской Федерации в целях лучшего изучения достижений молодежи, народов других стран.
4. Повышать мотивацию к изучению и совершенствовать знания иностранного языка.
5.Формирование информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной компетенций.
Внеклассные мероприятия вносят вклад в формирование ОК в соответствии с требованиями ФГОС. Проанализируем лишь некоторые мероприятия за 2012-2013 гг.
1. Мероприятие «Сказка - ложь?»
Деятельность студентов – участие в коллективном обсуждении менталитета англичан и русских на основе народной сказки, оценка своего опыта, сравнение с опытом других, знакомство с народным творчеством.
Планируемый результат – формирование ОК 9, ОК10, ОК 4
2. Мероприятие – «Мой выбор-мое будущее?!»
Деятельность студентов – участие в коллективном обсуждении заданных ситуаций, формирование своей позиции участия в политической жизни, оценка своего опыта, сравнение с опытом других.
Планируемый результат – формирование ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9, ОК 10.
3. Мероприятие – «В тылу «друзей»
Деятельность студентов - анализ и обсуждение фильма о неофашистах, формирование своей позиции на проблему, сравнение ее с позицией других, героев фильма.
Планируемый результат – формирование ОК 10, ОК 9, ОК 6, ОК 7, ОК 3.
4. Мероприятие – «Все о Шотландии»
Деятельность студентов – поиск, обработка, презентация информации с применением профессиональных знаний и практического опыта, участие в коллективном обсуждении представленной информации, знакомство с традициями других народов.
Планируемый результат – формирование ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 9
5. Мероприятие «День толерантности» (Центр международного сотрудничества)
Деятельность студентов – активное участие в конкурсах в составе многонациональной группы, которая создана непосредственно в ходе мероприятия.
Планируемый результат формирование ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 3.
6. Мероприятие «Пресс-кафе» (клуб общения с носителем языка)
Деятельность студентов – участие в беседе на иностранном языке по интересующим студентов проблемам.
Планируемый результат - формирование ОК 9, ОК 10, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 11.
Наиболее удачными методами и технологиями считаю интерактивные методы, технологию критического мышления, технологию коллективно-индивидуальной мыследеятельности. В своей деятельности пытаюсь сотрудничать с различными общественными и молодежными организациями города и области и другими учебными заведениями, а также творческими единомышленниками. Так многие мероприятия проводятся совместно с преподавателем из Кировского технологического колледжа, а также в этом году мы взаимодействуем с Центром международного сотрудничества г. Кирова (День толерантности, «Презентация программ центра международного сотрудничества, «Пресс-кафе»)
Таким образом, формирование общих компетенций, установленных стандартами третьего поколения возможно, как через систему аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, так и через формы организации внеучебной деятельности студентов.
Эта деятельность органично помогает решать важные задачи формирования практически всех ключевых компетенций, а именно, готовности студентов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Список литературы:
1. Мулина Н.В. Формы работы с группой во внеурочное время // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 7. - с. 141-147
2. Елгина Н.В. Общие компетенции как фактор социализации студента // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 20012. № 7. - с. 24-28
3. Уваров Е.В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции у будущих специалистов сферы обслуживания // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 7. - с. 3-12
4. Фельк Г.А. Ключевые компетентности студентов колледжа, формируемые в процессе изучения иностранных языков // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2011. № 1. - с. 93-96
5. Алексанян Э.Л. Формирование общих компетенций учащихся на уроках английского языка, 2012 г.
6. Маськина В.В. Развитие общих и профессиональных компетенций во внеурочной деятельности (из опыта работы преподавателей иностранных языков)
Семейное чтение: возрождая традиции....
Целоусова Н.А.,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ ООШ с. Полом
«Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на
новейшие открытия, новые виды сохранения
информации, не будем спешить расставаться
с книгой»
Д.С.Лихачев
На сегодняшний день приоритетным направлением в работе является организация совместной деятельности учителя, семьи, библиотеки при формировании гармонично развитой личности. Большой потенциал решения этой задачи находится в семье. Издавна русский народ ценил силу слова, детскую книгу сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровищницу мудрости и богатства, с лестницей, ведущей, к вершинам образованности, к почету и славе. Родители и педагоги всех времен стремились к тому, чтобы обученные грамоте дети были как можно более начитанными. В нашей школе семья рассматривается как социальная ценность, основное предназначение которой передавать от поколения к поколению лучшие традиции, в том числе и семейного чтения. По результатам анкетирования учащихся выявлен низкий уровень интереса родителей к совместному чтению. Это объясняется в первую очередь социальным статусом семей : большинство родителей не имеют профессионального образования, главной заботой считают создание материальной базы семьи. Таким образом, одним из главных направлений деятельности учителя и школьного библиотекаря считается приобщение родителей и детей к книге и к чтению как средству сплочения семьи и организации семейного досуга.
Нами была поставлена цель: возродить семейное чтение как важнейший элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала, роста творческой активности учащихся и родителей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
ñ Развитие традиций семейного чтения, способствующего укреплению авторитета семьи как социального института.
ñ Развитие и поддержка читательского интереса в семьях учащихся.
ñ Пропаганда книги как источника нравственного, эстетического, гражданско-патриотического воспитания.
I. Виды деятельности, проводимые в 1-4 классах :
Встречи с родителями 1-4 классов с целью дать представление о путях и методах приобщения детей младшего школьного возраста к книге и чтению по следующей тематике :
1. «Давайте познакомимся!». Знакомство со школьной библиотекой.
2. « Наша домашняя библиотека». О формировании домашней библиотеки.
3. « Читаем вместе». Об организации громкого чтения в семье.
4. Влияние разностороннего детского чтения на воспитание культуры семейных отношений. Пропаганда литературы для чтения в помощь воспитанию в семье.
5. « Как организовать семейное чтение?». Обмен опытом.
6. Книга и душевное здоровье ребенка. Что и как читает ребенок.
II. Виды деятельности,проводимые в 5-9 классах :
1. « Любимые книги нашего детства» (встреча, посвященная книгам- юбилярам)
2. « Книжный выходной» (вечер семейного чтения для детей и родителей)
3. « Книги, с которыми весело жить» (по произведениям Н.Носова и В. Драгунского)
4. «Найди свою жемчужину в океане книг» (знакомство с познавательной и развивающей литературой)
5. « Мы в ответе за нашу планету» (дискуссия по произведениям о природе русских писателей)
6. « Папа ,мама, я -читающая семья» (конкурс читающих семей)
7. «Читаем вместе с детьми книги из нового поступления»
( распространение рекламных листовок)