Сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное предложение
Сложное предложение — предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.
По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.
Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) ибессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные(части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):
Основные виды сложных предложений
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОГО СИНТАКСИСА
Одна и та же мысль может быть выражена при помощи самостоятельных простых предложений и сложных. Однако в зависимости от того, суммой каких предложений выражена мысль, совершенно изменяется стилистический характер высказывания.
Цель простых предложений - подчеркивать самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные детали. Кроме того, высказывание, выраженное простыми предложениями, носит характер лаконичной, зачастую непринужденной разговорной речи. Такова проза А.С. Пушкина, А.П. Чехова.
Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое и выступают как его органические элементы. Сложные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.
Анализируя изобразительно-выразительные средства синтаксиса, необходимо выяснить, какую роль играют различные элементы поэтического синтаксиса, стилистические фигуры.
Использование приема инверсии(перестановки слов) приводит к логическому или эмоциональному выделению тех элементов высказывания, которые для автора в условиях данного контекста наиболее значимы и на которых он хочет остановить внимание читателей, например, у И.С. Тургенева: Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина - но все молчало.
Бессоюзие придает речи быстроту, стремительность, энергичность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет… (П.), а многосоюзиезамедляет речь, делает её главной: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…(Л.).
Одно из ярких синтаксических средств – парное соединение однородных членов предложения. Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы: Ничего не дается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен).
Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия: Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг.
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ
Принципы орфографии
Орфография(от греч. orto «правильный» и grapho «пишу») - совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме. Разделы орфографии – это большие группы правил, связанные с различными видами трудностей в переводе слов из устной речи в письменную. В русской орфографии выделяются следующие разделы:
· правописание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний;
· слитное, раздельное и дефисное написание;
· употребление строчных и прописных букв;
· правила переноса слов;
· графические сокращения слов.
Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами. Принципы орфографии - это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил.
Фонематический принципобеспечивает одинаковое написание букв, обозначающих звуки, стоящие как в сильной, так и в слабой позиции. К фонемным правилам, т.е. правилам, основанным на фонематическом принципе, относятся те, которые регулируют правописание приставок, безударных гласных в корне, согласных (в середине) и на конце слова, раздельных ъ и ь, твердых согласных перед и.
Морфологический принцип заключается в одинаковом написании морфем независимо от их произношения: на порожке (оглушается), к избушке (слышится [ы]), борода (полногласие/неполногласие), кзубрам (озвончается к ).
Традиционный принципзаключается в закрепленном традицией написании слов: традиционные написания надо запомнить (собака, аромат, калач, парашют и т. д.).
Дифференцирующий принципнаписания разграничивает на письме слова, звучащие или написанные одинаково, но имеющие разные значения : туш – тушь, поджог – поджёг, Орёл – орёл.
Принципы пунктуации
Пунктуация –собрание правил знаков препинания, а также сама система знаков препинания.
В основу правил русской пунктуации положены три принципа:
1. Смысловой (логический).
2. Грамматический (синтаксический).
3. Интонационный.
Знаки препинания выполняют функции завершения предложения, отделения го частей и выделения. Запятая и тире многофункциональны. Есть знаки одиночные и парные.
СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЧУЖОЙ РЕЧИ
Чужая речь –это речь другого лица, включённая в речь говорящего разными способами. Оформляется чужая речь диалогом, цитированием, и синтаксическими конструкциями с прямой и косвенной речью.
Прямая речь - это чужая речь, переданная дословно, без изменений.
Слова автора служат для введения прямой речи в повествование и указывают, кому принадлежит прямая речь, кому она адресована, как произнесена.
Косвенная речь – чужая речь, переданная не дословно, а в изменённом виде.
Диалог – это объединённый общей темой разговор двух или нескольких лиц.