МОДУЛЬ №01. Основы количественного анализа.

Первый Московский

Государственный Медицинский Университет

Им. И.М.Сеченова

Кафедра общей химии

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ХИМИИ

СТУДЕНТА __________ ГРУППЫ

ФАКУЛЬТЕТА

__________________________________________________

__________________________________________________

200___ – 200___ учебный год

Настоящая лабораторная тетрадь по курсу общей и биоорганической химии предназначена для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета, выполняющих практические и теоретические задания на лабораторных занятиях. Темы занятий включают лабораторные работы, выполнение и оформление которых студенты проводят самостоятельно. Это дает возможность студентам закрепить пройденный материал и подготовится к беседе с преподавателем, который должен оценить правильность полученных результатов и выводов.

Данная лабораторная тетрадь соответствует учебному плану и программе по дисциплине «Общая химия» для специальности 040400 «Лечебное дело», утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и составляет единый учебно-методический комплекс с учебным пособием «Практикум по общей химии» под ред. В.А.Попкова. – М.: «Академия», 2012.

© А.А.Филиппова

Под редакцией академика РАО В.А. Попкова

Москва, 2015

МОДУЛЬ №01. Основы количественного анализа. - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Правила поведения в химической лаборатории и техники безопасности:

ü к эксперименту приступать только после ознакомления со всеми его этапами;

ü на лабораторном столе должны находиться только необходимые для эксперимента приборы, оборудование, рабочая тетрадь, практикум и т.д.;

ü в лаборатории работать только в халате;

ü нельзя брать руками вещества и пробовать их на вкус;

ü опыты с ядовитыми и летучими веществами, концентрированными растворами кислот и щелочей проводить под тягой (вытяжной шкаф);

ü при приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду;

ü нельзя работать с легковоспламеняющимися жидкостями вблизи включенных электрических и нагревательных приборов;

ü нельзя выливать в раковину остатки кислот, щелочей, раствора перманганата калия и огнеопасных веществ, их следует сливать в специально предназначенные для этого склянки;

ü для засасывания кислот и щелочей в пипетку использовать резиновые груши;

ü разбавляя концентрированные кислоты, осторожно вливать кислоту в воду, а не наоборот.

При несоблюдении правил техники безопасности в лаборатории, бывают несчастные случаи,

требующие первой неотложной помощи, для ее оказания на кафедре должна быть аптечка.

Основные правила скорой помощи следующие:

  • при термическом ожоге кожу обработать спиртом или свежеприготовленным раствором перманганата калия, а затем смазать мазью от ожогов или присыпать танином;
  • при химических ожогах глаз обильно промыть глаза водой, используя глазную ванночку, после этого следует обратиться к врачу;
  • при ожогах кислотой необходимо омыть реактив большим количеством воды, затем обработать кожу растворам соды;
  • при ожогах щелочью необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем промыть участок кожи разбавленной уксусной кислотой, а затем снова водой.

Прежде чем приступить к эксперименту, студенты должны изучить соответствующий раздел

учебника, лекций, а также ознакомиться с описанием работы и ответить на вопросы для

самоподготовки.

С правилами поведения в химической лаборатории и техникой безопасности ознакомилась(ся)

_____________________________________________________________

Дата: Подпись:

______________ ______________

Дата _______ Занятие № _______

МОДУЛЬ №01. Основы количественного анализа.

Способы выражения концентрации раствора.

Основные способы выражения состава растворов

Массовая доля _______________________

Молярная концентрация ____________________

Массовая концентрация _____________________

Моляльная концентрация ____________________

Лабораторная работа 2.4

МОДУЛЬ №02. Химическая термодинамика. Энергетика химических реакций.

I начало термодинамики. Энтальпия. Закон Гесса.

Задания для самостоятельной работы

2.19; 2.45; 2.57; 2.61

Лабораторная работа 3.1

Экспериментальные данные.

№ опыта Температура раствора, о С
кислоты (исх) щелочи (исх) после нейтрализации
     
     
     
Среднее значение      

Концентрации растворов кислоты ________моль/л, щелочи________ моль/л,

Объемы растворов реагирующих веществ мл_____

Плотности растворов_______________г/мл_

Масса калориметрического стакана г

Справочные величины

Суд (воды) = 4,184 Дж/г×К Суд (стекла) = 0,753 Дж/г × К

Расчеты

* В выводах указывают полученный результат, метод исследования, относительную ошибку.

Вывод:

Дата _________ Занятие _______

Лабораторная работа 6.2

Экспериментальные данные

Пробирка с исходным буферным раствором №1 №2 №3
с(NaCH3COO): с(CH3COOH)        
Цвет буферного раствора после добавления лакмоида      
рН исходного буферного раствора        
Пробирка с разбавленным буферным раствором №4 №5 №6
с(NaCH3COO): с(CH3COOH)        
Цвет разбавленного буферного раствора после добавления лакмоида      
рН разбавленного буферного раствора      

Справочные данные: рКа(CH3COOH) = ________________

Расчет рН

*В выводе определяют зависимость рН буферного раствора от соотношения концентраций компонентов и от разбавления. Приводят объяснения.

Вывод:

Дата:_________ Занятие №___

Экспериментальные данные

Катион Цвет осадка при добавлении разбавленного раствора щелочи Изменения, произошедшие при добавлении концентрированного раствора щелочи Изменения, произошедшие при добавлении аммиака
Fe3+      
Zn2+      
Cu2+      
Co2+      
Ni2+        
Pb2+      
Al3+        

Выводоформляют в виде перечисления:

- ионы, образующие прочные и аммино- и гидроксокомплексы …

- ионы, образующие прочные только амминокомплексы …

- ионы, образующие прочные только гидроксокомплексы …

- ионы, не образующие прочные ни аммино- ни гидроксокомплексы

Дата ________ Занятие _________

Лабораторная работа 6.5

Экспериментальные данные

Таблица 1

Исходная концентрация Са2+, моль/л Исходная концентрация аниона, моль/л Пс Ks Наблюдения
  0,01   С2О42- - 0,01      
  0,01   SO42— 0,01      

Расчет ПС:

* В выводе указывают термодинамические условия образования и растворения осадков.

Вывод:

Дата ___________ Занятие ________

Хроматография

Цель:Приобрести навыки разделения смеси веществ с помощью тонкослойной и бумажной хроматографии.

Задание: Разделить смесь катионов меди (П) и железа (Ш) хроматографическим методом.

Оборудование и реактивы: Чашка Петри, химический стакан, стеклянные палочки,

капилляры, хроматографическая бумага. Р-р гксацианоферрата (П) калия(с=0,05 моль/л), насыщенный р-р сульфата меди (П) и нитрата железа (Ш).

Сущность работы: Для разделения смеси ионов меди(П) и железа (Ш) используется адсорбционная хроматография на бумаге.Различная скорость перемещения ионов обусловлена различием их адсорбционной способности. Разделенные хроматографические зоны обнаруживаются цветной реакцией с гексацианоферратом (П) калия.

Выполнение эксперимента:

1.Наносят разделяемую смесь катионов меди(П) и железа (Ш) на бумагу.

2. Проводят хроматографическое разделение.

3. Обнаруживают разделенные зоны.

4. Описывают полученную хроматограмму.

Рисунок:

Уравнения реакций:

*В выводе указывают вид хроматографии по технике выполнения и доминирующему механизму.

Объясняют расположение окрашенных зон.

Вывод:

Дата _________

Лабораторная работа 10.1

Первый Московский

Государственный Медицинский Университет

Им. И.М.Сеченова

Кафедра общей химии

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ХИМИИ

СТУДЕНТА __________ ГРУППЫ

ФАКУЛЬТЕТА

__________________________________________________

__________________________________________________

200___ – 200___ учебный год

Настоящая лабораторная тетрадь по курсу общей и биоорганической химии предназначена для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета, выполняющих практические и теоретические задания на лабораторных занятиях. Темы занятий включают лабораторные работы, выполнение и оформление которых студенты проводят самостоятельно. Это дает возможность студентам закрепить пройденный материал и подготовится к беседе с преподавателем, который должен оценить правильность полученных результатов и выводов.

Данная лабораторная тетрадь соответствует учебному плану и программе по дисциплине «Общая химия» для специальности 040400 «Лечебное дело», утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и составляет единый учебно-методический комплекс с учебным пособием «Практикум по общей химии» под ред. В.А.Попкова. – М.: «Академия», 2012.

© А.А.Филиппова

Под редакцией академика РАО В.А. Попкова

Москва, 2015

МОДУЛЬ №01. Основы количественного анализа. - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Правила поведения в химической лаборатории и техники безопасности:

ü к эксперименту приступать только после ознакомления со всеми его этапами;

ü на лабораторном столе должны находиться только необходимые для эксперимента приборы, оборудование, рабочая тетрадь, практикум и т.д.;

ü в лаборатории работать только в халате;

ü нельзя брать руками вещества и пробовать их на вкус;

ü опыты с ядовитыми и летучими веществами, концентрированными растворами кислот и щелочей проводить под тягой (вытяжной шкаф);

ü при приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду;

ü нельзя работать с легковоспламеняющимися жидкостями вблизи включенных электрических и нагревательных приборов;

ü нельзя выливать в раковину остатки кислот, щелочей, раствора перманганата калия и огнеопасных веществ, их следует сливать в специально предназначенные для этого склянки;

ü для засасывания кислот и щелочей в пипетку использовать резиновые груши;

ü разбавляя концентрированные кислоты, осторожно вливать кислоту в воду, а не наоборот.

При несоблюдении правил техники безопасности в лаборатории, бывают несчастные случаи,

требующие первой неотложной помощи, для ее оказания на кафедре должна быть аптечка.

Основные правила скорой помощи следующие:

  • при термическом ожоге кожу обработать спиртом или свежеприготовленным раствором перманганата калия, а затем смазать мазью от ожогов или присыпать танином;
  • при химических ожогах глаз обильно промыть глаза водой, используя глазную ванночку, после этого следует обратиться к врачу;
  • при ожогах кислотой необходимо омыть реактив большим количеством воды, затем обработать кожу растворам соды;
  • при ожогах щелочью необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем промыть участок кожи разбавленной уксусной кислотой, а затем снова водой.

Прежде чем приступить к эксперименту, студенты должны изучить соответствующий раздел

учебника, лекций, а также ознакомиться с описанием работы и ответить на вопросы для

самоподготовки.

С правилами поведения в химической лаборатории и техникой безопасности ознакомилась(ся)

_____________________________________________________________

Дата: Подпись:

______________ ______________

Дата _______ Занятие № _______

МОДУЛЬ №01. Основы количественного анализа.

Наши рекомендации