Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире ставится.
1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например: Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).
2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).
3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.
4. Если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:
существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку;
инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;
числительным и существительным, например: Четыре – четное число;
существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.
5.Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.
6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).
Тире НЕ ставится, если
1. Перед сказуемым стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – недрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);
2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.
3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.
4. Подлежащее выражено местоимением: Я студент.
Тренировочные упражнения. Напишите номера предложений, в которых ставится тире.
1. Увы, я не пророк (Луговской). 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок). 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твардовский). 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин). 5. Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев). 6. Писательство не искусство наживы (Асеев). 7. Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой). 8. Я человек не новый (Есенин). 9. Поэт поэту есть кунак (Есенин). 10. Уже мы больше не рабы (Есенин). 11. Луна словно репа, и звёзды как фасоль (Прокофьев). 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха (Мартынов). 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сельвинский). 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны (Паустовский). 15. Люди мы самые обычные (Марков). 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров). 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы (Пришвин). 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев). 20. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей (Паустовский). 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? (Макаренко). 25. Вишнёвый сад мой (Чехов).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7
1. Домашнее задание.
1) Зайдите на сайт электронной библиотеки диссертаций диссеркэт http://www.dissercat.com/. Найдите диссертацию по вашей специальности. Скачайте и распечатайте Введение. Отформатируйте его. Из каких структурных элементов состоит введение? Выделите их полужирным шрифтом. Какие языковые средства используются для описания этих рубрик? Используйте эти знания при подготовке выпускной квалификационной работы.
КЛЮЧ
Введение к диссертации включает в себя следующие основные структурные элементы:
- актуальность темы исследования;
- степень ее разработанности;
- цели и задачи;
- научную новизну;
- теоретическую и практическую значимость работы;
- методологию и методы исследования;
- положения, выносимые на защиту;
- степень достоверности и апробацию результатов.
2) Составьте текст поздравительной открытки с юбилеем на имя вашего декана (заведующего кафедрой).
2. Проверка домашнего задания.
Диктант «на засыпку».
Орфоэпический тест.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
позвОним | бантЫ | завИдно | рвАла | |||||
врУчишь | крАны | довЕрху | налИла | |||||
вклЮчат | квартАл | донИзу | послалА | |||||
бАловать | тортЫ | красивЕе | клАла | |||||
оклеИть | шарфЫ | досУха | лгалА | |||||
исчЕрпав | вклЮченный | бАловаться | кухОнный | |||||
намЕрение | дАвнишний | диспАнсер | бАлуясь | |||||
создАвший | катАлог | нАчав | свеклА | |||||
прОцент | экспЕрт | занЯл | Оптовый | |||||
углубИть | кровотОчащий | отозвАлась | икОнопись | |||||
нАверх | обеспечЕние | августОвский | тОрты | |||||
сливОвый | брАла | бухгалтерОв | начАв | |||||
низвЕден | зАгодя | щАвель | облИлась | |||||
взЯла | значИмость | вручИт | влИлась | |||||
нАжился | позвОним | опошлИть | слИвовый | |||||
лгАла | клАла | грАжданство | дОбела | |||||
договОренность | дождАлась | дозировАть | докраснА | |||||
прибылА | дОнельзя | донИзу | порвАла | |||||
бралА | начАтый | дОсуг | досУха | |||||
цЕмент | ерЕтик | жАлюзи | прИняли | |||||
жилОсь | дЕфис | алфАвит | щАвель | |||||
зАгнутый | снЯла | закупОрить | звОнит | |||||
обОстренный | зимОвщик | иксЫ | исклЮчит | |||||
шОфер | исстАри | цЕпочка | исчЕрпать | |||||
упрочЕние | пломбИровать | красИвее | килОметр | |||||
кОрысть | лекторОв | кралАсь | кормЯщий | |||||
местностЕй | кремЕнь | крЕнится | пОртфель | |||||
мозАичный | мОлящий | кровоточАщий | начАли | |||||
мусоропрОвод | надЕлит | нажИвший | нАрост | |||||
насОрит | ногтЯ | некрОлог | обеспЕчение | |||||
облЕгчит | обнялАсь | плодонОсить | отрОчество | |||||
освЕдомиться | пОдняв | пОнявший | подЕленный | |||||
прибылО | придАное | свЕрлит | сИроты | |||||
статУя | тотчАс | сОздана | сОгнутый | |||||
прозОрлива | прирУченный | столЯр | средствА | |||||
тамОжня | убЫстрить | центнЕр | щЕмит |
4. Определите характер речевой ошибки:
А) неправильный выбор слова;
Б) лексическая недостаточность;
В) лексическая избыточность (тавтология, плеоназм);
Г) нарушение фразеологической цельности.
1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии.
2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
3. Автор увеличивает впечатление.
4. Молодой юноша очень прекрасный.
5. Мысль развивается на продолжении всего текста.
6. Автор использует художественные особенности.
7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.
9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.
10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
11. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
12. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
13. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов.
14. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.
15. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.
16. Эти строки Лескова адресованы в адрес милиционера.
17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
18. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.
19. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.
20. В заключение слово для доклада представили директору завода.
21. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.
22. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.
23. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.
24. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.
25. Онегин скучает в светских гостиницах.
26. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.
27. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8
1. Домашнее задание.
1) Найдите и Интернет Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления». Скопируйте Приложение А«Правила и примеры оформления библиографических ссылок».Каким образом оформляются ссылки в тексте научного исследования?
2) Напишите автобиографию.
2. Проверка домашнего задания.
Тест
Орфография
1.Вставьте пропущенные гласные.
1) Посв…тить жизнь науке, 2) безотл...гательный, 3) вег...тарианец, 4) вз…мать налоги.
2.Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
1) Редкос...ный экспонат, 2) уча...ствовать в игре, 3) ат...естат, 4) кристал…ьный.
3.Вставьте, где нужно, пропущенные ъ или ь.
1) Раз…ёмный, 2) четырёх...осный, 3) п...едестал, 4) камен...щик.
4.Вставьте пропущенные буквы в приставках.
1) Бе…смертный, 2) бе...полезный, 3) пр...дать огласке, 4) вступить в пр…рекания.
5.Вставьте пропущенные буквы после шипящих и ц.
1) Пощ…чина, 2) ож...г руку, 3) стать врач...м, 4) энц...клопедия.
6.Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное или раздельное написание.
1) Сорок...градусный мороз, 2) экологически...чистый, 3) морозо…стойкий, 4) торгово...промышленный.
7.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в существительных.
1) Солом…нка, 2) много вишен..., 3) нищ...та, 4) жить в общежити…
8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в глаголах.
1) Оборуд…вать помещение, 2) поля стел…тся, 3) пове…ло холодом, 4) не ссор…тесь друг с другом.
9.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в суффиксах имен прилагательных и существительных.
1) Восприимч…вый, 2) масл…ное пятно, 3) песчан…ая отмель, 4) беспридан...ица.
10.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
1) Рокоч…щий гул, 2) крепко насто…нный чай, 3) ломан…ая линия, 4) тяжелоранен…ый солдат.
11. Вставьте пропущенную букву, определите слитное, дефисное или раздельное написание.
1) Интересоваться изредк.., 2) сыграть в...ничью; 3) отложить на…завтра, 4) связать крепко...накрепко.
12.Определите слитное и раздельное написание.
1) Иметь в…виду, 2) в...следствие болезни, 3) поступить точно так…же, 4) в…течение шести лет.
13.Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное и раздельное написание.
1) Это н…что иное, как ущелье; 2) когда...то давно; 3) крайне не…вежлив, 4) идти не…торопясь.
Пунктуация
14.Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.
1) Музыка…это язык души, это в звуках выраженная мысль.
2) Древние греки говорили, что чувство меры...есть последний и высший дар богов человеку.
3) Лучший способ сохранить друга...не предавать его.
4) Книга для ума…что тёплый дождь для всходов.
15.Поставьте, где нужно, запятую, тире или двоеточие в предложениях с однородными членами.
1) Во всем…в теплых солнечных лучах, в щебетании птиц, в журчании ручьев…звучит весенняя симфония.
2) Ни столба, ни стога, ни забора...ничего не было видно.
3) Когда-то на острове…...как белых...так и голубых песцов было великое множество.
4) Погибший день, ты был ничтожен...и пуст...и мелочно тревожен.
16. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с определениями.
1) Звенящие на ветру…стебли высохших трав покрывают дикую степь.
2) Закон…живущий в нас...называется совестью.
3) Лес…казавшийся мне до сих пор пустынным...вдруг оживился.
4) Опрятней модного паркета блистает речка...льдом одета.
17.Поставьте, где нужно, запятые или тире в предложениях с приложениями.
1) Федотов… замечательный художник-реалист…был зачинателем критического направления в русской живописи.
2) Офицер...товарищ Тушина…был убит в начале дела.
3) Спят лайнеры…скитальцы океана.
4) Мороз...великий владыка северной пустыни…сжимает воздух.
18.Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами.
1) И голосов нестройный гул теряется, и караван идет…звеня издалека...и...низвергаясь сквозь туманы…блестит и пенится река.
2) Метель кружит…засыпая глубоким снегом берег.
3) Мы долго стояли и глядели, как…выбегая из-под темного полога льда…вода встречалась с солнцем.
4) Трясогузки…раскачивая длинными хвостами…и…перескакивая с кочки на кочку…о чем-то весело переговаривались.
19.Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и конструкциями.
1) К счастью...в стороне блеснул свет и помог мне выйти на дорогу.
2) Душа моя...я помню…с детских лет чудесного искала.
3) Однако...пора сказать несколько слов о том месте, куда мы приехали.
4) Оба работника сидели на меже…вероятно…раскуривая общую трубку.
20.Поставьте, где нужно, запятые в сложносочиненных предложениях.
1) Сидел рыбак веселый на берегу реки…и перед ним по ветру качались тростники.
2) Прошло несколько лет…и обстоятельства привели меня в те самые места.
3) У меня, я чувствовал, закипало на сердце…и поднимались к глазам слёзы.
4) Ночью шёл дождь…да порывами был сырой, пронизывающий ветер.
21. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчиненных предложениях.
1) Я поспешил проститься…потому что ехал по весьма важному делу...и сел в кибитку.
2) По мере того…как поднималось солнце…день теплел и веселел.
3) Чувствуется…что этот человек знает много…и…что у него есть своя мера.
4) Замечательно…что…если люди подолгу живут одиноко в тайге…они привыкают говорить вслух.
22.Поставьте тире или двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.
1) Выйду утром на крылечко, погляжу окрест...вьется речка недалечко, а за речкой лес.
2) Ещё выстрел...кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса.
3) Я оглядываюсь на Кремль...золотится Иван Великий.
4) В счастье дружбой пользуются...в беде её проверяют.
23.Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с союзом как.
1) Сердцем старайся сберечь...как звёздное небо России…обычную русскую речь.
2) Он...как огня...боялся фамильярности и держал себя очень сухо.
3) Каждый день предстаёт предо мною...как праздник нежданный.
4) Не видал я...как юность прошла стороной, как легла на виски седина.
Культура речи и стилистика
24.Поставьте ударения в данных словах.
1) Втридорога.
2) Языковая (норма).
3) Развитая (сеть дорог).
4) Предвосхитить.
25.Отметьте знаком + вариант (а или б), соответствующий литературной норме.
1) Доложить а) по завершению, б) по завершении работы.
2) Вопреки а) предписанию, б) предписания.
3) Согласно а) приказа, б) приказу.
4) Решить вопрос а) по приезде, б) по приезду.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9
Итоговый диктант.
Тест «Термины стилистики».
1.аллегория | А.Сто раз тебе говорил! Тысяча извинений! |
2.гипербола | Б. Где «Остров мертвых» в декадентской раме? Где плюшевые красные диваны? Где фотографии мужчин с усами? Где тростниковые аэропланы? |
3.градация | В. И черной музыки безумное лицо (А. Ахматова). |
4.инверсия | Г. И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? |
5.анафора | Д. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. |
6.антитеза | Е.В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить уроки, чтобы не повторять их (В. Ключевский). |
7.метафора | Ж. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А. Чехов). |
8.крылатые слова | З. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле... |
9.литота | И. Воздух дышит ароматом, / Усмехается заря (Г. Державин). |
10.афоризм | К. Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка... |
11.метонимия | Л. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). |
12.олицетворение | М. Только слышно, на улице где-то / Одинокая бродит гармонь (М. Исаковский) |