Как писать сжатое изложение.
1. Прослушайте внимательно текст.
- Определите тему текста (о чем текст?);
- Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?);
- Выделите микротемы (начало предложения запишите).
2. При втором чтении:
- Запишите текст как можно подробнее;
- Отметьте в каждой части главное, сверяясь с основной мыслью;
- Посчитайте количество слов, если меньше 70, продумайте, что можно еще добавить;
- Обратите внимание на смысловые связи между эпизодами (абзацами).
Переверните лист. Перед вами задание:
В первом случае исключите подробности:
Сначала Золушка [побежала] на огород, [выбрала] самую большую тыкву и принесла крёстной. [Волшебница, не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из неё мякоть]. [Потом они прикоснулась к её жёлтой толстой корке своей волшебной палочкой], и [пустая] тыква превратилась в [прекрасную резную] карету, позолоченную [от крыши до колёс].
Сначала Золушка принесла волшебнице, самую большую тыкву с огорода, и та превратила её в позолоченную карету.
Что получилось?
Объясните орфограммы.
Во втором случае вы должны обобщить:
Теперь можно было хорошенько рассмотреть всю компанию. Надо признаться, что красотой они не блистали, эти дикие гуси. И ростом не вышли, и нарядом не могли похвастаться. Все как на подбор серые, точно пылью покрытые – хоть бы у кого-нибудь белое крылышко.
Серые дикие гуси ни красотой, ни нарядом не блистали.
Что получилось?
Объясните постановку знаков препинания.
Вывод: У меня в руках матрешка. Принцип сжатия текста – это принцип матрешки: мы уменьшили текст в три раза, сохранив и цвет, и красоту, а вот размер уменьшился в трое.
(3 матрешки).
III. Перед вами текст, прослушайте его, найдите основную мысль (чему учит текст?) + текст.
Божья тварь.
Не знал, что столько даёт и открывает человеку собака. А эта даже и не собака, а собачонка, помесь дворняжки с терьером – метис. Невзрачное существо, красавцем уж никак не назовёшь. Но глаза … Иногда даже жутко, когда смотришь в них, - всё, кажется, понимающие.
Ему уже семь лет, они не приучен ни к какому собачьему языку, и я не могу почему-то говорить с ним на «фу» и подобных наречиях. Я обращаюсь к нему на нормальном человеческом языке, он, конечно, ничего не понимает, но смотрит так, как будто всё понимает. А то подойдёт, уткнётся в колени, сгорбится, опустив голову, как ослик. Бывает, тяжеловато у хозяина на душе, мой пёс весь как-то притихнет, ляжет рядом, а то, прижавшись к ноге, начинает лизать носок. Поразительна чуткость его к настроению и мыслям человека.
Божья тварь, рождённая в назидание нам – чтобы радовать человека. Учить его радости бытия, блаженству каждого мгновения. Не знает это существо ни скуки, ни раздражения, ни пресыщения. Сплошная любовь под этой шёрсткой. Я и раньше слышал, что животные имеют душу, но вот и сам я на днях вычитал об этом из творения одного из святых подвижников – Антония Великого. И на моего четвероногого дружка смотрю уже иными глазами. «Милый мой, у тебя ведь тоже душонка имеется! Потому-то у тебя такой проникающий в мою душу взгляд».
(по М. Лобанову)
209 слов.
Собаки – живые разумные существа, к которым надо относиться бережно.
Вспомните, как об этом сказал устами Лиса Экзюпери, давайте запишем в черновике основную мысль.
А теперь определите тему текста (о чём?).
Собаки тоже чувствуют, имеют душу. Живые существа.
Значит, передавая содержания, вы должны не потерять ни основную мысль, ни тему.
IV. Работаем над 1-й микротемой.
Многое дает и открывает человеку собака, даже если это помесь дворняжки с терьером. Становится жутко, когда смотришь в глаза, всё понимающие.
Определите 2 микротему.
Поразительна чуткость собаки к настроению и мыслям человека.
3 микротема:
Собака рождена в назидание нам. Собака радует человека, учит его радости бытия. Способная любить, они имеет душу.
Сосчитайте, сколько слов у вас получилось, помните, что работа должны содержать 75-80 слов.
Теперь в черновиках отредактируйте текст.
Домашнее задание: закончить работу и переписать начисто.
V. Рефлексия:
Продолжите это предложение: На уроке я сегодня …
Проектная деятельность
Как форма организации совместной деятельности взрослого и детей
Карпова С. Н.,
заместитель заведующей по УВР,
Деветьярова Н. Н.,
воспитатель
МКДОУ црр- д/с «Золотой петушок»
г. Слободского Кировской области
Каждый дошкольник – маленький исследователь, стремящийся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть. Одной из форм организации совместной деятельности взрослого и детей является проектная деятельность.
Изучив теоретические аспекты проблемы, мы придерживаемся мнения Деркунской В.А., Дороновой Т.И., что проектная деятельность - это создание педагогом условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.
Мир предметов, который нас окружает, огромен, он систематически пополняется и расширяется. Любой предмет, будь то карандаш или простая пуговица, интересен для организации совместной познавательно- исследовательской деятельности взрослых и детей. При этом необходимо заинтересовать, увлечь ребенка и включить в содержание проекта разнообразные формы работы, характерные дошкольному возрасту.
Для активизации самостоятельной познавательной деятельности и расширения знаний об окружающей действительности нами был создан проект «Поздравительная открытка» в подготовительной к школе группе. Целью данного проекта былособрать информацию о поздравительной открытке, материалах, которые можно использовать в её оформлении.Для реализации цели выделены задачи:
Ø Изучить, что такое поздравительная открытка.
Ø Познакомиться с видами открыток.
Ø Показать на примере выполнения авторской открытки использование разных материалов для оформления.
Реализация проекта включила в себя три этапа, проходила в течение месяца и организовала совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
На первом этапе – подготовительном, нами подобраны: литература, дидактические материалы и формы совместной работы. Распределили роли, ответственность между детьми и взрослыми.
На втором (практическом) этапе познавательно- исследовательская деятельность включила в себя интеграцию десяти образовательных областей и различных видов детской деятельности. Совместную работу начали с изучения информации о поздравительной открытке в словарях, энциклопедиях, журналах. Узнали, что открытка – это яркая карточка с художественным изображением, открытое письмо.
Открытка появилась очень давно, в 1777 г. С помощью калькулятора мы высчитали, что открытке уже 236 лет. Первые открытки продавались в качестве сувениров, изготавливались вручную. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие. Художники использовали – орнаменты из цветов, изображения сердца, птиц, людей. Позднее открытки стали печататься на фабриках и продаваться в магазинах, но на них были одинаковые рисунки, готовые поздравления, и люди просто писали – кому и от кого.
Существуют виды поздравительных открыток:
- Художественные
- Фотооткрытки
- Авторские
- Музыкальные
- Электронные
После того как узнали, что существую разные виды открыток, предложили собрать коллекцию и организовать в группе выставку. В результате пополнилась предметно- развивающая среда папками «Открытка прошлого и настоящего», «Открытка. Люди», «Открытка. Цветы», «Открытка. Животные». Рассматривание и сравнение открыток способствовало развитию навыков обобщения и умозаключения. В процессе работы воспитанники выявили, что открытки сделаны из бумаги, разного размера, формы. Цвета современных открыток отличаются яркостью, на старых открытках не было текста, а сейчас есть.
С помощью открытки, возможно, проводить и измерительные действия. Есть маленькие открытки, их называют мини или малявки и самые большие - «супергиганты». Мы провели измерение большой открытки маленькой. У нас получилось, что из большой открытки может получиться 84 маленьких.
Считаем, что важную роль в исследовательской деятельности является поиск информации в ближайшем социуме. Выход в библиотеку и беседа с библиотекарем открыла дошкольникам особенность одного вида открытки. В библиотеке предложили для рассматривания разные наборы открыток – животных, насекомых, птиц. Первоначально дети решили, что – это фотографии, но это были фотооткрытки, которые печатаются на фабрике, и их можно купить в магазине в качестве сувенира или подарка.
Для того чтобы узнать, где можно купить открытку, вместе мы отправились на экскурсию и выяснили, что открытки продают в разных магазинах: книжном, промтоварном, супермаркете. Все открытки, которые увидели, относились к художественному виду. Они были отпечатаны на фабрике из плотной бумаги с разными рисунками и готовыми стихами и пожеланиями. Дети из беседы из беседы с продавцом выяснили, что авторских открыток в продаже нет.
Больший интерес у детей вызвала экскурсия на почту. Где они узнали, что продают открытки с марками, которые можно отправить по почте адресату. После полученной информации решили отправить открытку заведующей нашего детского сада, чтобы сделать приятный сюрприз. А еще провести эксперимент и узнать, какое время она будет в пути. Открытку в детский сад принес почтальон через 2 дня. Данный эксперимент активизировал самостоятельную деятельность детей, т.к. 45% воспитанников предложили своим родителям отправь открытку с почты домой.
Современные дети живут в мире интернета, поэтому при реализации проекта было включено изучение информации об открытках с помощью сайтэкспедиции. В социальных сетях мы нашли сайты «Открытка своими руками». Перелистывая страницы, увидели, что мастера изготавливая поздравительные открытки, используют различные материалы – ткани, кружева, бусинки и др. В совместной поисковой деятельности обнаружили открытки Елены Борисовны, которая работает у нас в детском саду, на сайте «Город мастеров. Увиденные открытки вызвали особый интерес воспитанников, и мы решили пригласить её в гости, чтобы она рассказала о своём опыте изготовления открытки. Из рассказа узнали, что в работе использует разные виды бумаги, украшает открытки паетками, лентами, бусами, тканью, тесьма, перьями.
Далее была открыта «мастерская», в которой воспитанники изготовили открытки своими руками к предстоящему празднику «Дню Святого Валентина». На готовых открытках сделали поздравительные надписи и пожелания. Включение дошкольников в продуктивную деятельность способствовало развитию их творческих способностей, воображения и желания получить продукт, который можно подарить другим.
Интересной формой совместной работы для развития коммуникативных навыков является опрос. Мы решили провести опрос среди сотрудников детского сада, чтобы узнать, какую открытку – готовую или авторскую – они хотели бы получить в подарок. В опросе участвовало 20 человек. Необходимо отметить, что опрос сотрудников детского сада проводили сами дети, а мы только фиксировали ответы. Все опрошенные выбрали открытки, которые сделаны детьми, хвалили работу, на лицах были улыбки, говорили слова благодарности за труд и творчество.
Важная роль в организации поисковой деятельности детей отводится включению в неё и родителей. По теме проекта родителям предлагалось в совместной деятельности собрать открытки для коллекции, найти интересную информацию в разных источниках- книгах, журналах, интернете. Ребята вместе с родителями в выходные дни посетили разные магазины в городе, чтобы узнать, где ещё продают открытки. Из совместной беседы с детьми группы было выявлено, что открытки можно приобрести ещё в киосках, цветочных и сувенирных магазинах.
Интересной и новой формой совместной деятельности детей и взрослых в реализации проекта стало анкетирование родителей. Мы с детьми обсудили вопросы, затем оформили анкеты и предложили родителям. Анкеты раздавали сами дети, присутствовали при их заполнении и контролировали, чтобы родители отвечали на все вопросы. После заполнения анкет родителями, мы совместно с детьми выяснили, что родители знают, что такое поздравительная открытка, любят их получать и дарить сами, но дарят чаще готовые открытки, потому что на изготовление собственных открыток не хватает времени.
В ходе практического этапа мы выяснили, что открытка приносит радость человеку, а некоторые люди хранят их много лет. Открытки бывают разные – художественные, фотооткрытки, авторские. Первые открытки делали своими руками, используя различные материалы, а потом их стали печатать в типографии, используя бумагу и краску. Воспитанники отметили, что можно купить красивые, яркие открытки из бумаги, а также сейчас ценятся открытки, сделанные своими руками.
Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Совместные формы работы строились на основе интеграции десяти образовательных областей дошкольного образования. Например, во время проведения «мастерской» оптимально решались задачи образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», а проведение экскурсии на почту - «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
На заключительном этапе реализации проекта «Поздравительная открытка» воспитанники презентовали его родителям, воспитанникам других групп детского сада и на региональном конкурсе «Я – исследователь». Данный проект получил высокую оценку слушателей и воспитанники стали победителями конкурса.
Таким образом, эффективность использования проектной деятельности подтверждается тем, что у дошкольников появился интерес к поисковой деятельности, дети научились рассуждать, ставить цели, подбирать средства для достижения, оценивать результаты. Совместная работа детей дала им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Поэтому мы считаем, что метод проектов актуален и очень эффективен на современном этапе дошкольного образования. Самое главное искать, удивляться и открывать новое!
Список литературы:
1. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, 2009, №5, с. 9.
2. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/ О.В. Акулова, А.В. Гогоберидзе, Т.И. Гризлик и др.- М.: Просвещение, 2012.
3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №4.