РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Климат в семье»
Карманова Г.Н.
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ п. Рудничный Верхнекамского района
Пришло время поговорить о климате в семье, о взаимоотношениях взрослых и детей. И сегодня проводником в нашем разговоре станет книга Януша Корчака «Как любить ребенка».
Но сначала о самом Корчаке. Это педагог, писатель, врач. Польский педагог. Знаете ли вы, что 6 августа 2012 года исполнилось 70 лет, как этот педагог погиб в концлагере Треблинка, приняв вместе с детьми Дома сирот смерть в газовой камере. На пороге газовой камеры один из охранников узнал Корчака и предложил спастись. Но Януш Корчак поинтересовался: «А дети тоже могут уйти?» А получив отрицательный ответ, заметил:
«Я не могу покинуть вагон, не все люди – мерзавцы».
Итак, мы сегодня с вами будем учиться у Януша Корчака.
Родился в семье адвоката, отец заболел, требовались деньги, с 5 класса мальчик подрабатывал репетиторством.
Затем медицинский факультет Варшавского университета, интересуется педагогикой, особенно детскими больницами и школами. Начинает работать в летних детских лагерях, а получив диплом врача, решает основать Дом сирот для еврейских детей.
Так рождается книга «Как любить ребенка».
Вот одна из ситуаций:
Ребенок прыгает на кровати и не слышит замечаний.
- Сколько раз я тебе повторял: не смей прыгать по кровати! – мечу я громы и молнии. – Кровать это тебе не игрушка. Хочешь играть – играй в мячик, решай кроссворды …
- А что это такое – «кроссворды»? – спрашивает он с любопытством.
Вместо ответа я дал ему по рукам …
- Как бы поступили вы?
- А Корчак поступил так:
В другой раз, после бурного разговора, у меня спросили:
- Скажите, пожалуйста, отчего, когда кто-нибудь злится, он делается красный?
В то время когда я напрягал голосовые связки и ум, чтобы обратить его на стезю добродетели, он, видите ли, изучал игру красок у меня на лице! Я поцеловал его – он был очарователен.
- Или вот еще:
Корчак обратил внимание, что за обедом одни из старших девочек, откусив небольшой кусочек хлеба, демонстративно швыряет остаток порции на стол, за которым я сижу, и идет дальше, шаркая ногами. Я был так изумлен, что не нашел ничего сказать, кроме: «Гадкая, наглая девчонка». В ответ презрительное пожатие плечами – слезы – обиженная, она направляется в спальню.
Я удивился, когда застал ее вскоре в постели и уже спящей.
Несколько дней спустя я понял причину этого, казалось бы, явно нелепого поступка, когда та же самая девочка заявила, что хочет ложиться спать раньше, вместе с маленькими.
Самолюбивая, они не сразу могла решиться на такое унижение – ложиться спать вместе с малышами. И вот полусознательно или подсознательно спровоцировала меня на вспышку гнева, чтобы иметь повод обидеться, расплакаться и раньше, чем положено, лечь спать … Оказывается, дети устают, поэтому они шаркают ногами. Это походка усталых.
Сегодня на собрании присутствует психолог. Готовясь к этому собранию, Мария Александровна побывала в классе, и вот что получилось.
Слово Марии Александровне Лузяниной.
Мудрый доктор Януш Корчак старался скрасить жизнь сирот маленькими подарками.
На 7-й день рождения Шмуэль Гоголь в 1939 году получил губную гармошку. Это губная гармошка в Освенциме спасла ему жизнь: заморыш умел играть на гармошке, его взяли в оркестр, а перед крематорием играл марш. Шмулик стал самым маленьким музыкантом в оркестре, только он крепко зажмуривался, чтобы не видеть происходящего вокруг.
Мальчик выжил и в память об учителе основал единственный в мире детский оркестр, в нем музыканты играют только на губных гармошках. До конца жизни Шмуэль играл, зажмурив глаза. И еще, незадолго до гибели кто-то спросил Корчака, что бы они сделал после освобождения (если это возможно), доктор ответил, что хотел бы воспитывать осиротевших немецких детей.
Шмуэль Гоголь воплотил и эту идею учителя: только он воспитывал не осиротевших детей, а вплоть до своей смерти в 1993 году приезжал в Германию со своим уникальным оркестром. 700 участников за 35 встреч.
В 1990 году Шмуэль Гоголь получил премию имени своего учителя Януша Корчака и сказал: «Мы должны всем своим существом стремиться к будущему, к братству между народами и любви. Эта любовь в сердцах последующих поколений и должна стать нашей главной задачей».
Видимо, уроки старого доктора: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается», - не прошли даром для самого маленького музыканта Освенцема.
Я сегодня приготовила 2 маленьких подарка вам.
1 – это притча.
Богатство, успех и любовь.
Одна женщина, выходя из своего дома, увидела трех стариков с длинными белыми бородами, сидящих напротив ее дома.
Они были незнакомы ей, и женщина сказала:
- Я не думаю, что знаю вас, но вы должно быть голодны. Пожалуйста, зайдите в дом и согласитесь разделить со мной хлеб.
- В доме есть мужчина? – спросили старики.
- Нет, - сказала женщина, - он вышел.
- Тогда мы не можем зайти, - ответили они.
Ближе к вечеру, когда муж вернулся домой, женщина рассказала ему о том, что случилось.
- Пойди и скажи, что я уже дома и пригласи их зайти, - сказал мужчина.
Женщина вышла и пригласила старцев в дом.
- Мы не зайдем в дом вместе, - ответили они.
- Можно поинтересоваться, почему?
Один из стариков объяснил, указывая по очереди на каждого:
- Его имя – Богатство, а имя другого – Успех, мое ж имя – Любовь. Сейчас возвращайся и посоветуйся со своим мужем, кого из нас вы хотите пригласить.
Женщина вошла и передала мужу все, о чем услышала. Мужчина обрадовался и воскликнул:
- Как хорошо! Давай пригласим Богатство! Пусть войдет в наш дом и заполнит его достатком.
Жена не была уверена, что согласна с мужем:
- Дорогой мой! Почему бы нам не пригласить Успех?
- Не лучше ли пригласить Любовь? – присоединилась их дочь, слышавшая все и прибежавшая с заднего двора. – Представляете, тогда наш дом наполнится любовью!
- Давай прислушается к совету дочери, - сказал жене муж. – Выйди и пригласи Любовь быть нашим гостем.
Кого пригласили бы вы?
Женщина вышла и спросила трех стариков:
- Кто из вас Любовь? Пожалуйста, пройдите и будьте нашим гостем.
Любовь поднялся и пошел к дому. Оставшиеся двое поднялись и пошли вслед за ним.
Удивленная женщина обратилась к Богатству и Успеху:
- Я пригласила только Любовь, почему же вы тоже заходите?
Старики ответили:
- Если бы вы позвали только Богатство или только Успех, другие двое оказались бы за дверью. Но вы позвали Любовь, а куда бы она ни пошла, мы сопутствуем ей.
Пусть в каждый наш дом войдет Любовь, а вместе с ней все, так необходимое каждому человеку: и здоровье, и терпение, и успех, и благосостояние.
И небольшие памятки от Януша Корчака.
Подготовка к ГИА.
Сжатое изложение.
Карманова Г.Н.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ п. Рудничный Верхнекамского района
Цель:
Образовательная –
Создать условия для сжатия исходного текста, создания сжатого текста; научить использовать основные способы сжатия текста (обобщение, исключение); формировать аналитическую и речеведческую компетенцию учащихся.
Развивающая –
Способствовать формированию аналитического, логического мышления, интеллектуальных навыков, памяти.
Воспитательная –
Способствовать духовному развитию учащихся, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности, нравственных ценностей и ориентиров.
Ход урока: Перед вами памятка, давайте вспомним этапы работы:
ПАМЯТКА.