Особенности современного занятия
План и конспект учебного занятия
Подготовка к учебному занятию – не формализм, а трудоемкая, порой филигранная работа, выверяющая и уточняющая задуманное, требующая инициативы и вдохновения.
Письменный план или конспект занятия углубляет его замысел, уточняет разработку, укладывает задуманное во времени, буквально в минутах, отсекая все лишнее, малозначительное. Письменный план нужен, быть может, не столько на самом занятии (порой он так врезается в сознание педагога, что не возникает необходимость заглядывать в конспект), сколько до занятия – для того, чтобы состоялось именно такое занятие, какое было задумано.
Письменная подготовка дает возможность руководителю кружка на самом занятии легко и гибко оперировать временем, не тратить его на подыскивание нужных слов и выражений, примеров и аргументов. Следовательно, письменное оформление занятия не убивает творчество, а высвобождает время, память, силы педагога, позволяет быть более внимательным к детям, более зорким, если угодно, более находчивым, дает возможность углублять объяснение, улавливать сложившуюся ситуацию и действовать соответственно ей, обеспечивает педагогическую импровизацию, экспромт.
Опыт подтверждает целесообразность поурочно-тематического планирования, т. е. разработки планов сразу на несколько занятий вперед (по теме или подтеме). Это дает педагогу возможность разнообразить типы занятий, предусматривать целесообразные виды учебной деятельности школьников на протяжении изучения всей темы (раздела), проведение практических и контрольных работ, повторения, экскурсий. План занятия является рабочим документом педагога, и нельзя требовать от него составления плана по единой схеме с обязательным включением всех обязательных элементов. Опытные педагоги, имеющие конспекты или разработки занятий, составленные в предыдущие годы, могут пользоваться ими, внося дополнения и коррективы.
План занятия педагога – его творческая лаборатория, при подготовке такого плана педагог прежде всего учитывает конкретные условия работы, максимально использует свои творческие возможности, свой опыт и опыт своих коллег.
Конечно, бывают обстоятельства, когда в ходе занятия нужно что-то изменить, внести коррективы в задуманное. Но именно для того, чтобы не упустить намеченное и достигнуть поставленной цели, нужен написанный план занятия.
Иное дело – какой должна быть письменная подготовка занятия, что нужно фиксировать.
Очевидна необходимость четкой формулировки цели: только отчетливое знание педагогом того, чего он хочет добиться на данном занятии, обеспечивает структуру всего занятия и конструкцию его отдельных этапов.
Цель занятия не должна носить обтекаемый характер: изучить то-то, рассказать то-то, а быть конкретной, диагностичной, реалистической. Кроме сообщения знаний и привития навыков, в цель занятия должны входить и органически связанные с ней задачи воспитания и развития. Вот почему, готовясь к занятию, педагог должен отдавать ясный отчет в том, к осознанию каких идей он будет подводить обучающихся на материале данного занятия, каких микросдвигов в развитии внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, эмоций, воли он будет добиваться у своих воспитанников.
Цель занятия предполагает результат, который должен быть достигнут совместной деятельностью воспитанников и педагога.
Правила постановки цели занятия
Правило 1. Каждое занятие должно быть направлено на цели: обучить, воспитать, развить.
Правило 2. В формулировке цели использовать глаголы, определяющие личностно-ориентированную деятельность педагога:
1.Обучающие цели (процесс и результаты овладения знаниями, умениями, навыками, основами мировоззрения):
Обеспечить:
понимание содержания учебного материала …;
уровень усвоения …;
применение знаний на практике в стандартной, нестандартной, творческой ситуации…;
актуализация субъективного опыта о …;
систематизация знаний о ….
2. Воспитывающие цели (процесс и результаты воспитания личности):
Способствовать:
выявлению, раскрытию способностей …;
убеждать в целесообразности и значимости поступков …;
привитию навыков взаимодействия…;
пониманию ценности совместной деятельности…;
воспитанию социальных свойств личности таких как…;
воспитанию ценностных отношений….
3. Развивающие цели (процесс становления и развития личности):
Содействовать:
развитию долговременной памяти, логического мышления… (др. психические процессы)
развитию коммуникативной культуры личности …;
развитию информационной культуры …;
становлению исследовательских умений….
Правило 3. Учитывать конкретные условия обучения, на основе общих целей формулировать конкретные задачи.
Правило 4.Для достижения цели на каждом этапе занятия планируются дидактические задачи.
Основные задачи учебного занятия кружка:
развитие познавательных интересов обучающихся;
развитие интеллектуальных способностей;
обучение самообразованию;
овладение методами и приемами самостоятельной работы;
обучение методам научной, исследовательской, экспериментальной работы;
развитие изобретательских и конструкторских способностей;
развитие творческих способностей;
овладение практическими умениями и навыками;
формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);
содействие в профессиональном самоопределении обучающихся;
формирование умения передавать свои знания другим;
выявление уровня знаний и умений обучающихся.
Комплексное планирование задач учебного занятия (по М. Поташнику)
Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
1. Обучающие задачи.
К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:
- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.
- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления)
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...
2. Развивающие задачи
Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.
- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление,
- создать условия для развития...
- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания (импатии), развитию мимики ребенка
- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),
- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
3. Воспитательные задачи.
Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.
- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.
Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей
(авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)
Обучающие задачи
(направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).
Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.
Воспитательные задачи
(направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности)
/Возраст, действие, качество/
1. Младший школьный возраст
воспитывать
Любовь к малой родине:
● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу
Доброжелательное отношение к окружающим:
●соблюдение правил этикета,
●доброжелательность,
● дружелюбие,
●готовность сотрудничать,
●вежливость
Умение заботиться:
●доброту,
●искренность,
●чуткость,
●общительность,
●стремление помочь,
●отзывчивость
формировать
Положительную самооценку
Потребность в самоорганизации:
●аккуратность,
●бережливость,
●трудолюбие,
●сдержанность,
●основы самоконтроля,
●скромность,
●самостоятельность,
●умение доводить начатое дело до конца,
●настойчивость,
●выдержку
Потребность в здоровом образе жизни:
●умение видеть прекрасное,
●гигиенические знания и умения,
●оптимизм,
●доброжелательное отношение к труду,
●культура труда.
2. Подростки
Воспитывать
Гражданские качества личности:
●интерес к общественной жизни,
● стремление помогать ,
● патриотизм,
● активную жизненную позицию,
● критичность,
● оптимизм,
● общественную активность,
● чувство долга,
● предприимчивость
Формировать
Положительную «Я-концепцию»:
● умение аргументировать свою позицию,
● положительную самооценку,
● самокритичность,
● оптимизм,
● уверенность в себе,
● лидерские качества,
● умение сопереживать
Потребность в саморегуляции:
● ответственность,
● самоконтроль,
●рассудительность,
● тактичность,
● терпимость,
●самостоятельность,
● умение адаптироваться к новым условиям,
● умение прогнозировать собственную деятельность,
● умение организовать свою деятельность и анализировать её
Потребность в здоровом образе жизни:
● разнообразие интересов,
● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе
3. Старшеклассники
формировать
Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:
● уважительное отношение к людям,
● общественную активность,
● интерес к культуре и истории России,
● стремление принести пользу обществу,
● понимание личного и общественного значения труда,
● осознание личной и общественной значимости образования (знаний),
● потребность к самопознанию,
● умение ставить цели и реализовывать их,
● осознание значимости результата
Потребность в общении в контексте культуры:
●умение идти на компромисс,
● тактичность,
● терпимость,
●толерантность,
●умение доказать свою точку зрения,
●умение выходить из конфликтных ситуаций,
● знание этики семейных отношений,
● умение организовать культурный досуг
способствовать
Личностному и профессиональному самоопределению:
● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой),
● самовоспитанию,
● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,
● формированию профессионально важных качеств личности,
● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников
Развивающие задачи
(направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка)
Примеры формулировки развивающих задач в зависимости от возраста обучающихся
Младший школьный возраст
● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес,
● развивать эмоциональную сферу
● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?),
● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах,
● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,
● развивать эстетические чувства
Подростки
● развивать самосознание,
● развивать интерес к познавательной деятельности,
● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться,
● развивать творческие способности,
● формировать способы социального взаимодействия,
● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе
Старшеклассники
● развивать познавательные и профессиональные интересы,
● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,
● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),
● развивать самосознание,
● развивать творческие способности
Педагог может письменно фиксировать не только то, что изучается, но и то, какими педагогическими средствами и методическими приемами осуществляется это изучение. Отсюда ясно, что надо не пресловутые «организационный момент» или «подачу нового материала», а каждый макроэлемент и его внутренние микроэлементы, при помощи которых решаются конкретные дидактические задачи. Значит, описывать те педагогические действия педагога, которые определяют учебно-познавательную и воспитательную, развивающую деятельность.
Не может быть, следовательно, установки на стабильное количество этапов занятия. Их столько, сколько видов работы наметил педагог, исходя из педагогически целесообразной организации занятия.
Планирование учебного занятия – это важная часть образовательного процесса в УДОД. План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия. Планирование для каждого учебного занятия является желательным, особенно для молодых специалистов. При проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить комиссии (жюри, коллегам) его план. И следует помнить, что любой проверяющий может потребовать у вас план или план-конспект.
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана-конспекта учебного занятия.
План и план-конспект занятия как учебно-методический документ регламентирует ход конкретного занятия кружка (объединения), в котором, во-первых, определяется цель и задачи занятия; во-вторых, показывается эффективность использования времени; в-третьих, единство, порядок и последовательность работы участников образовательного процесса и др.
В плане необходимо сформулировать цели в аспекте обучения, воспитания, развития. Задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.
Что же такое план и конспект занятия? План – это письменная формулировка основных этапов занятия, формулировка тематики опроса, вопросов беседы, для закрепления изучаемого материала, перечень задач, упражнений, фиксация основных положений рассказа или лекции педагога.
Конспект занятия – подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к обучающимся; это описание наглядных пособий и методики их использования; это полный конспект излагаемого руководителем кружка материала.
Конспект занятия – это его сценарий. Мы выписываем из содержания занятия название этапа и раскрываем, как он будет осуществляться. Если намечена беседа, то мы формулируем ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога, то мы даем план этой информации, или тезисы, или конспект. Если мы даем ребятам самостоятельное наблюдение, то указываем, каков материал этих наблюдений и порядок его анализа, какова технической аппаратуры, мера и продолжительность использования.
Отступления от плана и конспекта возможны, если необходимы. Но чем точнее и продуманнее план, конспект, тем зорче педагог на занятии, тем яснее он видит надобность отступления, тем смелее его осуществляет.
Выбор того, что писать – план или конспект, индивидуальное право каждого педагога. Начинающим руководителям кружков конспект более надежно обеспечивает продуманность, четкость, последовательность, эффективность проведения учебного занятия.
Педагог вправе выбрать удобную для себя модель плана занятия с учетом своих целей, задач, опыта работы.
Основными требованиями, предъявляемыми к занятию, а значит, и к плану на каждое занятие, являются следующие:
конкретность учебных и воспитательных целей,
подбор учебного материала с учетом поставленных задач и возрастных особенностей обучающихся;
разнообразие форм и методов работы;
сочетание индивидуальной и коллективной работы, работы по группам;
эффективное использование времени занятия.
План учебного занятия
Название кружка
Ф.И.О. руководителя кружка
Дата проведения учебного занятия:
База проведения кружка
Количество присутствующих
Тема учебного занятия (согласно календарному плану кружка):
Цель (раскрывает содержание учебной деятельности на занятии):
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Методы организации учебного занятия:
- словесный (лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д.);
- наглядный (запись наблюдений, зарисовки, рисунки, фото-видеосъёмка, работа с наглядными материалами: картинами, рисунками, плакатами, фотографиями, таблицами, чертежами, графиками, моделями, приборами, видеоматериалами и т.д.);
- практический (упражнения, тренинги, тренировки, репетиции, выполнение письменных работ, проведение опытов, самостоятельное изучение части учебного материала, создание моделей и конструкций, создание творческих работ, литературных произведений, разработка сценариев спектаклей, праздников, проведение игр и т.д.).
Оборудование:
-дидактический материал
-материалы и инструменты
-наглядность
Методическое сопровождение учебного занятия (образовательная программа кружка, литература по профилю кружка, методические разработки и т.д.)
Ход занятий
Организационная часть.
Проверка присутствующих на занятии. Объявление темы, цели и задач занятия. Техника безопасности.
Основная часть занятий.
Включает в себя как изучение нового учебного материала, так и закрепление изученного материала, обобщение и систематизацию полученных знаний и умений, продолжение и завершение начатой работы в зависимости от типа занятий.
Заключительная часть занятий.
Подведение итогов занятия. Анализ и оценка проделанной работы. Рефлексия.
Образец плана-конспекта открытого занятия в системе ДО
Педагога дополнительного образования_______________________
____________________________________________________________
Творческое объединение______________________________________
Учебная группа__________________ , год обучения______________
Тема:
Цель:
Задачи:
I. Образовательные
ІІ. Развивающие
III. Воспитательные
Оборудование занятия:
I. Дидактический материал для педагога (перечень):
ІІ. Дидактический материал для воспитанников (перечень):
III. Материально техническое оснащение занятия (перечень):
П (педагог)
Д (дети)
Ход занятия
(слова, действия педагога и воспитанников)
Время
П: Д:
I этап. Организационный момент 2 мин.
П: Д:
II этап. Введение в тему занятия 3 мин.
П: Д:
III этап. Объяснение темы занятия
8 мин.
П: Д:
IV этап. Практическая работа 15 мин.
П: Д:
V этап. Физ. Минутка 3 мин.
П: Д:
VI этап. Практическая работа 12 мин.
П: Д:
VII этап. Подведение итогов 2 мин.
Всего:
45 мин.
Дата____________________________
Педагог дополнительного образования:
Ф.И.О.___________________________________________ Подпись
Типы учебных занятий
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
• изучение нового материала;
• применение знаний на практике, формирование практических умений;
• контроль знаний.
Поэтому можно выделить следующие типы учебных занятий:
• изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.)
• закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнение, решение задач, контрольная работа)
• самостоятельное применение знаний, умений, навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы и т.д.)
2.5. Типология учебных занятий по образовательным целям и логика их построения
Вводное учебное занятие
На вводных учебных занятиях дается обобщенная картина того учебного материала, который будет изучаться на протяжении всей темы. Основная задача педагога – так преподнести материал учебного занятия, так мотивировать важность предстоящего изучения темы, чтобы у воспитанников возник интерес, чтобы появился осознанный подход к данному материалу.
На таких учебных занятиях даются исторические справки, демонстрируются опыты по всей теме, объяснение которым будет дано при изучении конкретных вопросов учебной темы.
Целесообразно на вводных занятиях и использование музыки, живописи, других видов искусства.
Логика вводного учебного занятия: мотивация – образное представление об изучаемой теме – осмысление практической и социальной значимости – рефлексия.
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала: мотивация – актуализация опыта обучающихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ – рефлексия
Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности: мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль – коррекция – рефлексия.
Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация – актуализация комплекса и способов деятельности – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль и контроль – коррекция - рефлексия.
Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – рефлексия
Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль – контроль – анализ – оценка – коррекция – рефлексия.
Требования к изложению материала педагогом
Одним из основных этапов учебного занятия является изложение нового материала педагогом. От того, насколько материал будет подан интересно и грамотно, зависит эффективность усвоения обучающимися данной темы, раздела.
Основными требованиями к изложению материала педагогом являются:
• значительность, содержательность, точность;
• логичность, последовательность;
• краткость;
• аргументированность, убедительность;
• соответствие нормам ораторской речи:
а) выразительность, использование приемов новизны, взаимодействия, соучастия, персонификации, образность, проблемность ситуации, риторический вопрос, пауза;
б) артистизм, эмоциональность, дикция, оптимальный темп речи, соответствие интонации содержанию, умелое использование мимики, жестов;
в) соразмерность композиционных частей материала: вступления, основной части, заключения.
Основные ошибки педагогов в изложении нового материала:
• Недостаточная последовательность.
• Отвлечение от темы.
• Многословие
• Нечеткие формулировки основных положений и вопросов обучающимся.
• Нарушения в логике изложения; неумение отделить исходное положение от следствия, недостаточно четкое расчленение постулата и аргумента.
Самоанализ учебного занятия
Умение анализировать собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность, но, в первую очередь, учебное занятие как основную её форму.
Рассмотрим, из чего складывается самоанализ учебного занятия.
Первое, что должен сделать педагог – это определить место учебного занятия в общем курсе и ответить на вопрос: насколько ясным стало это место для обучающихся.
При самоанализе педагог даёт:
• краткую характеристику проведённого занятия;
• оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;
• характеристику объёма содержания учебного материала;
• оценку качества усвоения детьми учебного материала;
• характеристику применяемых методов и оценку эффективности их использования;
• оценку, активности обучающихся;
• самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.).
Педагогу необходимо соотнести поставленные перед занятием цели с достигнутыми и определить причины успеха или нeуспеха.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное занятие?
2. Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?
3. Адекватна ли была организация деятельности обучающихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?
4. Насколько активны были обучающиеся? Сколько paз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась paбота ребят?
5. Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес обучающихся на протяжении всего занятия?
6. Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?
7. Был ли чётким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли проверка?
8. Как контролировалась работа детей? Весь ли труд воспитанников был проверен и оценён? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?
9. Какова психологическая атмосфера занятия?
10. Изменилось ли ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в «плюсы», a что - в «минусы»?
В заключение педагог продумывает, каким образом улучшить качество своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего мастерства.
Примерная схема самоанализа занятий
1. Общие сведения о занятии:
• краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
• оснащённость занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
2. Тема занятия:
• место в учебном курсе;
• степень сложности в целом и для данной группы в частности.
3. Цель занятия:
• образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.
4. Содержание занятия:
• соответствуют ли цели занятия;
• проведена ли его дидактическая обработка;
• развивает ли творческие способности детей;
• способствовало ли развитию интереса к обучению;
• формированию каких знаний и умений способствует.
5. Тип занятия:
• какой тип занятия избран;
• как осуществляется связь с предыдущими занятиями.
6. Структура занятия:
• этапы занятия;
• их последовательность;
• как обеспечивалась целостность занятия.
7. Методы обучения:
• соответствуют ли цели занятия;
• в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;
• какова их эффективность.
8. Система работа педагога:
• умение организовать работу детей;
• управление группой;
• определение объёма учебного материала;
• поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);
• роль педагога в создании микроклимата на занятии.
9. Система работы обучающихся:
• организованность, активность;
• отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;
• умение творчески применять знания и умения.
10. Общие результаты занятия:
• выполнение запланированного объёма;
• степень реализации цели занятия;
• общая оценка результатов и эффективности знания;
• саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.
III. Словарь-справочник педагога дополнительного образования
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование – специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок; способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное развитие личности.
Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей определены основные задачи для этих учреждений:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – специалист, содействующий развитию дополнительного образования в конкретном учреждении, владеющий методикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования.
ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – сложилась в учреждениях дополнительного образования (но может быть использована и в общеобразовательном учреждении при условии учета его специфики).
Среди отличительных черт педагогики дополнительного образования можно выделить следующие:
-свобода выбора ребенком программы дополнительного образования и видов деятельности в ее границах;
-создание условий для самореализации личности цивилизованными способами;
-признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;
-создание ситуации успеха для каждого;
-применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы дополнительного образования, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности.
ПРОГРАММА – деятельность, ориентированная на будущее управленческое знание, определяющее принцип связи концептуально заданных стратегических целей, условий и способов их достижения, форм организации предстоящей работы исторически социально конкретной ситуации.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА – нормативный ориентирующий документ творческой деятельности учителя, фиксирующий содержание учебного предмета; должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ –образовательные программы, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся образовательные программы различной направленности в образовательных и профессиональных учреждениях, расширяющие содержание основных общеобразовательных программ за пределами, определяющими их статус.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА учреждения дополнительного образования детей – это новый вид организационно-нормативного, оперативного документа, предусмотренный Законом Российской Федерации «Об образовании».
НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы образовательных программ.
Направленность реализуемых учреждением дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности.
Выделяются следующие направленности дополнительных образовательных программ:
• технической,
• естественнонаучной,
• физкультурно-спортивной,
• художественной,
• туристско-краеведческой,
• социально-педагогической.
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.
АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из основных способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства, а также одним из способов обучения студентов – будущих педагогов дополнительного образования.
АНАЛИЗ
Включает в себя следующие понятия
- логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств;
- разделение объекта на составные части;
- метод научного исследования, мысленное или реальное расчленение объекта исследования на составные части, элементы;
- начальный этап научного исследования, позволяющий перейти от общего описания какого – либо объекта (явления) к выявлению его внутреннего строения, состава, определению свойств его отдельных частей, соотношений между частями.
Различают следующие виды анализа:
- количественный, основу которого составляют статистические данные, характеризующие многостороннюю деятельность учреждения. При его проведении анализируется динамика и структура показателей (за несколько лет), проводится сравнительный анализ отдельных данных;
- качественный, в ходе которого анализируется содержание работы, ее специфика, направленность; дает ответы на вопросы: как ведется работа, какими средствами достигнуты те или иные успехи, или в чем проявились недостатки.
САМОАНАЛИЗ – самостоятельное выявление педагогами достоинств и недостатков в деятельности учреждения дополнительного образования детей и определение путей ее возможного улучшения.
Основными задачами самоанализа в образовательном учреждении дополнительного образования детей являются:
- выявление результативности и качества образовательной деятельности учреждения;
- выявление достоинств и недостатков в деятельности учре<