Из опыта организации исследовательской деятельности школьников

Соболева Л. А.,

зав. отделом МБУ

«Котельнический краеведческий музей»

Наш город провинциальный. И мы, педагоги , понимаем, что в наших условиях очень важно подготовить учащихся к дальнейшему обучению и помочь им выбрать свой путь в жизни. Большую роль в этом деле играет занятие учебно-исследовательской деятельностью. Это надежный ориентир для развития способностей детей. В 1993 году был создан филиал областной очно - заочной историко-краеведческой школы при СЮТур г.Котельнича.

Выявление детей, способных и желающих заниматься, первоначально происходило через организацию олимпиад, конференций и конкурсов. Обучение продолжается от двух до трех лет и более. На первом этапе основной задачей является обучение основам учебно-исследовательской деятельности, даются первоначальные знания о природе, истории и культуре Вятского края и района. Уже в первый год учащиеся выбирают тему своего краеведческого исследования в масштабе города, района, семьи. Школьники учатся работать с историческими источниками и овладевают техникой краеведческих исследований. Это происходит не только на занятиях, но и во время экспедиций, путешествий, летних лагерей. Они учатся вести беседу и записывать воспоминания, собирать диалектные слова, составлять паспорт экскурсионного объекта, описывать праздники, обряды. Т.о. закрепление полученных знаний происходит на практике. К концу года учащиеся овладевают умением пользоваться каталогами, картотеками, т.е. получают навыки работы с научно-справочным аппаратом. Они уже ведут простейшие наблюдения, умеют анализировать информацию и делать выводы.

На этом этапе обучения обычно все учащиеся проявляют склонность к исследованию определенной темы и бывают подготовлены к закреплению мотивации выбранного вида профессиональной деятельности по специализации: работник архива - краевед, библиотекарь – краевед, экскурсовод, основы журналистики, делопроизводство. Это для тех, кто принимал участие в выездных сессиях областной очно-заочной историко-краеведческой школы. А это практически все. В первый год обучения учащиеся получают опыт публичных выступлений. Это происходит на станционных, школьных конференциях и слетах, а наиболее успешные выходят на уровень городских и районных конференций, конкурсов и чтений. Так происходит создание ситуации успеха на первой ступени обучения.

Педагоги школ отмечают, что обучающиеся у нас дети быстрее справляются с творческими заданиями, выступают консультантами других учащихся.

Основной задачей второго года обучения является углубление знаний учебно-исследовательской деятельности и овладение первоначальным профессиональным образованием. В Котельниче выполняем задания ООЗИКШ и организуем отработку профессиональных навыков на практике.

Обучение идет в процессе сотворчества учащихся и педагога – научного руководителя. Учащиеся продолжают исследование выбранной темы. Работа в архивах, музеях, библиотеках со специалистами по исследуемой проблеме создает научную атмосферу. Школьники не только закрепляют навыки и умения по методике краеведческих исследований, но и осязают "образ" будущей профессии, вырабатывают научное мировоззрение. На этом этапе учащиеся выходят на новый уровень – участвуют наряду с опытными краеведами в районной и городской конференции «Котельнич. История и судьбы». А также, они представляют свои работы на областную научно-практическую конференцию юных исследователей Вятского края. Наиболее интересные фрагменты исследований публикуются на страничке «Истоки» районной газеты «Котельничский вестник».

В течение третьего года юный исследователь завершает свою работу и защищает её в присутствии комиссии, состоящей из профессорско-преподавательского состава вузов г. Кирова и ведущих специалистов областных архивов, библиотек, музеев. Здесь важно получение оценки специалистов, для многих это бывает важнее победы на конкурсе.

На этом этапе лучшие учащиеся выходят на региональные и всероссийские конкурсы. Мы участвуем в различных конкурсах и конференциях, чтобы проверить себя и еще раз создать ситуацию успеха.

В региональном конгрессе «Шаг в будущее» из 9 участников 7 стали лауреатами. Кроме того, Циклаури Ирма за исследование по литературному краеведению удостоена специальной премии экспертного Совета, а Протасова Екатерина стала лауреатом Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». За годы работы НОУ во всероссийских конференциях разного уровня участвовали около 30 человек и практически все стали лауреатами и призерами.

В 2000г. впервые участвовали во Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество». Все четверо участников получили дипломы первой, один - второй степеней, а Бешкарева Ирина удостоена диплома 1 степени на 1У Всероссийской олимпиаде школьников по краеведению и всероссийской конференции. Летом 2001 г. ребята участвовали во Всероссийском лагере-слете в Марий Эл. 6 человек привезли 8 дипломов призеров и победителей. Интерес к занятиям исследовательской деятельностью среди школьников города рос постоянно.

Среди тем, исследуемых юными краеведами, много работ связанных с историей войн, особенно Великой Отечественной: «Наши земляки – защитники Ленинграда»; «Дети Ленинграда на котельничской земле», «Люди трудной судьбы» и другие. За работу «Последний интеллигент» (о творчестве Л. Н. Рахманова), представленную автором Е.Криницыной в Санкт-Петербурге, автор получила среди прочих диплом «За петербургский стиль». Такие успехи особенно радуют и вдохновляют.

Через несколько лет работы возникла потребность в дальнейшем развитии научно-исследовательской деятельности учащихся. В январе 1999 г. было создано научное общество учащихся (НОУ). Первоначально в него вошли только учащиеся областной краеведческой школы, затем стали присоединяться все желающие. В разные годы число членов общества насчитывало до 50 учащихся (начинающие и уже имеющие опыт исследовательской работы). Они получали помощь и консультации научных руководителей, различных специалистов.

В основу занятий положены принципы свободного творчества, полной самостоятельности учащихся в исследовательской работе. Упор делается на индивидуальные и групповые формы работы и самообразование. Главное – ввести детей в научно-исследовательский процесс, обучить его методам и приемам, привить вкус к серьезной творческой работе. Избранная тема должна увлекать школьника, тогда только, в процессе познания, он удовлетворяет свое любопытство, свой «исследовательский инстинкт». Такие учащиеся обычно и добиваются высоких творческих результатов. Члены НОУ выступают на заседаниях общества, проводят ежегодные публичные чтения, участвуют в краеведческих четвергах, конференциях различных уровней.

За годы работы у юных исследователей сложилась система взаимодействия с краеведами, музеями района и города, архивами, учреждениями культуры, редакцией газеты и другими заинтересованными в результатах научно-исследовательской деятельности учащихся.

Они поддерживают и оказывают помощь. Общество охотников учредило премии для занимающихся природоохранной деятельностью и исследованием природных объектов. Администрация города и района, районное общество краеведов присваивало юным исследователям премии имени краеведа Д. Сенникова, городская администрация постоянно поощряет юных краеведов.

Без нашего участия не обходятся городские и районные краеведческие конференции, публичные чтения и другие мероприятия краеведческого характера.

Родители не только поддерживают юных исследователей материально, но и являются активными помощниками в их изысканиях. С 1998 г. принимаем участие в летних экспедициях и лагерях, в том числе и семейных. Таким образом, мы и отдыхаем и обучаемся. В этом заключается и романтика, и забота о здоровье.

Педагогика сотрудничества действует у нас не только в обучении, но и в воспитании. Совместные дела помогают развивать коммуникативные навыки и к третьему-четвертому году обучения воспитанники уже самостоятельно готовят и проводят конкурсы «О чем рассказал экспонат», слеты поисковых отрядов, историческое ориентирование по городу, являются незаменимыми помощниками методистов.

В процессе совместной учебно-исследовательской деятельности коллектива учащихся и педагогов создан музей Учительской славы при станции юных туристов. Учащимися разработано более 20 тем по истории народного образования Котельнича, их изыскания позволяли постоянно дополнять экспозицию музея и историю различных учебных заведений города.

Одним из результатов исследовательской деятельности учащихся стали паспорта на экскурсионные объекты города и района, участвовали в реставрации и благоустройстве памятников истории и культуры города. Позднее эти наработки воплотились в путеводителе по городу Котельничу.

Таким образом, появился у нас и опыт коллективных проектов. Исследовали Котельничский некрополь и составили картотеку захоронений в дореволюционный период, а затем несколько лет вместе с трудовой бригадой СЮТур занимались благоустройством захоронений. Работая над проектом о репрессиях в 1919-1920 годах на территории района, создали фильм «Красный яр. Правда или вымысел?» и установили поклонный крест а память жертв политических репрессий на берегу р. Вятки в районе п.Затон.

Все работы имеют практическое значение – это не только открытие неизвестных страниц в истории города и района, но и общественно-значимый результат. Разумеется, все они будут востребованы педагогами школ при реализации регионального компонента, создании учебных пособий, справочников и т.д.

Занятие исследовательской деятельностью не просто развивает одаренных школьников, но и воспитывает граждан. Патриотизм, любовь к Родине – это главная черта выпускников. Не случайно они продолжают занятия краеведением, являясь активными участниками научных обществ в вузах, участвуют в деятельности отрядов областного отряда «Долг» по перезахоронению воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, первым руководителем поискового отряда «Знамя» был А.Ежов и сейчас он и другие воспитанники.

Всего за эти годы подготовлено около 200 выпускников, из них 20 человек получили дипломы с отличием, 50% учащихся защитили работы на «отлично». У всех выпускников стабильный интерес к дальнейшей учебе. Практически все выпускники продолжают обучение в вузах (свыше 50%) и средних учебных заведениях. Они быстрее других адаптируются к новым учебным программам, легко выполняют курсовые работы и помогают сокурсникам.

Среди выпускников два кандидата наук – Бешкарева И. и Дунин Д., много педагогов, пять лауреатов премии краеведа Д.Сенникова: Ковязина О.- директор СЮТур, Игошина Е. – медсестра, Циклаури И.- руководитель фирмы «Интернет-услуги», сейчас живет в Америке, Плетенева О. – менеджер турфирмы «Летучий корабль», Парышева О.- педагог – дизайнер, есть врачи, журналисты, большинство заканчивают высшие учебные заведения, многие продолжают заниматься краеведением

Документирование деятельности в образовательном учреждении: к сведению руководителя и секретаря

Соловьева М.Ф.,

К.п.н, доцент

Филиала РГГУ в г. Кирове

Основной закон Российской Федерации - Конституция 1993 года в группе прав и свобод человека и гражданина предусматривает свободу слова, печати, собраний для каждого гражданина РФ.

Реализация данных положений относится к ряду федеральных законов. К числу их относится Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года. Статья 38 данного закона «Право на получение информации» уточняет, что граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц…..
Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс - конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Согласно ст.1. данного закона, в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле -, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год и т.д.
Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила.

В силу необходимости реализации ряда законодательных актов, особенно с 2009 года, возникла необходимость не столько информатизации, сколько обеспечения эффективности информационных средств во всех сферах жизни государства и общества. Данную проблему решает Долгосрочная целевая программа «Информационное общество» до 2020 года, сменившая ФЦП «Электронная Россия» (2000-2010). Новая программа обеспечена целым рядом законодательных актов и предусматривает не только электронную подпись, но постепенный переход на безбумажный документооборот до 80-90%, на оказание государственных, муниципальных услуг в электронном виде, на электронное взаимодействие не только между государственными структурами, но и государственными, коммерческими и некоммерческими организациями и отдельными физическими лицами. Некоторые из направлений касаются информатизации бытовой сферы, но более всего социально-культурной. Напрямую с проблемами социальной информатики (внедрение ИТ ресурсов в производственную и бытовую сферу) столкнулось и образование. В том числе и периодическая печать, оказывающая необходимую помощь руководителю и секретарю для обеспечения качества управленческой деятельности. К этому имеют отношение и критерии международного менеджмента качества или иначе информационного менеджмента, касающегося и системы образования.

Портал PRO-Делопроизводство и СЭД (<[email protected]> [6].) предназначен для руководителей и секретарей всех уровней. Он распространяется по электронной почте как рассылка для пользователей. Интересен тот факт, что адрес рассылки редакция находит среди числа участников научных и практических конференций, т.е. размещает информацию целенаправленно не только по интересам, но и потребностям как прямым (специалисты ДОУ), так и косвенным (преподаватели, обслуживающие подготовку специалистов «Документоведение и ДОУ», «Документоведение и архивоведение», «Информационный менеджмент» в расчете на распространение информации среди студентов - будущих специалистов. Это интересный прием «приручения» потенциальных кадров, которые ознакомившись с изданием или информационными ресурсами отдают им предпочтение перед иными (временно неизвестными). Возможности эффективного сравнения тех или иных информационных продуктов наступят после периода профессиональной адаптации или при формировании уже собственного стиля профессионального выполнения функций специалиста ДОУ.

Издатели портала предлагают журналы, онлайн-семинары , email-рассылки, которые могут или помогли в решении управленческих профессиональных задач. Портал поддерживает связи и через подписку. Интересно, что имеется возможность приобретения подписки за прошедший год сразу всей серии вышедших номеров на льготных условиях. Это важно как для студентов, так и начинающих работников, работников в новой организации для создания системы информации и отслеживания тенденций развития законодательной и нормативно-методической базы данных. Естественно можно обратиться на сайты РОСАРХИВА или ВНИИДАД, но журнал предлагает иной стиль общения, поэтому «язык» общения доступен и для опытного специалиста и для новичка. Вместе с тем портал предлагает серию разнообразных способов общения, как уже упомянуто выше.

Качество предлагаемых услуг портала не вызывает сомнений после участия в серии вебинаров. Темы общения также актуальны для специалиста ДОУ:

• как эффективно внедрить и оптимизировать электронный документооборот
• каковы нюансы составления локальных нормативных актов
• как работать с входящими, исходящими и внутренними документами

4 октября 2012 редакция журнала «Современные технологии делопроизводства и документооборота» провела бесплатный online-семинар «Как успешно перейти на электронный документооборот: основные работы по внедрению СЭД». Лектором выступил Денис Вдов, директор Центра консалтинговых услуг и внедрений, компания «ИнтерТраст». Денис имеет 10-летний опыт работы в области организации электронного документооборота в крупнейших российских компаниях как на стороне разработчика СЭД, так и компании, внедряющей систему. Участников вебинара интересовали проблемы особенности внедрения СЭД для отдела делопроизводства, состоящего из двух делопроизводителей, условия перехода на электронный документооборот в ситуации, когда у нас на предприятии постоянно происходят структурные изменения и кадровые перестановки и др.

Тема последнего в 2012 году семинара, прошедшего 15 ноября была заявлена следующая ««Защищенный и юридически значимый электронный документооборот: в чем преимущества, как организовать?». Лектором выступил Василий Редькин, менеджер по работе с клиентами компании «ИнтерТраст». Руководитель проектов по организации безопасного юридически значимого электронного документооборота как в российских, так и зарубежных компаниях. Опыт работы по внедрению СЭД – более 7 лет.

Современные системы электронного документооборота обеспечивают информационную и коммуникационную поддержку критически важных управленческих бизнес-процессов, работу с корпоративной информацией (в том числе конфиденциальной), электронное взаимодействие сотрудников компании друг с другом (причем сотрудники могут работать в разных территориально удаленных офисах), с клиентами и партнерами. В связи с этим участников вебинара интересовал процесс защиты служебной, коммерческой тайны при работе в территориально удаленных офисах. Вероятно, нельзя в полной мере отнести эту тему к специалисту ДОУ, но это только на первый взгляд, так как именно специалист ДОУ организует данный процесс не на уровне нормативного акта (который может разработать юрист), не на уровне средств криптографии (как информатик), а специалист ДОУ выступает как организатор и непосредственный участник процесса работы с информацией.

Темы бесплатных оnline-семинаров от журнала «Современные технологии делопроизводства и документооборота» предлагаются на квартал вперед, и есть возможность планировать практическое участие заранее. Так, например, в феврале 2013 года представлена тема «Новые возможности систем управления корпоративным контентом». Регистрация участия осуществляется через личный кабинет, поэтому соблюдается законодательство о персональных данных и доступности к информации.

Портал предлагает свои услуги и через три варианта периодического издания с целью обеспечения актуальности информации.

• «Современные технологии делопроизводства и документооборота» для руководителей служб ДОУ, начальников делопроизводственных подразделений, заведующих канцеляриями, общими отделами и архивами.

Данный журнал и организует актуальные тематические вебинары.
• «Справочник секретаря и офис-менеджера» для секретарей всех уровней и сотрудников делопроизводственных подразделений организаций.

Имеется электронная версия журнала.
• «Секретариат в вопросах и ответах» для секретарей (руководителей, отделов, ресепшен), помощников руководителей, референтов, офис-менеджеров, делопроизводителей.

(http://www.sekretariat.ru/magazinestdd/seminar.php?utm_source[7].)

Сайт портала предлагает возможности размещения статей не только специалистов, но и гостей сайтов по актуальной теме. Для привлечения внимания предусмотрены рубрики: Обеспечение жизнедеятельности офиса, секреты нашей профессии, современное делопроизводство, специальные системы делопроизводства. Наряду с ними, предлагаются и такие темы, как организация праздника, оформление офиса. Однако анализ сайта показал, что отсутствует общение по данным темам. Между тем размещены статьи, которые непосредственно относятся к организации документационного обеспечения управления. Одна из статей посвящена организации холдингового документооборота Автор: А.А. Кузнецова, руководитель по развитию направления документальных систем, компания NAUMEN. Актуальность темы вызвана тем, что вопрос организации документооборота внутри холдинга беспокоит многих руководителей. Автор осветила вопросы постановки целей и способов их достижения для выбора оптимальной системы документооборота, рассмотрела преимущества и недостатки вариантов информационных систем, и различные способы реализации процессов документооборота холдинговых структур. Цель автора статьи заключалась в разработке информации для обеспечения управленческого решения - выбора наиболее подходящий для нее варианта. Эксперт статьи - И.В. Баранова, руководитель секретариата холдинговой компании подтвердила актуальность темы, т.е. организации документоооброта в территориально-распределенном холдинге. Внедрение СЭД обусловливается необходимостью упорядочивания бумажного документооборота и введения единых базовых бизнес-процессов, а также усиления контроля над расходами и финансовыми потоками на предприятии. По большому счету, с установкой системы электронного документооборота меняется стиль управления не только бизнесом (социальным предпринимательством). Из опыта последнего места работы автора стало ясно, что по мере расширения сферы деятельности холдинга и в особенности с появлением филиалов у них возникает проблема эффективного обмена финансовыми и организационными документами (приказами, распоряжениями, бланками и т. д.); требуется исключить влияние так называемого человеческого фактора и добиться, чтобы прохождение бумаг занимало минимальное время. Введение системы электронного документооборота, упрощающего процедуры оформления, согласования, утверждения документации. Данное явление нашло широкое распространение и в образовательной сфере: единая информационная сеть для ОУ МО «Город Киров».

Первоначально автоматизация проходила только на головном предприятии холдинга, затем постепенно была проведена и в филиалах. В итоге СЭД объединила документооборот между сотрудниками головного офиса и дополнительных офисов. В результате при использовании систем электронного документооборота производительность труда персонала, по подсчетам, увеличилась на 25–30%, затраты на хранение бумажных документов уменьшились почти на 50%. На согласование документов стало уходить намного меньше времени: вместо нескольких дней – несколько часов. Так, после запуска системы автоматизации финансового документооборота время прохождения платежей сократилось до одного дня независимо от территориальной отдаленности филиалов холдинга.

Кроме обеспечения совместных процессов, для руководителя важно наладить процессы в собственной организации, выстроить цепочку исполнения для получения быстрого и качественного результата. Данный процесс внедряется в систему образования через требования к ведению сайтов ОУ (организаций).

Для сотрудников, ответственных за делопроизводство, важно наличие информационной системы, позволяющей, с одной стороны, реализовать в электронном виде нормы делопроизводства, с другой – предоставить инструменты для быстрого поиска документов, удобной работы с ними, а также эффективного контроля исполнительской дисциплины.

Для делопроизводителей, работающих в одной из компаний холдинга, не столь важен единый холдинговый процесс, для них важно, чтобы выполнялись установленные на их предприятии или в организации нормы. Они всегда должны иметь под рукой шаблоны документов, номенклатуру дел, отчеты и т. д.

В достижении поставленных целей организации холдингового документооборота значительную роль играет выбор информационной системы, наиболее подходящей для предприятия с учетом его особенностей. По данным портала www.doc-online.ru, на сегодняшний день на российском рынке представлено около 70 систем электронного документооборота. О специализированном решении для построения холдингового документооборота в той или иной степени заявляют 10% производителей СЭД. Поэтому многие проблемы еще зависят от уровня информационно-документационной культуры руководителей и специалистов ДОУ до сих пор. Тем не менее, практика показывает, что обучение помощников руководителей ОУ еще не нашло широкого применения, так как не осознана сама проблема обеспечения качества управления и через данный ресурс учреждения.

На своем сайте того же портала, но журнала «Справочник секретаря и офис менеджера» можно отметить иной подход к обеспечению чтения журнала в электронном виде. С одной стороны предлагается список рубрик журнала, к числу которых можно отнести следующие:

- практика работы с входящими, исходящими и внутренними документами, практика их создания

- особенности оформления документов секретаря

Также предлагается курс заочного обучения по цене подписки журнала (и это очень оригинальный подход). Одна из тем для курсов: школа профессионального секретаря (общее и кадровое делопроизводство). Не менее интересен курс «Деловой английский язык для секретаря», но вызывает недоверие способ прохождения курса - заочный.

Необходимо отметить, что портал предлагает возможность «ПРОЛИСТАТЬ» текст журналов, что дает возможность по знакомиться с содержанием вообще, но возникает необходимость его приобретения для непосредственной работы.

Среди оригинальных идей работы с журналом - организация обратной связи с менеджером журнала о возможности приобретения, критики, благодарности и т.д. Электронная версия журнала "Справочник секретаря и офис-менеджера" - e.sekretariat.ru - это полное отражение печатного журнала, снабженное дополнительными интерактивными сервисами.

Редакция обращает внимание на преимущества электронной версии:

· Свежий номер журнала подписчик получает раньше, чем он выйдет из печати.

· Постоянный доступ к архиву всех оплаченных номеров журнала в личном кабинете подписчика, копирование и распечатка страниц.

· Удобная навигация, быстрый поиск информации по ключевым словам.

· Интерактивное заочное обучение в Школах журнала. Легкий способ заполнения тестовых форм и отправки ответов.

· Размещение "заметок на полях" для конкретной статьи во время чтения.

· Возможность задать вопрос экспертам.

· Каждому подписчику будет открыт доступ ко всем разделам и сервисам сайта PRO-Делопроизводство и СЭД

· Более низкая цена и простой способ оплаты подписки.

Также подписчики могут познакомиться с демо-версией журнала и обучающим роликом, который поможет научиться работать в электронной версией журнала. Этот вариант соучастия специалистов ДОУ может заинтересовать молодых специалистов и использоваться как средство повышения квалификации (если есть возможность использовать систему зачетных единиц или накопительных баллов).

Третий из журналов, представленных на портале – это журнал "Секретариат в вопросах и ответах" - журнал для секретарей (руководителей, отделов, ресепшен), помощников руководителей, персональных ассистентов, референтов, офис-менеджеров, делопроизводителей. Издание является практическим руководством, необходимым секретарю в ежедневной работе, содержит рекомендации специалистов по практическим действиям в конкретных ситуациях и взаимодействию с руководителем. Сайт журнала предлагает познакомиться с содержанием также методом «пролистывания» и знакомства с рубриками. Их всего 10. Каждая может быть интересна специалисту ДОУ, но полезны некоторые из них. Это рубрика «Делопроизводство и архив» Рассматриваются нюансы работы с документами в текущем делопроизводстве и архиве. Документооборот организации. Требования к составлению и оформление документов разных видов. Приказы по основной, кадровой и административно-хозяйственной деятельности. Выписки из документа и копии документа. Письма со сложной и простои структурой. Текущий архив.

«Обеспечение жизнедеятельности офиса» Организация офис-менеджером жизнедеятельности офиса. Заказ необxодимой продукции. Дизайн и ремонт офиса. Подготовка служебной командировки руководителя. Бронирование билетов и др.

«Электронный офис» Все программы для офиса. MS Word 2007 и др. Технология работы. пошаговая инструкция

«Самоконтроль» Ответы на вопросы теста и решение профессионального кроссворда как наиболее известные среди молодежи способы самооценки.

C 2011 года в периодической печати зарегистрирован новый специализированный журнал под названием «Современные технологии делопроизводства и документооборота». Этот журнал предназначен для руководителей тех подразделений, которые заняты управлением документами в бумажном и электронном видах. Для руководителя любого уровня важно знакомство с новыми нормативными актами и журнал предлагает актуальные обновления нормативной базы.

Редакция журнала знакомит с возможностями эффективно внедрить и оптимизировать электронный документооборот, иные аспекты деятельности по составлению локальных нормативных актов. Предлагаются примеры реализации успешных проектов в сфере современного делопроизводства, обмен опытом и комментарии ведущих экспертов и практиков отрасли.

Объем – 6 печатных листов или 96 страниц. Распространяется только по подписке.

Также как и иные выше упомянутые издания, журнал предлагает цикл мероприятий в формате «онлайн». Например, 19 апреля 2012 года состоялся вебинар на тему «Внедрение системы электронного документооборота: риски и способы их преодоления». Участие в вебинарах бесплатное. Для регистрации на мероприятие необходимо заполнить заявку.

Особое внимание к журналу вызвано тем, что в составе его редакции руководители научно-исследовательских организаций в области документоведения и ДОУ.

Среди них:

А. Н. Артизов – председатель редакционной коллегии, руководитель Федерального архивного агентства, д-р ист. наук
В. И. Андреева – научный редактор журнала, канд. ист. наук, проф. каф. Трудового права Российской академии правосудия
Е. В. Богданова– главный редактор ИД "МЦФЭР"
М.В. Ларин – директор Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, д-р ист. наук, проф
В.В. Попов –начальник управление информационного и документационного обеспечения Совета Федерации Федерального собрания РФ
В.Э. Баласанян -генеральный директор компании "Электронные Офисные Системы"
А. А. Линев -генеральный директор ЗАО "Компания ИнтерТраст"
Э.В. Тычинская -заместитель руководителя Аппарата Правления, начальник Управления делами "ГАЗПРОМБАНК" (ОАО)
А.В. Рыков – операционный директор ОСГ Рекордз Менеджмент Центр, ООО

Среди разделов журнала, или как их назвали редакторы - рубрикаторов можно отметить некоторые из тех, которые имеются и в иных журналах. Но главное отличие заключается в том, что рубрики представлены в порядке «иерархии» актуальных проблем, также значительное внимание уделено информационным технологиям в современном делопроизводстве, представлены отдельные разделы по общему делопроизводству, специальному, особенностям документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления. Интересен тот факт, что вместо традиционно использованного понятия «документационное обеспечение управления» используется термин «документирование управленческой деятельности». Важно отметить и то, что журнал ориентирован на обратную связь с заказчиками и исполнителями (наличие форума, возможности подписки, заказа), а также то, что всегда востребовано специалистами – разбор типичных недочетов в практической деятельности. Не менее актуальны рубрики – «Формула успеха», что влияет на престиж профессиональной деятельности (и это очень редко имеет место быть на страницах специализированных журналов) и «Вопрос-ответ», где предполагается взаимодействие с экспертами. Эффективность журнала уже представлена в его концепции, но многое будет зависеть от «стиля» общения с потребителями.

Основные рубрики журнала:

Современное делопроизводство Внимание руководителей нацелено на электронный документооборот в управленческой деятельности государственных и коммерческих организаций. Тем не менее, с 2012 года государство радикально ориентировано на расширение доли НКО в решении социальных вопросов и развитии некоммерческого сектора в экономике страны.

Информационные технологии в современном документообороте. Принципиально важно руководителям организаций обратить внимание на эту рубрику, так как она направлена и на аудит документооборота, что недостаточно развито в наших регионах и на мониторинг корпоративных информационных систем.

Наши рекомендации