К вопросу о методах воспитывающего обучения
Строева Г. В.,
Эксперт Автономной некоммерческой организации
«Центр социальной реабилитации правонарушителей
и профилактики преступности “Криминон СНГ”»,
член-корреспондент Российской академии естественных наук секции «Гуманитарные науки и творчество», кандидат педагогических наук,
8-905-728-63-78
Современная действительность характеризуется глобальными изменениями: исчезают многие ограничения, открываются границы, повышается возможность свободного, беспрепятственного передвижения людей, расширяется возможность общения между ними.
Информационные технологии позволяют практически мгновенно транслировать свои идеи, убеждения и пр. на весь мир.
Снятие внешних (физических) ограничений вскрывает главную, на наш взгляд, проблему – несформированность внутренних барьеров личности: недостаточный уровень нравственности[2], стойкости, неспособность правильно и критически оценивать информацию и др.
При этом уровень преступности (и несовершеннолетних, и взрослых) остается достаточно высоким. Так, по официальным данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2012 году было зарегистрировано более 2 миллионов преступлений, а ущерб от них составил 267,77 миллиардов рублей, что на 6,8% выше аналогичного показателя 2011 года [10].
Это позволяет заключить, что (с педагогической точки зрения) у населения не сформирован должный уровень нравственности. Более того, и нравственное состояние самого общества провоцирует вседозволенность, привыкание к низким нравственным стандартам, терпимое отношение к безнравственности. Это еще в большей мере требует усиления воспитательной составляющей в обучении для того, чтобы выходящие в жизнь люди были нравственно стойкими, ответственными и способными самостоятельно мыслить и принимать решения, действуя исключительно в рамках нравственных норм.
Таким образом, современная действительность и нравственное состояние общества обусловливают изменение требований к человеку.
Компетентность[3] в той или иной сфере (например, владение компьютером или умение расщеплять атомное ядро) в настоящее время являетсянеобходимым, но недостаточнымусловием успешного выживания индивидуума и человечества. Требуется наличие двух составляющих: компетентность и нравственность. Другими словами, повышается значение воспитывающего обучения.
Воспитывающее обучение мы рассматриваем как сущностное направление образовательной деятельности, которое обеспечивает совокупность усвоения знаний и развития нравственных качеств личности. Это обучение, в котором соединяются методы и обучения, и воспитания. Под методами мы полагаем способы достижения заявленной цели.
Идеи воспитывающего обучения можно проследить в человеческой культуре на протяжении тысячелетий. Так, еще в Древней Индии отстаивалась позиция о том, что для воспитания стойкости, правдивости, человечности и др.: «[Нужны лишь] изучение и обучение» [12, т. 2, с. 82]. Подобных взглядов придерживался и Конфуций (Древний Китай). В последующие века принцип воспитывающего обучения и соответствующие методы развивали Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.
Для объединения методов обучения и воспитания предлагались различные основания. В данное время объединяющей позицией выступает то, что сутью и обучения, и воспитания является развитие личности, а также то, что образование представляет собой единый процесс, в котором во взаимодействии проявляются обучающая, развивающая и воспитывающая функции.
Наша основа объединения методов (с учетом вышеназванных оснований) дополнена следующими положениями:
1) человек является целостным существом, поэтому развитие сознания и становление качеств личности, выражающихся в поведении, должно происходить одновременно;
2) и в обучении, и в воспитании усваивается определенный объем знаний;
г) и в обучении, и в воспитании эти знания должны быть усвоены полноценно (критерием чего выступает способность человека их применять);
д) все знания человек, в конечном счете, усваивает для выполнения своей социальной миссии – вносить позитивный вклад в развитие человечества и способствовать продвижению человечества вперед (и в этом мы видим нравственную задачу и социальную миссию обучающегося человека – и большого, и маленького).
Условно в воспитывающем обучении можно выделить три уровня, которые постепенно должны расширяться:
– когнитивный[4];
– деятельностный (расширение социально позитивной активности и вклада в социум);
– личностный (повышение мотивации, ценностилюбыхизучаемых знаний для самого человека, а также осознание того, как эти данные применимы на благо его самого, его семьи и человечества в целом).
Центральной группой методов воспитывающего обучения мы определяем методы формирования сознания, личностных смыслов и просоциальной[5] причинности.
Причинность – это способность человека быть причиной, т.е. порождать следствия, а также осознавать себя тем, кто вызвал эти последствия, признавать это и считать себя ответственным за вызванные последствия.
Поскольку по сути воспитывающее обучение продолжает оставаться обучением, то в качестве методов названной группы выступают традиционные методы (словесные, наглядные, практические), но с определенной их корректировкой в соответствии с нашим подходом.