Гетерогенные равновесия в растворах электролитов
Цель работы: Получить системные знания по теории гетерогенных процессов в приложении к биологическим системам; определить термодинамические условия образования и растворения осадков; изучить влияние различных факторов на растворимость малорастворимых электролитов.
Задание:Изучить: а) условия образования осадков, б) влияние одноименного иона на растворимость малорастворимого электролита; в) конкуренцию гетерогенных процессов; г) влияние природы растворителя на образование осадка; д) провести групповые и характерные реакции на ионы с образованием осадков.
Оборудование и реактивы: Набор пробирок в штативе; бюретки вместимостью 25 мл, воронки диаметром 30 мм, капельницы с растворами.
Растворы хлорида кальция (0,01 моль/л и 0,1 моль/л), оксалата натрия, сульфата натрия (концентрация растворов 0,01 моль/л); гидрофосфата натрия, дигидрофосфата натрия (концентрация растворов 0,1 моль/л), соляная кислота (0,1 моль/л), гидроксид натрия (0,1 моль/л), хлорида натрия (0,2 моль/л), сульфат натрия, хромат натрия (1 моль/л), нитрата свинца(0,1 моль/л).
Сущность работы: визуальное наблюдение за изменениями в пробирках при сливании растворов солей, способных образовать осадки.
Выполнение эксперимента:
Опыт 1. Условия образования осадков.
Уравнения реакций:
Наблюдения записывают в таблицу 1.
Экспериментальные данные
Таблица 1
Исходная концентрация Са2+, моль/л | Исходная концентрация аниона, моль/л | Пс | Ks | Наблюдения |
0,01 | С2О42- - 0,01 | |||
0,01 | SO42— 0,01 |
Расчет ПС:
* В выводе указывают термодинамические условия образования и растворения осадков.
Вывод:
Дата ___________ Занятие ________
МОДУЛЬ 10. Физическая химия поверхностных явлений.
МОДУЛЬ11. Физическая химия дисперсных систем.
Задания для самостоятельной работы
10.31; 10.35; 10.40; 10.46,10.52; 10.54; 11.2; 11.4; 11.14; 11.16; 11.34
Лабораторная работа 9.3
Влияние различных факторов на адсорбцию из растворов
Цель: Определить влияние удельной поверхности адсорбента, природы адсорбента, адсорбтива и растворителя на адсорбцию красителей из растворов.
Задание: Выяснить влияние на величину адсорбции перечисленных выше факторов.
Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, воронки. Водные р-ры метиленового синего, фуксина, эозина, р-р метиленового синего в этаноле, уголь активированный, каолин, кремниевая кислота, фильтровальная бумага.
Сущность работы: Визуальное наблюдение: 1) окраски адсорбента; 2) окраски фильтратов
после проведения адсорбции.
Выполнение эксперимента:
Определениие знака заряда окрашенных ионов красителей капиллярным методом на фильтровальной бумаге.
Перед проведением основных опытов устанавливают по степени растекания пятна водного раствора красителя, к каким классам (кислотным или основным красителям) относятся объекты анализа
Метиленовый синий –
Эозин –
Фуксин –
Наблюдения:
Вывод:
Опыт 1. Влияние природы адсорбента и адсорбтива на адсорбцию.
Адсорбент –
Адсорбтив –
Растворитель –
Наблюдения:
Вывод:
Опыт 2. Влияние природы растворителя на адсорбцию.
Адсорбент – Адсорбент –
Адсорбтив – Адсорбтив –
Растворитель- Растворитель –
Наблюдения:
Наблюдения:
Вывод:
Опыт 3. Влияние удельной поверхности адсорбента на адсорбцию.
Адсорбент –
Адсорбтив –
Растворитель –
Наблюдения:
Вывод:
Лабораторная работа 9.5
Хроматография
Цель:Приобрести навыки разделения смеси веществ с помощью тонкослойной и бумажной хроматографии.
Задание: Разделить смесь катионов меди (П) и железа (Ш) хроматографическим методом.
Оборудование и реактивы: Чашка Петри, химический стакан, стеклянные палочки,
капилляры, хроматографическая бумага. Р-р гксацианоферрата (П) калия(с=0,05 моль/л), насыщенный р-р сульфата меди (П) и нитрата железа (Ш).
Сущность работы: Для разделения смеси ионов меди(П) и железа (Ш) используется адсорбционная хроматография на бумаге.Различная скорость перемещения ионов обусловлена различием их адсорбционной способности. Разделенные хроматографические зоны обнаруживаются цветной реакцией с гексацианоферратом (П) калия.
Выполнение эксперимента:
1.Наносят разделяемую смесь катионов меди(П) и железа (Ш) на бумагу.
2. Проводят хроматографическое разделение.
3. Обнаруживают разделенные зоны.
4. Описывают полученную хроматограмму.
Рисунок:
Уравнения реакций:
*В выводе указывают вид хроматографии по технике выполнения и доминирующему механизму.
Объясняют расположение окрашенных зон.
Вывод:
Дата _________
Лабораторная работа 10.1