Вопрос: Время жизни. Жизненный цикл. Жизненный путь.
Время жизни, или протяженность жизни обозначает временной интервал между рождением и смертью. Ее определяют как описание и объяснение онтогенетических поведенческих изменений от рождения до смерти.
Понятие жизненного цикла предпологает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы представляют собой постоянный круговорот.
Идея циклического круговорота жизни, подобна цикличности природных процессов (чередование дня и ночи, зимы и лета)- один из древнейших образов человеческого сознания.
Многие биологические и социально возрастные процессы действительно являются циклическими. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где дети сначала учатся у старших, затем активно действует рядом с ними, а потом, в свою очередь, социализируют младших.
Жизненный путь- результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла.
Содержательная характеристика возрастных процессов может быть дана либо в системе онтогенеза (времени жизни), либо в системе жизненного цикла, либо в системе жизненного пути. Жизненный путь личности включает в себя жизненный цикл индивида, а этот в свою очередь, включает онтогенез.
6.В современной психологии термин «методология» используется в 3-х значениях.
Общая методология- общая философская позиция, мировоззренческая интерпретация оснований исследования.
Частная методология- совокупность методологических принципов, применяемых в конкретной области знаний.
Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования, или методик.
Диалектический подход используется для объяснения явлений и фактов.
Причины и условия происхождения и функционирования психики сложно переплетаются различие между причиной и условием жизни относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответствующем отношении есть следствие. С диалектических позиций источник формирования психики человека социальная среда, а не таинственные внутренние факторы.
Принципы детерминизма: основан на положении о причинности, т.е. такой связи явлений. В которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие). Согласно
Этому принципу каждое изменение в развитии обусловлено специфическим соотношением биологически и социальных факторов и своеобразно по механизмам своего возникновения.
Принцип системности: отдельные психические явления внутренне связаны между собой образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.
Принцип развития: утверждает, что психика постоянно изменяется, поэтому психика может быть правильно понята только если рассматривается в непрерывном развитии.
7 вопрос: Стратегии построения исследования психического развития человека.
Лонгитюдная стратегия: достоверность этой стратегии ослаблена тренировочным эффектом, те испытуемые. Которые постоянно подвергают испытаниям (интервьюированию или тестированию) могут приспособиться к применяющимся методикам или становится все более осведомленными о содержании самих тестов.
Следующая проблема лонгитюдной стратегии. Это проблема совместимости поколений в ходе исследований обычно изучаются дети одной возрастной кагорты., которой свойственно получать совсем другой социальный опыт, нежели опыт подрастающих поколений из других эпох.
Стратегия поперечных срезов: имеет следующие проблемы:
Эффект кагорты: Кагорта- группа, представители которой родились приблизительно в одно время и имеют одинаковые культурно-исторический опыт. Любые возрастные различия, обнаруженные в исследовании, не всегда обусловливаются возрастом или развитием, а могут отражать культурно-исторические факторы.
Проблема установления индивидуальных особенностей развития: поперечные срезы ничего не говорят о последовательности развития отдельных личностей.
В последнее время все большее распространение получают межкультурные, или кросс-культурные исследования, специально предназначенные для сравнения различных культур.