Учебно-исследовательской практики

Организацию и руководство практикой осуществляет кафедра психологии образования и профессионального развития (ППР). Преподаватели кафедры осуществляют руководство практикой в объеме часов, отводимых на прикрепленных студентов. На основании распоряжения по институту психолого-педагогического образования о направлении студентов на преддипломную практику с указанием сроков проведения практики, места прохождения практики и закреплении руководителя практики от кафедры психологии образования и профессионального развития оформляется приказ по РГППУ о направлении студентов на преддипломную практику.

Места проведения практик закрепляются администрацией РГППУ на основе договора проведении практик.

Базами практики являются:

· образовательные организации разного уровня: дошкольного, общего, профессионального, высшего и дополнительного образования;

· учебные центры предприятий и организаций;

· психологические центры, службы психологической и реабилитационной помощи г. Екатеринбурга и Свердловской области.

В некоторых случаях прохождение педагогической практики разрешается по месту жительства студента. Рекомендуется направлять на практику в одно учебное заведение или предприятие не более 2 – 3 студентов одного профиля подготовки.

Перед выходом студентов на учебно-исследовательскую практику проводится организационное собрание студентов и руководителей практики от кафедры ППР, где решаются все организационные вопросы и оговариваются требования по оформлению отчетной документации по практике.

Время проведения практики устанавливается утвержденным в университете рабочим графиком учебного процесса.

Учебно-исследовательская практика продолжается 4 недели, общий объем составляет 6 зач. ед. (216 часов).

Согласно учебному плану преддипломная практика предусмотрена:

– для студентов очной формы обучения: по завершению 8-го семестра (4 недели);

– для студентов заочной формы обучения с полным сроком: по завершению 9-го семестра (4 недели);

На практику допускаются студенты, полностью выполнившие программу обучения в соответствии с учебным планом соответствующего курса. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в принимающих организациях составляет: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Проведение дифференцированного зачета по учебно-исследовательской практике осуществляется руководителями практики от кафедры ППР на основании представленных студентами-практикантами отчетов.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При прохождении учебно-исследовательской практики проводятся используются следующие образовательные технологии:

технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности обучающихся;

информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы обучающихся и повышению познавательной активности. К ИКТ относятся: Интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки индивидуальных проектов, выполнения самостоятельной работы;

технология индивидуализации обучения – помогает реализовывать личностно ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности обучающихся;

технология развития критического мышления – способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивной формах по дисциплине «Учебно-исследовательская практика» составляет 80%.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задания и методические указания по организации и проведению учебно-исследовательской практики

Учебно-исследовательская практика связана с преддипломной практикой, существенной особенностью которой является поисково-исследовательский характер и научная обоснованность принимаемых решений. Следовательно, при планировании деятельности студентов необходимо опираться на методологические концепции научной деятельности с учетом социально-психологических проблем.

Студент, получивший задание в первые дни учебно-исследовательской практики составляет подробный план (программу) прохождения практики. План согласовывается с научным руководителем и утверждается руководителем практики от учреждения, на базе которого проходит практика.

Практика завершается составлением студентом отчета по практике, который оценивает научный руководитель.

Каждый практикант совместно с научным руководителем оформляет рабочий вариант содержания (плана) практики, устанавливая конкретные задачи, т.е. содержание центрального этапа практики, сроки их решения и планируя результат работы: отчетные документы, которые следует представить к окончанию назначенного срока. В целом содержание практики можно представить в виде формы-таблицы (см. табл. 3).

Таблица 3

Неделя, № Содержание этапа Планируемые результаты
Организация взаимодействия студента с руководителем практики. Анализ актуальных противоречий, проблематики, тенденций науки и прикладной сферы в системе дошкольного образования (поиск и анализ научно-методологической литературы по теме исследования: учебники, учебные пособия, научные журналы, авторефераты диссертаций и др.) Выявление противоречий, конкретизация проблемы, актуальности исследования, определение цели и задач исследовательских задач, выявление объекта и предмета исследования
2-3 Теоретическое исследование научных источников по проблеме системы дошкольного образования Разработка методологических аспектов заявленной проблемы и консолидации прикладных способов ее разрешения Оформление теоретической части научного исследования Оформление методологической базы, планируемой коррекционной /развивающей/профилактической или иных программ в рамках достижения цели исследования
Подведение итогов практики, оценка соответствия достигнутых результатов плану, коррекция плана дальнейшего дипломного исследования – при личной встрече Оформление отчета по практике и документации, соответствующие требованиям программы; итоговая оценка, выставленная на титульный лист отчета, в зачетную книжку студента и ведомость (экзаменационный лист)

Перед прохождением учебно-исследовательской практики студент-практикант должен ознакомиться с памяткой для студентов, проходящих практику (см. Приложение 1).

Получить от руководителя практики от РГППУ направление на практику (Приложение 4) и индивидуальное задание (Приложение 5).

На последней неделе практики практикант лично представляет научному руководителю отчет, содержащий: титульный лист, индивидуальный план практики и документы, предусмотренные планом практики (оформленная теоретическая глава выпускной квалификационной работы методологическое обоснование планируемой разрабатываемой программы).

На завершающем этапе практики подписать направление о прохождении практики у руководителя принимающей организации (Приложение 4).

До конца отчетной недели преподаватель обязан сделать в экзаменационную ведомость запись о дифференцированном зачете/незачете практики с выставлением оценки. Запись о незачете вносится в ведомость в том случае, если практикант: систематически уклонялся от встреч с научным руководителем; либо до окончания практики не представил отчет по практике; либо выполнил менее трети из заданий, зафиксированных в индивидуальном плане практики. В этом случае преподаватель обязан на титульном листе отчета указать, какие из заданий не были выполнены, какие задачи практики не были решены, а также возможные причины и предполагаемые пути выхода из создавшейся ситуации.

Также студент должен самостоятельно сформулировать цель и задачи исследования, используя знания и умения, полученные им на занятиях в вузе, конспекты лекций, источники научной литературы. По окончании практики студент должен оформить отчет, подготовиться к защите практики.

Конкретное содержание практики и решаемые задачи исследования весьма вариативны и зависят не только от профиля специальности, направления научных исследований кафедры, имеющихся возможностей руководителей, но и от интересов и перспективы деятельности каждого студента.

Задания и методические указания по выполнению письменного отчета по учебно-исследовательской практике

1. Оформить отчет по практике. Образец титульного листа отчета по практике представлен в Приложении 3.

2. Заполнить дневник практики (образец его заполнения в Приложении 2).

3. Приложить направление на практику с проставленными в ней отметками о прохождении практики руководителями от РГППУ и от руководителя принимающей организации.

4. После сдачи письменного отчета по практике и сопровождающих документов руководитель практики от РГППУ заполняет лист оценивания компетентностных результатов прохождения практики (Приложение 6).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

Основная литература:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. - 318 с.: ил., табл. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 311-318

2. Дьяченко Е.В. Экспериментальная психология: курс лекций [для студентов психолог. спец.] / Е. В. Дьяченко, О. В. Боголюбова; [под ред. Н. С. Глуханюк; рец. Э. Ф. Зеер, В. П. Прядеин]; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2012. - 167 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 150-153

3. Ефанов А.В. Педагогическая практика: основы организации и методика проведения [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. В. Ефанов, О. И. Гадельшина ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2011. - 68 с.

4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 206, [1] с.

5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 206, [1] с.

6. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для вузов [Гриф Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена] / [В. И. Загвязинский и др.]; под ред. В. И. Загвязинского. - Москва: Академия, 2013. - 237, [1] с.

7. Королева Н.Н. Организация и планирование психологического исследования: методические рекомендации для вузов / Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, Ю. Л. Проект; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 99 с.

8. Королева Н.Н. Организация и планирование психологического исследования: методические рекомендации для вузов / Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, Ю. Л. Проект; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 99 с.

9. Попова Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учеб. пособие для вузов / Т. В. Попова. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта: Издательство МПСИ, 2011. - 70, [1] с.: табл. 4.

10. Психологические задания на период педагогической практики [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для вузов. Ч. 1 / [Л. Л. Баландина и др. ; под ред. Е. А. Силиной]. - 2-е изд., стер. - Электрон.текстовые дан. - Москва : Флинта, 2013. - 61, [1] с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/44131/

11. Руденко А.М. Экспериментальная психология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / А. М. Руденко. - Ростов на Дону: Феникс, 2011. - 285 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 265-282

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

2. Бушенева Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы [Электронный ресурс] / Ю. И. Бушенева. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 139 с.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М.: Академический проект, 2010. – 384 с.

4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1984. – 176 с.

5. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, 2005. – 288 с.

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2012. – 318 с.

7. Дьяченко Е.В. Экспериментальная психология: курс лекций [для студентов психолог. спец.] / Е. В. Дьяченко, О. В. Боголюбова; [под ред. Н. С. Глуханюк; рец. Э. Ф. Зеер, В. П. Прядеин]; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2012. - 167 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 150-153

8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 336 с.

9. Зарецкий А.Д. Промышленные технологии и инновации: для бакалавров и магистрантов [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Зарецкий, Т. Е. Иванова. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2014. - 473 с.

10. Зимина Е.Ю. Выпускная квалификационная работа: подходы, содержание, оформление: учеб. пособие / Е. Ю. Зимина, Г. Р. Мугинова, Л. Н. Осадчая; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2012. - 73 с.

11. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для вузов [Гриф Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена] / [В. И. Загвязинский и др.]; под ред. В. И. Загвязинского. - Москва: Академия, 2013. - 237, [1] с.

12. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Т. В. Корнилова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 384 с.

13. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие [для вузов] / И. Н. Кузнецов. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 282 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/56264 /

14. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) [Текст]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. В. Кукушкина. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 263, [1] с.

15. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Уч. пособие. СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

16. Научно-исследовательская и квалификационная практика. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по специальности 020400 – психология специализация 020408 – психология труда и организационная психология. ГОС 2000. Составитель Гончарь П.С. Екатеринбург 2004.

17. Новиков Ю.Н. Подготовка и защита магистерских диссертаций и бакалаврских работ [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Ю. Н. Новиков. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2012. - 29 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4630/

18. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб.: Питер, 2004. – 446 с.

19. Осипова И.В. Теоретические основы подготовки студентов профессионально-педагогического вуза по рабочей профессии: компетентностный подход : [учеб.] моногр. / И. В. Осипова, Н. Н. Ульяшина ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2012. - 225 с.

20. Основы дипломного проектирования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для вузов / [Н. А. Платонова и др.]; под ред. Н. А. Платоновой. - 2-е изд. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 270 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/50229/

21. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / [И. Н. Кравченко и др.]; под ред. И. Н. Кравченко. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2015. - 301 с.: ил., табл., фот. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/56165/

22. Планирование, организация и проведение научных исследований в машиностроении [Текст]: учебное пособие для [Гриф УМО] / А. И. Барботько, В. А. Кудинов, П. А. Понкратов, А. А. Барботько. - Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии, 2014. - 499 с.

23. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / И. Б. Рыжков. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2013. - 222 с.

24. Соловьев В.П. Организация эксперимента [Текст]: учебное пособие для вузов по направлению "Металлургия" [Гриф УМО] / В. П. Соловьёв, Е. М. Богатов. - Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии, 2013. - 253 с.

25. Солсо Р., Маклин К. Экспериментальная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 480 с.

26. Толстых Ю.О. Организация выполнения и защиты дипломного проекта (работы) и выпускной квалификационной работы бакалавра [Текст]: учебно-[методическое] пособие [для вузов] / Ю.О. Толстых, Т. В. Учинина, Н. Я. Кузин. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 117, [1] с.

27. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие [для бакалавров] / М. Ф. Шкляр. - 5-е изд. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 243 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/56263 /

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Поисковые системы, рекомендованные ФГОС:

§ http://e.lanbook.com

§ http://informika.ru

§ http://edu.ru

§ http://rospsy.ru

§ http://rsl.ru

§ http://mon.gov.ru

Наши рекомендации