Формирование профессиональных компетенций
Молодого специалиста
Клобукова С. Е.,
преподаватель спецдисциплин КОГОБУ СПО
«Кировский технологический колледж»
Компетентность выпускника учебного заведения - это цель и результат воздействия системы образования на личность. Следовательно, компетентностный подход в обучении представляется результативно-целевым основанием организации учебного процесса.
Я считаю своей педагогической задачей - направить творческие способности и энергию студентов в рациональное русло, научить находить индивидуальное творческое решение сугубо жизненных практических задач на уроке. Поэтому, именно в ходе учебного занятия, практических работ преподаватель может и должен формировать профессиональную компетентность будущего специалиста.
Работодатель заинтересован в подготовке компетентного специалиста, активного, самостоятельного, гибкого, с нестандартным мышлением, с общей и профессиональной культурой. Поэтому проблема формирования профессиональных компетенций приобретает особую значимость в учебном и воспитательном процессе.
В настоящее время перед преподавателем открыта эпоха творчества и самостоятельности, представлено право самостоятельно определять формы и методы учебной деятельности.
Для этого, выстраивая программу обучения, необходимо учитывать потребности студентов, подчеркивая практическую направленность и ориентацию на решение проблем. В таких ситуациях особый вес приобретают активные методы обучения.
Помимо применения обычных, хорошо известных дидактических приемов, необходимо приобщать своих подопечных к реалиям профессии, моделируя типичные проблемные ситуации, с которыми выпускникам придется сталкиваться в будущем.
Важное место в конструировании урока занимает постановка целей. Существует мнение, что необязательно ставить цели к каждому уроку, достаточно определить их к теме, между тем обучает и воспитывает каждый урок, поэтому и цели обязательны для каждого урока.
Например, в ходе урока по дисциплине «Конструирование одежды», мною была представлена слайд – лекция по перспективному направлению моды, разработанная на базе Института индустрии моды, г. Москва.
На основе полученной информации, перед студентами была поставлена цель – разработать мини – коллекцию женских демисезонных пальто.
Результатом данной деятельности стала разработка конструкторской документации и изготовление коллекции «Тентура» (особо модных женских демисезонных пальто).
Важным фактором успешного урока является хорошая его подготовка. Урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. Для этого можно использовать «поэтические минутки», музыкальное сопровождение, жизненные ситуации.
В своей педагогической деятельности я чаще всего использую урок-практикум. Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. В своей работе использую установочные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы.
Также в своей педагогической практике использую уроки-экскурсии, которые обогащают знания студентов, устанавливают связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами, развивают творческие способности студентов, их самостоятельность, организованность, воспитывают положительное отношение к учению.
Важным является рациональное использование средств обучения, междисциплинарная связь, самостоятельная работа, индивидуальный подход, профессиональная направленность.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Князева Н.Г.,
преподаватель экономических дисциплин
КОГОБУ СПО «Слободского государственного колледжа
педагогики и социальных отношений»,
г. Слободской
Проблемами подготовки студентов к исследовательской деятельности в средних профессиональных учреждениях занимались Т.П. Вишнякова, М.П. Гурьянова, Л.П. Козлова, Н.В. Матолыгина, Н.П. Меньшикова, О.И. Митрош и др.
Исследовательская работа воспитывает у будущего специалиста интерес к творческой работе, стремление получать достоверные результаты, довести их до практического использования, помогает студенту войти в систему профессиональных ценностей, сформировать в себе уверенность и т.д. Исследовательская деятельность основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества.
Исследовательская деятельность позволяет обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала по дисциплинам предметной подготовки, индивидуализировать подготовку специалистов, развить у них такие качества современного специалиста, как компетентность, самостоятельность, творческий подход к делу, сформировать умения непрерывно учиться, обновляя свои знания, приобрести навыки исследовательской работы [2].
Вся исследовательская деятельность колледжа состоит из научно-методической деятельности преподавателей и учебно-исследовательской деятельности студентов.
Научно-методическая деятельность преподавателей – это одно из важных направлений в деятельности колледжа, которое позволяет решить ряд целей:
- обеспечения содержания и форм научной, учебной, творческой и воспитательной деятельности;
- внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий;
- обобщение передового опыта на научно-практических конференциях, форумах и совещаниях различного уровня;
- издание методической продукции и др.
Учебно-исследовательская деятельность студентов - это относительно самостоятельное изучение, решение учащимися отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности преподавателя и студента.
В. М. Полонский трактует термин «учебно-исследовательская деятельность студентов» - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории, методике организации, её содержании, принципах, методах и формах[4].
По мнению А.В. Леонтовича, под исследовательской деятельностью учащихся понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [3].
Е.В. Бережнова предлагает использовать разнообразные формы организации учебно-исследовательской деятельности студентов:
- выполнение лабораторных работ;
- написание рефератов;
- участие в предметных олимпиадах;
- подготовка докладов; выполнение заданий, содержащих элементы исследований;
- выполнение конкретных нетиповых заданий исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
- изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения исследований по курсам специальных дисциплин;
- курсовые, дипломные работы и проекты [1].
Используя многолетний опыт колледжа по включению студентов в исследовательскую деятельность и идеи других учебных заведений педагогический коллектив колледжа, использует разнообразные формы организации учебно-исследовательской деятельности студентов:
- участие в работе научно-практических конференций, семинаров, форумах;
- представление результатов исследования на круглых столах;
- использование результатов исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;
- участие в студенческом научном сообществе;
- выступления на страницах печати.
Основными формами представления учебно-исследовательской и деятельности студентов являются:
- доклад - развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т.е. в присутствии слушателей, зрителей;
- тезисы доклада - самостоятельная разновидность научной публикации, текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада
- реферат - краткое изложение в письменной форме определенного научного материала;
- проект - самостоятельно планируемая и реализуемая студентами работа.
- курсовая работа - организационная форма обучения, применяется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины или профессиональных модулей;
- дипломная работа - организационная форма обучения, применяемая на завершающем этапе учебного процесса;
- исследовательская работа - вид творческой деятельности студента, направленный на получение новых знаний [3;5].
Реализация учебно–исследовательской деятельности в колледже решает следующие задачи:
- образовательные: создание условий, способствующих освоению студентами способов познания мира, формирование умений и навыков проведения исследований;
- воспитательные: создание условий для самоопределения и самореализации, для индивидуальной и коллективной творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры;
- развивающие: развитие способностей и мотивации студентов к познанию сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.д.), развитие умений самостоятельно, творчески мыслить, создание внутриличностных ресурсов для профессиональной и социальной адаптации.
Таким образом, вся научно-методическая и учебно-исследовательская деятельность направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста и является неотъемлемым элементом в системе среднего профессионального образования.
Список литературы:
1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 128 с.
2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.
3. Полонский В.М., Краевский В.В. Оценка качества научно.-педагогических исследований. М., 1987.
4. Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа: Дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 148 с.
Электронные ресурсы
1. Леонтович А.В. Концептуальные основы моделирования организации исследовательской деятельности: электронный ресурс: http://www. arusy.ucoz.ru/publ…konceptualnye…modelirovanija.
Особенности реализации модульного обучения в образовательном
Процессе КТК.
Коромыслова С.И.,
мастер производственного обучения КОГОБУ СПО
«Кировский технологический колледж»
Кульпекша Е.Ю.,
старший методист КОГОБУ СПО
«Кировский технологический колледж»
Среднее профессиональное образование в России переживает в настоящее время период реструктуризации, вызванный необходимостью более полного удовлетворения потребности государства, общества в получении гражданами качественного образования и конкурентоспособной профессиональной квалификации.
Высокий уровень профессионального мастерства, технической самостоятельности и творческой активности студентов формируется в первую очередь в процессе практического обучения.
Практическое обучение строится в соответствии с логикой производственного процесса, требованиями к квалификации и задачам воспитания и развития обучающихся.
Цикловая комиссия мастеров производственного обучения «Кировского технологического колледжа» второй год работает над внедрением модульного обучения в образовательный процесс по специальности СПО 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (база 9 и 11 классов).
Проектная группа преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения, участвуя в Региональном проекте «Переход ОУ на реализацию ФГОС – 3», разработали Примерные программы профессиональных модулей по профессии «Портной», которые рассмотрены и утверждены на заседании кафедры теории и практики профессионального образования и утверждены Координационным советом по внедрению ФГОС – 16.06.2011 г.
Модульные программы, основанные на компетенциях, могут одинаково успешно использоваться в НПО, СПО и при обучении взрослого населения, повышения квалификации работников, обучения безработных граждан.
Несмотря, на большой практический опыт, мастера производственного обучения столкнулись с некоторыми трудностями.
Первая - отбор содержания рабочей программы модуля.
Поэтому важно тесное сотрудничество мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин, в результате которого были четко определены профессиональные компетенции ПМ.05 «Выполнение работ по профессии портной» и соответствующее им содержание.
Вторая проблема – организация и проведение контроля знаний, умений и навыков. Обучение не может быть плодотворным без регулярной и объективной информации о степени усвоения студентами учебного материала. Одним из инструментов измерения уровня знаний и управления учебным процессом может быть тестирование, которое вполне можно сочетать с элементами самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки и самокоррекции знаний.
В процессе работы по модульной технологии проявилась еще одно направление - формирование навыков самостоятельной работы, которые им необходимы в дальнейшей деятельности и являются залогом высокого уровня профессионализма.
Мотивация – важнейшая составляющая деятельности студентов, основой которой является познавательный интерес. Когда студенту нравится выбранная профессия и он хочет быть квалифицированным специалистом, он уже смотивирован на самостоятельную работу, его можно только направлять. Необходимо творчески подходить к решению данной проблемы, развивать любовь студентов к выбранной профессии, используя для этого разные современные технологии, приемы и формы обучения.