Становление и развитие физ внд. 2 осн-х взгляда на функции мозга: мат-й и ид-й.

Становление и развитие физ внд. 2 осн-х взгляда на функции мозга: мат-й и ид-й.

Физиология ВНД-наука о жизнедеят-ти целостного орг-ма,обусловл.условно-рефл.деят-ю высщих отделов гол.м.Представл.о физ.ВНД строились в античности в рамках вопроса «что первично:материя или душа,сознание?».На совр.этапе благодаря иссл.Павлова физ.полностью принимает матер.точку зрения.Также физ.ВНД стан.наукой о нейрофизиологич.мех-мах психики и поведения,базирующейся на принципе рефлекса.Понятие психического возникло в античности.Первые обобщения,касающиеся сущности психики опис.в трудах Фалеса,Сократа,Платона,Анаксимандра,Анаксимена.Матер.считали,что психика возникла из естеств.начал:Гераклит,Демокрит.Идеалисты считали,что все психич.явления происходили из нематер.субстанции-души.Матер.не видели отличия между душой чел-ка и животного.Идеалисты(Платон,Сократ) видели отличия,и считали,что душа не связ.с телом и имеет божеств.происхожд.Платон считал,что душа бессмертна.Нужно выдел.2 вида души:высшая(только чел-ку)-благодаря ей чел-к может мыслить.Низшая свойств.только животным.Аристотель считал,что у чел-ка и жив.душа имеет одну основу.Гиппократ выделил закономерности поведения людей в завис-ти от наличия и концентрации в орг-ме людей жидкости.Гален проводил исслед.на жив.По его мнению,душевн.деят-ть осущ.мозгом и явл.его функцией.Выдвинул положение о врожд.и приобрет.формах поведения,о произв.и непроизв.мышеч.реакциях.Декарт-положение о рефлект.мех-ме взаимод.;все действия орг-ма управляются законами механики.В дальнейшем развив.естеств-науч.подход.Кювье(18 век)первым стал рассм.поведение как признак вида,связ со степенью раз-я мозга.Считал,что отдельн.видам жив.свойств.опред.формы инстинкт.поведения,а сама инстинкт.деят-ть действ.как непреодол.внутр.сила.Чешский анатом Прохаска в 1800г.ввел понятие рефлекс;впервые им были описаны понятия рефл.дуги;принцип рефлекса распростр.на всю психич.деят-ть.Конец 19-начало 20в.-период расцвета экспер.психол.,появл.объектив.методы исслед.:Вебер,Фехнер,Вундт,многие ученые считали,что душа-св-во высшего порядка,распад психол.на неск.направл.(бихевиоризм-наука о поведении,Торндайк).

Осн теории и открытия,способствующие пониманию ф-й мозга.

Демокрит-представитель материалистич.направл.считал,что душа и тело едины,нет отличия между душой чел-ка и жив.Осн.положения Декарта:1.органом ощущений,эмоций и мыслей явл.мозг.2.мышеч.ответ порожд.процессами в примыкающем к мышце нерве.3.ощущ.обусловлено изменениями в нерве,связывающем орган чувств с мозгом.4.разраб.понятие рефл.акта(движ.в сенсор.нервах отраж.на моторных).5.первым выдвинул положение о рефл.мех-ме взаимод.с окр.средой.6.выдвинул понятие стимула.7.считал,что организм и процессы,происход.в нем управл.законами механики.Чешский анатом Прохазка в 1800г.ввел термин рефлекс(лат.отраженный),дал описание рефл.дуги,считал,что принцип рефлекса распростр.на всю психич.деят-ть.Его взгляды не были доказаны экспериментально,поэтому не получили признания в то время.

Теор-я Дарвина,Сеченова о целесообразных реакциях жив-х.

Ч.Дарвин(1809-1882)-основоположник зоопсихологии.Его теории способствовали появл.новых дисциплин-физиология чел-ка и жив.Создал предпосылки для сравнит.изучения поведения жив.и чел-ка.И.М.Сеченов(1829-1925) выдвинул идею рефлекторной внутр. и внеш. замкнутости(рефл.кольцо Бернштейна).Открыл один из фундамент. мех-мов деят-ти мозга-центр.тормож.,совершенно необход. для координированной деят-ти Н.С.«Рефлексы гол.м.»:с деят-ю больших полушарий гол.м.он связ.4 категории: 1.инстинкты.2. осмысл.чувствование.3. осмысл.движение.4.согласование двух последних в осмысл.действие.

Вклад зар-х ученых в разв-е физ-и внд.

Чешский анатом Прохазка в 1800г.ввел термин рефлекс(лат.отраженный),дал описание рефл.дуги,считал,что принцип рефлекса распростр.на всю психич.деят-ть.Его взгляды не были доказаны экспериментально,поэтому не получили признания в то время. Франц.исслед.Кювье(18век)впервые стал рассм.поведение как признак вида,связ.со степенью раз-я мозга(чем выше раз-е мозга,тем больше развит процесс научения).Считал,что отдельн.видам жив.свойственны опред.формы инстинкт.поведения,а сама по себе инстинкт.деят-ть действует как непреодолимая внутр.сила,управляющая действиями жив.Конец 19-начало20в.-период расцвета эксперимент.психологии,появл.объект.методы исслед.,связ.с именами Вебера,Фехнера,Стивенса,Вундта. Появление нового направл.-бихевиоризма(Торндайк)-изучал поведение жив.объективным путем.формулировал 3 закона обучения-пользы,эффекта и упражнения.Суть 1ё:полезные действия закрепляются приятным чувством,а вредные исчезают.И полезные действия тем прочнее,чем больше в них упражняются.

Осн принципы рефл-й теории

Согласно рефл.теории Павлова причина любого рефл.акта лежит вне его. Павлов делает оч.важное замечание,что благодаря усл.рефл.явления внеш.среды то отраж.в деят-ти орг-ма,то остаются для него индифферентными,незначащими.Иначе говоря,благодаря усл.рефл.орг-м активно избирательно относится к окруж.действит-ти.Рефл.теория Павлова сост.из 3принципов:1.принцип структурности-любой нервн.процесс(и психич.) имеет место своегоВозник.иПротекания,свою стр-ру.Все поведение управл.из конкрет.анатомич.образований.2.принцип причинности(детерминизма)-любое поведение,любой нервный психич.процесс имеет свою причину,«внеш.толчок».3.принцип анализа и синтеза раздраж.-поведение основывается на анализе воздействий,синтезе целост.образов этих воздейств.и синтезе целых систем ответ.реакций.

Правила работы мозга

Все психич.процессы обеспеч-ся двумя осн.явлениями:процессом возбужд.и тормож.2.оба этих процесса способны распростр.от места своего возник.на сосед.стр-ры мозга(иррадиация).3.оба этих процесса способны сходиться в место своего возник.(явление концентрации).4.эти процессы способны вызывать аналогич.(схожий)или противополож.в участке своего возникнов.либо в соседних участк.нерв.ткани(индукция).5.все реакции обеспеч-ся анализом и синтезом раздражений в стр-ре Г мозга.

Иррадиации (распространение, возникает нервный импульс в опред участках центра и распространяется на окружающие структуры),конвергенции (сходимость, возможность концентрироваться в одном участке гол мозга сигналов от многих источников- полисенсорность),- индукции (вовлечение в активность одной структуры под воздействием активности другой. индукцированные реакции- вызванные)

Доминанта-это рабочий принцип деят-ти НС и вектора поведения.Уч о дом-те во многих своих работах подчёркивая роль дом-ты как образователя слож-ших афферентных синтезов и огромной массы текущей инф-ии,Ух. Сделал вывод, что дом-та определяет вер-ть возникновения той или иной рефлекторной р- ии в ответ на текущее разд-ие.Он ввел св-во доминанты, оно заключается в способности нер центра занимать глав-е положение по отношению к др нер центрам. Образование доминантного очага проис-т в точном соответствии с биолог-ми и соц-ми потребностями чел в данный момент времени. Домин-й очаг хар-ся сниженным порогом возбуждения ,т е он быстрее переходит в соответствующие реакции. Ему свойственна повышенная способность к суммации. Благодаря этому дом очаг вовлекает в свою деятельность нервные элементы соседних участков мозга.

Павлов изуч условреф-сы и экспер-но док-л что усл.рефлекторн. связи образуются в КБП.Усл. рефлекс –временая устойчивая связь между очагами возбуждения высших отделов ГМ.При воздействии на организм биологич. Значимого стимула в высших отделах мозга появл. Очаг возбужд.,котор. Вырабатывает ответн. Реа-ию эта реак-ия явл. Зафиксированной в множ-ве поколений т.е. бесусл. Реф-сы.Если одновремеено с этим воздействием приходит сигнал о каком-л.новом раздражит. Ранее незнаком.,возникаютпаралл.очаги возбужд.Эти очаги возбужд.хар-ся процессами иррадиации,индукции и доменантным среди них явл.очаг, вызванный безусл.сигналом при неоднократном воникн-ии парал-ых очагов между ними устан-ся функц-ая связь в ответ на усл.сигнал,т.е. ранее незнакомый возникает такая же реа-я как на безусл.,т.е. биологич-ки значимый.Асратян док-л что усл-реф связи возн-т и подкорковых структурах но при обязат-м участии коры.Бериташвили док-л что усл-реф регуляции подчинена и деят-ть и раб внутр органов.Т о усл реф явл сост ед-ей сложного поведения.2 стадии форм-я:1.генерализация-форм-е реакций на все стимулы похожие на условный сигнал,2.концентрация-на этой стадии фиксируется на конкретный сигнал опред-я его из общего потока похожих.в проц-е форм-я усл-х реф-в принимают участие 2 основных мех-ма : возбуждение и торможение.чем более сложные реакции форм-ся тем большее участие в них принимают тормозные процессы.

Виды условных рефлексов

Павлов предполагал, что реф. возн-ют в коре б.п.Услов. реф. –это временная устойчивая связь между очагами возбуждения высших отделов гол. мозга. они различаются: по своему предназначению(защитные,пищевые,питьевые…),по сложности условного сигнала(простые, кот формируются в ответно единичный раздражитель,стериотипные,кот формируются в ответ на действия комплекса сигналов.),по характеру раздражителя(натуральные, формируются в ответ на действие стимула, обязательно сопровождающего безусловный раздражитель, искусственный возникает в ответ на действие искусственно созданных стимулов.),по сложности своего формирования(условный раздражитель 1 порядка формируется с участием безусловного. В дальнейшем могут формироваться условным рефлексом на основе уже имеющихся, раннее созданных. Т о приобретение сложных форм поведения, обучения, понимания речи явл условным рефлексом высших порядков.) условные рефлексы это рефлексы на будущие события.

21.Процессы возбуждения и торможения.Виды торможения.в процессе формирования у.р.принимает участие 2 основных мех-ма:возб.и торм.. чем более сложные р-ции формируются, тем большее участие в них принимают торм.процессы.возможность торможения р-ции явл.признаком высокаго развит.сист. Макс.способность к торм.имеют высшие отделы мозга. Мех-м центрального торм.открыл Сеченов.Торможение-активный процесс, столкновения каких-либо сигналов с сигналами высших структур. У.р.торможения бывает нескольких видов:1.Внешнее торможение(охранительное, запредельное)-временная остановка условно-реф.ф-ции под действием черезмерного сигнала.этот процесс защищает уже имеющиеся у.р. 2.Внутр.торм.само по себе явл.у.р., т.к.требует выработки::-угасание-активная остановка условной р-ции при отсутствии подкрепления; -запаздывательное-подавление условно-рефл.р-ции, при запаздывании подкрепления, примерно на 2-3 мин.; -дифференцировочное-позволяет сформировать реак-ю только на опр.сигналы, активно останавливая р-ции на похожие стимулы; -усл.тормоз-это активное прекращение р-ции на усл.сигнал в сочетании с др.сигналами.

22.понятие о функц.сист.роль Анохина в создании теории функц.систем. Ф.С.-сложный, саморегулирующийся комплекс центральных и переферических образований, формирующихся для достижения полезных приспособительных рез-ов. Ф.С.складывается для выполнения различн.реа-ций: 1.уровень метаболические р-ты-это рез-ты обменных процессов на биохимич.уровне. это процесс создания необходимых вещ-в в кл.организма. 2.уровень гомеостатический рез-т-это ведущие показатели химич.состояний осн.жидких сред орг-ма:кровь, лимфа, цитоплазма, межкл.жидкость. 3.ур-нь рез-ты поведения деятельности-направлены на удовлетворение осн.жизн.потребностей. 4.ур-нь результаты соц.деятельности-напр.на удовл.осн.соц.и духовных потребностей. П.К.Анохин предположил, что любая ф.с.имеет универсальные периферические и центральные узловые мех-мы:1.полезный приспособительный рез-т, как ведущее звено; 2.рецепторы рез-та; 3.обратная афферентация, поступающая от рецепторов в центральные образования ф.с.; 4.центр.архитектоника, представляющая избирательное объединение ф.с.нервных элементов различн.уровней; 5.испонительные соматические, вегетативные и эндокринные компоненты, вкл.организованное целенапр.поведение.

23.принципы организации и взимод-я ф.с. в сост.любой ф.с.входит:1.аппарат управления(нервные центры), 2.исполнительный аппарат(мышцы), 3.аппараты контроля(акцептор рез-ов действий,мех-м обратной афферентации). системообразующим фактором явл.рез-т. Началом образования любой ф.с.явл.доминирующая потребность, кот.определяет что необходимо сделать для достижения полезного приспособительного рез-та.Возникновение такой потребность мобилизует генетический и индивид.опыт.Из памяти мн-ва поколений и памяти конкрет. индивида извлекаются данные, о том, как достичь полезного приспособительного рез-та.Оценку возможности достижения рез-ов в конкретных условиях среды производят механизм обстановочной афферентации.Он определяет когда можно осущ.деят-ть.Из этих осн.компонентов складывается:1я стадия ф.с.-стадия афферентного синтеза она зак.принятием решения.Далее сист.переходит в сост.готовности,начинается 2я стадия-стадия эфферентного синтеза.На ней создается прграмма деят-ти в кот.закладываются осн.пути достижения рез-та.И акцептор рез-тов действия.В акцепторе закладываются осн.параметры буд.рез-та-это мех-м прогнозирования или прогноза,создание модели рез-та,на этой стадии сист.переходит из сост.готовности в сост.деят-ти.Далее исполнит.органы достигают опр.рез-та в соотв.с программой,потом происх.сравнивание параметров полученного рез-та с параметрами модели,заложенными в акцепторе рз-та действия.Процесс сравнения происходит с помощью мех-ма обратной аффер..При совпадении рез-ов работы сист.с параметрами модели происходит удовлетворение вед.потребности.Сист.может закончить свое существование.При несовпадении-возникает ориентировочно-исследоват.р-ция,перестраивается стадия афф.синтеза,создается новая программа действия,уточняютс я параметры модели и ф.с.начинает действовать в новом напр.для удовл.потребн..В сост.сист.много органов и тканей,через них осущ.принцип избирательной мобил.всех органов и тканей=>процесс их взаимод-я.

Этапы формирования и принципы работы ф.с. Одновременно в организме чела сущ.множ-во ф.с., их слаженная работа определяется сл.принципами: 1.принцип иерархического построения.ф.с.действует в строгом соотв.с биологич.и соц.значимости потребностей.только на основе успешной работы систем уловл-я осн.жизненных потребностей могут вкл-ся системы удовл-я высших потребностей. 2.пр.последовательного динамич.взаимод-я.Рез-т работы любой сист.явл.фактором, на основе которого может сформироваться сл.система. 3.пр.мультинаправленного взаимод-я.Все одновременно существовавшие ф.с.постоянно обмениваются промежеточным рез-ом своей работы.каждая сист.использует параметры работы др.сист. 4.пр.гетерохронного системогинеза-различие во времени формир-я систем.В первую очередь формир.сист.жизнеобеспечения и они же прекращают работу последними по окончании жизни.Гораздо позже чем эти сист.появл.сист.удовлетвор-я соц.потребностей и они же разрушаются первыми.

25.Принцип организации поведенческой деят-ти,этапы повед.акта.(24+25)

Обстановочн.афферентация

26.сенсорные сист..Осн.принципы построения и компоненты с.с.организма чела.С.с.-мех-мы получения информ.о сост.внешн.и внутр.среды,т.е.вся наша чувствительность.Каждый анализ.вкл.в себя:место получения сигнала, аппарат передачи сигнала(нервные волокна)и аппарат центральной обработки.Все анал.построены по ед.пр.:1.пр.многоканальности-передачи чувствит.информ..Любой чувствит.сигнал проходит по множ-ву паррал-ых путей, образованных связями между нервными кл.-это обеспечивает надежность прохождения информ. 2.пр.многоуровневости(многослойности).каждое место передачи сигнала образует уровень(слой)с.с.Обеспечивает возможность обработки простого сигнала уже на первых уровнях.Т.о.высшие отделы анализ.заняты работой со сложными сигналами. 3.пр.образования с.воронок.из-за разного кол-ва нервных элементов в слоях с.с.образуются суживающиеся и расширяющиеся с.воронки.Суж.воронки-обеспечивают ограничения избыточного потока информ-ии.Расшир.воронки обеспеч.точный анализ поступившей информ.

рецептор-> нейрон ЦНС-> таламус -> кора БП сенсорные зоны -> ассоциативные зоны коры ГМ

Хар-ки деят-ти с.с.

Сенсор.сист.-это мех-мы получ.инф.о сост.внеш.и внутр.среды.Сенс.сист.как аппарат,через кот.инф.поступает в мозг.фффункционирует с помощью прямых и обратых связей,т.е.как система самоорг.и управления.Она не просто пассивно отражает воздействие,а выступ.как активный сигнализатор мозга,сообщающий наиболее существ.инф.Активная природа деят-ти сенс.сист.может быть прослежена на всех синаптич.уровнях гол.м.,кот.действуют как активные фильтры проходящего импульсного потока.Процесс фильтрации продолжается и умножается в межнейронных синапсах.В релейных ядрах происходит дальнейшая фильтрация импульсов,отбор из огромного их числа наиболее важных для орг-ма в данный момент.Обратные связи,представл.в каждой сенс.сист.,осущ.настройку рецепторных элементов к более адекватному и полному восприятию внеш.мира и в то же время обеспеч.избират.фильтрацию биологически полезной инф.из шума,т.е.комплекса разномодальных признаков.

31. Зрительная сенсорная система. См №32!!! + вторым рядом клеток явл биполярные нейроны. Их функция в создании нервного импульса в ответ на хим воздействие. Поля рецепторов, принадлежащие к разным биполярным нейронам перемешаны м\у собой. Этим обеспеч надежность и сохранность зрительного сигнала. Трейтьим слоем сетчатки явл узловые нейроны(ганглиевые). Одна узловая клетка получ сигнал от множ биполярных. В центре сетчатки кажд бипол кл получает сигнал от отд рецептора, и этот сигнал передается на отд узловую клетку. Длинные отростки узловых нейронов – аксоны образуют волокна зрит нерва на небольш расст от центра сетчатки. Зрит нарв проходит сквозь нее и направляется в сторону мозга. В месте прохождения зрит нерва отсутствует рецептор. Это место наз-ся слепое пятно. Из-за постоянного движения глаза у человека не происходит выпадание участка зрит образа. Зрит нервы, идущие от обоих глаз перекрещиваются, причем перекресту подвергаются только нервы, идущие от чередины полей зрения. Волокна, идущие от боковых поверхностей остаются на своей стороне. Перекрестзрит нервов – хиазма. После хиазмы – зрит тракт. Из-за такой особ-ти в правое полуш попадают сигналы от обоих правых полей зрения, а в левое –от обоих левых. В дельнейшем происходит обмен инф и создается единый зрит образ. Поэтому человек обладает бинокулярным стереоскопическим зрением. Зрит тракт входит в мозг в области гипоталамуса. Сигнал проходит подкорковые центра зрания: зрит бугор(таламус); гипоталамус;передн бугры четверохолмия; боковые коленчатые тела. По внутр поверхн полушарий по подкорк структуре «зрит лучистость» попадает сигнал в затылочные доли БП, где осущ-ся его высшие анализ.

Палочковидные и колбочковидные рецепторы. Местом получ зрит инф явл внутр оболочка гла – сетчатка. В сетчатой оболочке 2 вида речепторов: колбочковидные – 5-6млн, и палочковидные – 140-160млн. палочки в основном содерж на перич частях сетчатки. Колбочки в осн в центре. Свет проходит через преломляющие среды и попадает на рецепторы, вызывающие в них хим реакции. В палочках – родопсин. В колбочках – йодопсин. Под действием света происх распад этих вещ-в и продукты этой хим реакции действ на второй ряд клеток сетчатки, вызывая их хим раздражение. Для распада йодопсина треб яркий свет, поэтому колбочки раб в усл хор освещенности. Колбочки способны реагировать на различие цвета, а также от их работы зависит способность опознавать точные очертания объекта. Макс скопление колбочек – в центр части сетчатки – желтое пятно или место наилучшего видения. Для распада родопсина не обязат яркая осв, поэтом палочки раб в усл небольшой освещ и опеспеч сумеречное зрение. Недостаточное кол-во родопсина приводит к куриной слепоте. Палочки не реагируют на точное очертание объекта и цвет, поэтому в сумерках все видимые образы слегка размыты и бесцветны.

Одной из важнейших хар-к зрения явл острота зрения. Острота определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения. Острота зрения зависит от общей освещенности, контраста деталей изображения на опред фоне и др причин. Наибоелее часто встреч нарушения зрения это близорукость и дальнозоркость.

Важнейшим преимуществом зрения двумя глазами явл способность воспринимать предметы в объемном изображении и оценивать их относит удаленность в пространстве. Такая сп-ть – стереоскопическое зрение. Совм работа обоих БП обеспеч различение предметов, их формы, величины, располож-е, перемещ-е. Один и тот же предмет внешнего мира одним глазом воспринимается под одним углов, а другим – под другим. Когда мы смотрим сначала левым, а потом правым глазом, предмет как бы смещается в поле зрения на какое-то расстояние. Благодаря работе мозга эти 2 изобр сливаются в одно объемное. Адаптация…

Теории цветового зрения. Чел обладает способностью видеть цвет в пределах цветового спектора. Сущ-ет неск теорий цвета. 1)ломоносов (продолжали Юнг и Гельмгольц )Это трех компонентная теория. Они док-ли, что сущ-ют колбочковидные рецепторы, реагирующие только на один цвет:красный, зеленый или синий. В послед-ем сигналы от этих рецепторов мозг преобразует в многоцветовую картинку. 2) двухкомпонентная теория цветового ощущения Геринга. Он док-л, что сущ-ют колбочки, ерагирующие на преобладание цвета в паре. Есть черно-белые колбочки, красно-зеленые и желто-синие. А также сущ-ют колбочки, мех-м реакции кот на цвет плохо изучен. Отсутствие способности видеть какой-либо цвет наз-ся дальтонизм. Чаще всего пропадает способность видеть красный. Чуть реже – зеленый. Еще реже-синий. Еще реже человек не способен видеть 2 цвета. И крайне редко проявляется ахроматизм-полная неспособность видеть цвета.

Виды слуховых потенциалов.

При форм-и слух сигнала возн множ-во электр явлений. Напр если зафиксировать электрические колеьания в жидкостях улитки и преобразовать их в звук, то он будет полностью совп со звуком, подействовавщим на барабанную перепонку – это так наз микрофонный потенциал. А также сущ-ют потенциалы жидкостей, потенциал слухового нерва и суммарный слуховой потенциал. Благодаря обмену слуховыми сигналами м-у полушариями человек обладает биноуральным стереофоническим слухом. Эта же способность обеспеч. Способн ориентироваться на источник звука.

38=36

Благодаря обмену слуховыми сигналами м-у полушариями человек обладает биноуральным стереофоническим слухом. Эта же способность обеспеч. Способн ориентироваться на источник звука. Человек способен опреденить направление источника звука с точностью до оного углового градуса. Порог слух чувсив оценивается в селичинах 10 бел – децибел. Пределом слух чувствит-ти человека явл 120 дцбел. Человек способен различать частотную хар-ку звука, т.е. тональность, в диапазоне от 15герц до 20тыс герц.

Адаптация…

40.

Вестибулярная сенсорная система. Строение вестибулярного анализатора. Вестибулярный анализ-р обеспеч чувство равновесия. Содержатся жидкости и волосковые кл,распол на мембранах. Волоски рецепторных кл погружены в желеобразные кристаллы кальция. При изм-и положения тела изм конфигурация отолита, происх изгибание волосков и возн-е нервного импульса. Рецепторный аппарат органа равновесия наз-ся отолитовый аппарат. Вестибулярные сигналы проходят по вестибулярной ветке(8ой пары черепномозговых нервов) в область заднего мозга. Высшая обработка вестибулярных сигналов происх в мозжечке и коре БП. На изменения наклона тела или головы с точностью до 1го углового градуса, а также на изм скорости движения. В неподв сост либо при движении с постоянной скоростью вестибулярный аппарат не затрагивается(не реагирует).

41=40

Хар-ки вестиб-й ф-и

Вестибул.анализатор обеспеч.чувство равновесия.В глубине височной кости нах.3 полукруж.канала,объединенных общей ампулой.Здесь содержатся жидкости и волосковые клетки,располож.на мембранах.Волоски клеток погружены в желеобраз.кристаллы кальция-отолит.При изменении положения тела измен.конфигурация отолитов,что приводит к изгибанию рефл.волоской и возникновению нервного импульса.Рецепторный аппарат органа равновесия наз.отолитовый аппарат.Вестибулярные сигналы проходят по одноименной части 8пары черепно-мозг.нервов в область заднего мозга.Вестибул.ядра продолг.м.-первый уровень обработки инф.Высшая обработка происходит в мозжечке и коре больших полушарий.Вестибул.аппарат реагирует на изменения наклона тела с точностью до 1углового градуса,а также на изменения скорости движения.В неподвиж.сост.либо при движ.с пост.скоростью вестибул.аппарат остается невозбужд.Люди с поврежд.вестибул.аппаратом плохо переносят полеты на самолетах,поавание на кораблях.Явление укачивания(морская болезнь)сопровожд.головокружением,тошнотой,рвотой и даже обмороком.

Фар-ки функций вкуса

Разные участки языка по-разному ощущают вкус:кончик языка более чувствителен к сладкому,заднгяя часть-к горькому,боковые края-к кислому,передняя часть-к соленому.Из четырех простых вкусов мозг создает сложный вкусовой образ.

Хар-ки ф-й обоняния

Обоняние позволяет воспринимать инф.об окруж.действит-ти.Различ.6 осн.запахов:цветочный,гнилостный,фруктовый,горелый,пряный,смолистый.Они располаг.на вершинах треугольной призмы,а промежуточные на ее ребрах и гранях.Всех жив.делят на:1.макросматики-сильно развитое обоняние(все млекопит.),2.микросматики-слабо развитое обоняние(чел-к,грызуны и приматы),3.ономосматики-обоняние отсутствует(дельфин).

Проприоцепция.

-это сигналы, передаваемые проприоцепторами в цнс , а также соответствующие им ощущения, чувства, чувствительность. Проприоцепция играет большую роль в построении движений, формировании двигательных навыков, в установлении и регуляции мышечного тонуса. Следует упомянуть и о важной роли проприоцепции в речевой функции. В комплексе с инф-ей, идущей от различных др. рецепторов (тактильных, вестибулярных, зрительных), проприоцептивные сигналы учавствуют в образовании различных видов и форм восприятия (восприятие тяжести, стереогноз, схема тела). Блокирование или нарушение этих сигналов ведёт к деафферентации движений и существенному нарушению их ординации. Большую роль проприоцепция играет в ток называемом физическом самовнушении, в формировании чувства бодрости. Нейрофизиологическими исследованиями установлено, что проприорецептивные импульсы- мощный активатор ретикулярной системы, а через неё и коры головного мозга. В этом отношении проприорицепция, как и ноцицептивная чувствительность, превосходит зрительную и слуховую.

Кожа как орган чувств занимает особое место среди др.сенсорных систем как по первичности своего происхождения так и по огромной слажности инф.,поступающей через рецепторную поверхность.Толстые миелинизированные аксоны сообщают инф.о прикосновении и от суставных рецепторов.Тонкие волокна проводят болевую и температурную чувствит-ть.Рецепторы бывают фазные,быстро адаптирующиеся и динамические(вибрационные).Рецепторы кожи бывают двух типов:свободные и инкапсулированные окончания нервных волокон,завернутых в капсулу.Многие свободные нервные окончания окружают волосяные фолликулы.Они возбуждаются при смещении,подергивании и сгибании волоса.К давлению на коже мы привыкаем довольно быстро.Температурные рецепторы располаг.на коже неравномерно.Больше всего их на лице,шее,губах,веках,причем тепловых точек намного больше,чем холодовых.Холодовые рецепторы лежат поверхнестнее.Темп.чувство служит в основном одной цели-поддерж.пост.температуру тела.

Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Важные эмциогенные св-ва имеет миндалина(нах., в коре,в осн.весочн.доли) при ее удалении наруш.мех-мы эм. И станов.невозм. однократное обуч. На эмоц. Сост чел-ка также влияет лобноя и височноя кора головного мозга. рассматривается как исполнительная система, в которой интегрируются вегетативные и двигательные проявления мотивации, и в том числе эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга.(временное выкл.лев.полуш-пессим.настр.,правого-оптимист.)

Теория сигнальных систем.

Общими и для животных и для человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему действительности. Первая сигнальная система(общая с животными)- Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения непредставления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. У человека в процессе его социального развитая, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная со словесной сигнализацией, с речью. Эта высокосовершенная система сигнализации состоят в восприятии слов — произносимых (вслух или про себя), слышимых или видимых (при чтении). Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменило высшую нервную деятельность человека. Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших полушарий. Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений, в которых находится индивидуум с окружающей его общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились у людей в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества - без общения с другими людьми - вторая сигнальная система не развивается. Учение о высшей нервной деятельности дало возможность раскрыть закономерности функционирования второй сигнальной системы. Оказалось, что основные законы возбуждения и торможения являются общими для и для первой и для второй сигнальных систем. Деятельность первой и второй сигнальных систем проверяется практикой. Если условнорефлекторные реакции не находятся в соответствии с внешними условиями, в которых находится организм, то это вызывает их перестройку, изменяются временные связи, затормаживаются те или иные условные рефлексы. Контроль практики особенно важен в функциях второй сигнальной системы.

Деятельность обеих сигнальных систем, деятельность коры полушарий мозга в целом находится в сложных соотношениях с подкорковыми центрами. Человек может произвольно затормаживать свои, безусловно-рефлекторные реакции, сдерживать многие проявления своих инстинктов и эмоций. Он может подавлять оборонительные рефлексы в ответ на болевые раздражения, пищевые и половые рефлексы. Вместе с тем подкорковые ядра, ядра мозгового ствола и ретикулярная формация являются источниками импульсов, поддерживающих нормальный тонус коры.

В качестве основных свойств нервной системы И. П. Павлов рассматривал силу возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. С учетом этих свойств им были выделены следующие 4 типа высшей нервной деятельности (ВИД), которые оказались сходными с темпераментами, выделенными еще Гиппократом в V веке до н. э. Тип сильный неуравновешенный (холерик). Характеризуется сильным процессом возбуждения и более слабым процессом торможения, поэтому легко возбуждается и с трудом затормаживает свои реакции.

Тип сильный уравновешенный и высокоподвижный (сангвиник). Отличается сильными уравновешенными и высокоподвижными процессами возбуждения и торможения. Легко переключается с одной формы деятельности на другую, быстро адаптируется к новой ситуации. Тип сильный уравновешенный инертный (флегматик). Имеет

Сильные и уравновешенные процессы возбуждения и торможений, но мало подвижный - медленно переключающийся с возбуждений; на торможение и обратно. С трудом переходит от одного вида деятельности к другому, зато вынослив при длительной работе. Медленно, но прочно адаптируется к необычным условиям внешней среды; Тип слабый (меланхолик). Характеризуется слабыми процессами возбуждения и торможения, с некоторым преобладанием тормозного процесса, мало адаптивен, подвержен неврозам. Зато обладает высокой чувствительностью к слабым раздражениям и может их легко дифференцировать. Описанные типы имеются у животных и человека. Они представляют собой лишь крайние проявления особенностей нервной системы, между которыми может быть значительное число переходных типов.

Сновидения занимают в среднем два часа ночного сна, длящегося 7,5 часов. Сны видят все, но многие люди не запоминают своих снов. Если спящего разбудить посреди быстрого сна, он вспомнит очень яркий сон. Если его разбудить через 5 минут после окончания периода быстрого сна, у него останется лишь смутное воспоминание сновидения, а если его разбудит через 10 минут, он ничего не вспомнит. Основатель психоанализа австриец Зигмунд Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека.Карл Густав Юнг видел различные образы сновидений как полные значения символы, каждый из которых может быть по-разному интерпретирован в соответствии с общим контекстом сна. Лучше всего этот взгляд выразил И. М. Сеченов, назвавший сновидения ”небывалой комбинацией бывалых впечатлений”.

Когда сон глубок, сновидений не бывает, но, если по тем или иным причинам сила тормозного процесса в отдельных клетках или участках мозга ослабевает и полное торможение сменяется одной из переходных фаз, мы видим сны. Особенно интересна парадоксальная фаза. Находящиеся в этой фазе клетки отвечают на слабые раздражения значительно сильнее, чем на сильные, а иногда на последние вовсе перестают отвечать. Для находящихся в парадоксальной фазе корковых клеток полустёршийся отпечаток давнего переживания или впечатления может сыграть роль слабого раздражителя, и тогда казавшееся давно забытым пробудит в нашем мозге красочный и волнующий образ, который мы видим будто наяву.(этот механизм физиологи называют оживлением дремлющих доменант) Почему в сновидениях всё так прихотливо и запутано? Это объясняется особенностями мозговой деятельности во время сна, которая резко отличается от упорядоченной работы мозга в состоянии бодрствования. Когда человек бодрствует, ясное, критическое отношение к окружающему, собственным поступкам и мыслям обеспечивается, согласованной работай коры больших полушарий как единого целого. Во сне же,мозговая деятельность становится хаотичной, несвязанной: подавляющая масса коры головного мозга находится в состоянии полного торможения, кое-где в неё вкраплены участки нервных клеток, находящихся в одной из переходных гипнотических фаз; к тому же тормозной процесс движется по коре, и там, где только что было полное торможение, вдруг происходит частичное растормаживание, и наоборот.

Становление и развитие физ внд. 2 осн-х взгляда на функции мозга: мат-й и ид-й.

Физиология ВНД-наука о жизнедеят-ти целостного орг-ма,обусловл.условно-рефл.деят-ю высщих отделов гол.м.Представл.о физ.ВНД строились в античности в рамках вопроса «что первично:материя или душа,сознание?».На совр.этапе благодаря иссл.Павлова физ.полностью принимает матер.точку зрения.Также физ.ВНД стан.наукой о нейрофизиологич.мех-мах психики и поведения,базирующейся на принципе рефлекса.Понятие психического возникло в античности.Первые обобщения,касающиеся сущности психики опис.в трудах Фалеса,Сократа,Платона,Ана<

Наши рекомендации