МОДУЛЬ №01. Основы количественного анализа.
Первый Московский
Государственный Медицинский Университет
Им. И.М.Сеченова
Кафедра общей химии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ХИМИИ
СТУДЕНТА __________ ГРУППЫ
ФАКУЛЬТЕТА
__________________________________________________
__________________________________________________
200___ – 200___ учебный год
Настоящая лабораторная тетрадь по курсу общей и биоорганической химии предназначена для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета, выполняющих практические и теоретические задания на лабораторных занятиях. Темы занятий включают лабораторные работы, выполнение и оформление которых студенты проводят самостоятельно. Это дает возможность студентам закрепить пройденный материал и подготовится к беседе с преподавателем, который должен оценить правильность полученных результатов и выводов.
Данная лабораторная тетрадь соответствует учебному плану и программе по дисциплине «Общая химия» для специальности 040400 «Лечебное дело», утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и составляет единый учебно-методический комплекс с учебным пособием «Практикум по общей химии» под ред. В.А.Попкова. – М.: «Академия», 2012.
© А.А.Филиппова
Под редакцией академика РАО В.А. Попкова
Москва, 2015
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Правила поведения в химической лаборатории и техники безопасности:
ü к эксперименту приступать только после ознакомления со всеми его этапами;
ü на лабораторном столе должны находиться только необходимые для эксперимента приборы, оборудование, рабочая тетрадь, практикум и т.д.;
ü в лаборатории работать только в халате;
ü нельзя брать руками вещества и пробовать их на вкус;
ü опыты с ядовитыми и летучими веществами, концентрированными растворами кислот и щелочей проводить под тягой (вытяжной шкаф);
ü при приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду;
ü нельзя работать с легковоспламеняющимися жидкостями вблизи включенных электрических и нагревательных приборов;
ü нельзя выливать в раковину остатки кислот, щелочей, раствора перманганата калия и огнеопасных веществ, их следует сливать в специально предназначенные для этого склянки;
ü для засасывания кислот и щелочей в пипетку использовать резиновые груши;
ü разбавляя концентрированные кислоты, осторожно вливать кислоту в воду, а не наоборот.
При несоблюдении правил техники безопасности в лаборатории, бывают несчастные случаи,
требующие первой неотложной помощи, для ее оказания на кафедре должна быть аптечка.
Основные правила скорой помощи следующие:
- при термическом ожоге кожу обработать спиртом или свежеприготовленным раствором перманганата калия, а затем смазать мазью от ожогов или присыпать танином;
- при химических ожогах глаз обильно промыть глаза водой, используя глазную ванночку, после этого следует обратиться к врачу;
- при ожогах кислотой необходимо омыть реактив большим количеством воды, затем обработать кожу растворам соды;
- при ожогах щелочью необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем промыть участок кожи разбавленной уксусной кислотой, а затем снова водой.
Прежде чем приступить к эксперименту, студенты должны изучить соответствующий раздел
учебника, лекций, а также ознакомиться с описанием работы и ответить на вопросы для
самоподготовки.
С правилами поведения в химической лаборатории и техникой безопасности ознакомилась(ся)
_____________________________________________________________
Дата: Подпись:
______________ ______________
Дата _______ Занятие № _______
МОДУЛЬ №01. Основы количественного анализа.
Способы выражения концентрации раствора.
Основные способы выражения состава растворов
Массовая доля _______________________
Молярная концентрация ____________________
Массовая концентрация _____________________
Моляльная концентрация ____________________
Лабораторная работа 2.4
МОДУЛЬ №02. Химическая термодинамика. Энергетика химических реакций.
I начало термодинамики. Энтальпия. Закон Гесса.
Задания для самостоятельной работы
2.19; 2.45; 2.57; 2.61
Лабораторная работа 3.1
Экспериментальные данные.
№ опыта | Температура раствора, о С | ||
кислоты (исх) | щелочи (исх) | после нейтрализации | |
Среднее значение |
Концентрации растворов кислоты ________моль/л, щелочи________ моль/л,
Объемы растворов реагирующих веществ мл_____
Плотности растворов_______________г/мл_
Масса калориметрического стакана г
Справочные величины
Суд (воды) = 4,184 Дж/г×К Суд (стекла) = 0,753 Дж/г × К
Расчеты
* В выводах указывают полученный результат, метод исследования, относительную ошибку.
Вывод:
Дата _________ Занятие _______
Лабораторная работа 6.2
Экспериментальные данные
Пробирка с исходным буферным раствором | №1 | №2 | №3 |
с(NaCH3COO): с(CH3COOH) | |||
Цвет буферного раствора после добавления лакмоида | |||
рН исходного буферного раствора | |||
Пробирка с разбавленным буферным раствором | №4 | №5 | №6 |
с(NaCH3COO): с(CH3COOH) | |||
Цвет разбавленного буферного раствора после добавления лакмоида | |||
рН разбавленного буферного раствора |
Справочные данные: рКа(CH3COOH) = ________________
Расчет рН
*В выводе определяют зависимость рН буферного раствора от соотношения концентраций компонентов и от разбавления. Приводят объяснения.
Вывод:
Дата:_________ Занятие №___
Экспериментальные данные
Катион | Цвет осадка при добавлении разбавленного раствора щелочи | Изменения, произошедшие при добавлении концентрированного раствора щелочи | Изменения, произошедшие при добавлении аммиака |
Fe3+ | |||
Zn2+ | |||
Cu2+ | |||
Co2+ | |||
Ni2+ | |||
Pb2+ | |||
Al3+ |
Выводоформляют в виде перечисления:
- ионы, образующие прочные и аммино- и гидроксокомплексы …
- ионы, образующие прочные только амминокомплексы …
- ионы, образующие прочные только гидроксокомплексы …
- ионы, не образующие прочные ни аммино- ни гидроксокомплексы
Дата ________ Занятие _________
Лабораторная работа 6.5
Экспериментальные данные
Таблица 1
Исходная концентрация Са2+, моль/л | Исходная концентрация аниона, моль/л | Пс | Ks | Наблюдения |
0,01 | С2О42- - 0,01 | |||
0,01 | SO42— 0,01 |
Расчет ПС:
* В выводе указывают термодинамические условия образования и растворения осадков.
Вывод:
Дата ___________ Занятие ________
Хроматография
Цель:Приобрести навыки разделения смеси веществ с помощью тонкослойной и бумажной хроматографии.
Задание: Разделить смесь катионов меди (П) и железа (Ш) хроматографическим методом.
Оборудование и реактивы: Чашка Петри, химический стакан, стеклянные палочки,
капилляры, хроматографическая бумага. Р-р гксацианоферрата (П) калия(с=0,05 моль/л), насыщенный р-р сульфата меди (П) и нитрата железа (Ш).
Сущность работы: Для разделения смеси ионов меди(П) и железа (Ш) используется адсорбционная хроматография на бумаге.Различная скорость перемещения ионов обусловлена различием их адсорбционной способности. Разделенные хроматографические зоны обнаруживаются цветной реакцией с гексацианоферратом (П) калия.
Выполнение эксперимента:
1.Наносят разделяемую смесь катионов меди(П) и железа (Ш) на бумагу.
2. Проводят хроматографическое разделение.
3. Обнаруживают разделенные зоны.
4. Описывают полученную хроматограмму.
Рисунок:
Уравнения реакций:
*В выводе указывают вид хроматографии по технике выполнения и доминирующему механизму.
Объясняют расположение окрашенных зон.
Вывод:
Дата _________
Лабораторная работа 10.1
Первый Московский
Государственный Медицинский Университет
Им. И.М.Сеченова
Кафедра общей химии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ХИМИИ
СТУДЕНТА __________ ГРУППЫ
ФАКУЛЬТЕТА
__________________________________________________
__________________________________________________
200___ – 200___ учебный год
Настоящая лабораторная тетрадь по курсу общей и биоорганической химии предназначена для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета, выполняющих практические и теоретические задания на лабораторных занятиях. Темы занятий включают лабораторные работы, выполнение и оформление которых студенты проводят самостоятельно. Это дает возможность студентам закрепить пройденный материал и подготовится к беседе с преподавателем, который должен оценить правильность полученных результатов и выводов.
Данная лабораторная тетрадь соответствует учебному плану и программе по дисциплине «Общая химия» для специальности 040400 «Лечебное дело», утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и составляет единый учебно-методический комплекс с учебным пособием «Практикум по общей химии» под ред. В.А.Попкова. – М.: «Академия», 2012.
© А.А.Филиппова
Под редакцией академика РАО В.А. Попкова
Москва, 2015
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Правила поведения в химической лаборатории и техники безопасности:
ü к эксперименту приступать только после ознакомления со всеми его этапами;
ü на лабораторном столе должны находиться только необходимые для эксперимента приборы, оборудование, рабочая тетрадь, практикум и т.д.;
ü в лаборатории работать только в халате;
ü нельзя брать руками вещества и пробовать их на вкус;
ü опыты с ядовитыми и летучими веществами, концентрированными растворами кислот и щелочей проводить под тягой (вытяжной шкаф);
ü при приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду;
ü нельзя работать с легковоспламеняющимися жидкостями вблизи включенных электрических и нагревательных приборов;
ü нельзя выливать в раковину остатки кислот, щелочей, раствора перманганата калия и огнеопасных веществ, их следует сливать в специально предназначенные для этого склянки;
ü для засасывания кислот и щелочей в пипетку использовать резиновые груши;
ü разбавляя концентрированные кислоты, осторожно вливать кислоту в воду, а не наоборот.
При несоблюдении правил техники безопасности в лаборатории, бывают несчастные случаи,
требующие первой неотложной помощи, для ее оказания на кафедре должна быть аптечка.
Основные правила скорой помощи следующие:
- при термическом ожоге кожу обработать спиртом или свежеприготовленным раствором перманганата калия, а затем смазать мазью от ожогов или присыпать танином;
- при химических ожогах глаз обильно промыть глаза водой, используя глазную ванночку, после этого следует обратиться к врачу;
- при ожогах кислотой необходимо омыть реактив большим количеством воды, затем обработать кожу растворам соды;
- при ожогах щелочью необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем промыть участок кожи разбавленной уксусной кислотой, а затем снова водой.
Прежде чем приступить к эксперименту, студенты должны изучить соответствующий раздел
учебника, лекций, а также ознакомиться с описанием работы и ответить на вопросы для
самоподготовки.
С правилами поведения в химической лаборатории и техникой безопасности ознакомилась(ся)
_____________________________________________________________
Дата: Подпись:
______________ ______________
Дата _______ Занятие № _______
МОДУЛЬ №01. Основы количественного анализа.