Взаимодействие государства и местного самоуправления: основные зарубежные модели
Традиционно выделяют четыре основные модели взаимодействия государственной власти и местного самоуправления:
Континентальная модель.континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний восток. Для этой модели характерно: а) помимо выборных населением органов местного самоуправления государство назначает на места своих представителей-агентов. б) сохраняется институт контрассигнации актов органов местного самоуправления; в) сохраняется подчиненность разноуровневых муниципальных образований. г) полномочия муниципалитетов определяются негативным способом; д) менее четверти бюджета наполняют собственные доходные источники, остальное направляется в муниципальный бюджет
Иберийская модель, распространенная в Португалии, испано-язычных странах Латинской Америки. Для этой модели свойственно избрание на уровне местного самоуправления населением самостоятельно представительных и исполнительных органов. Назначаемые сверху должностные лица отсутствуют, но избранный населением главы муниципальных образований утверждаются в должности центральной государственной властью. Местные администрации решают вопросы местного значения и отвечают при этом перед местным сообществом.
Англосаксонская модель применяется вАвстралии, Канаде, США и Великобритании. Основные характеристики модели заключаются в следующем:
а) во всех административно-территориальных единицах выбирается территориальным коллективом система органов местного самоуправления. Отсутствует назначенный сверху представитель государства на местах. б) отсутствует институт контрасигнатуры актов органов местного самоуправления. Отменить акты муниципальных органов может только суд. в) разноуровневые муниципальные образования не подчиняются друг другу; г) полномочия органов местного самоуправления определяется позитивным способом
Советская модель управления на местах, сохранившаяся, например, в КНР, КНДР. Модель основана на отрицании принципа разделения властей и установлении полновластия советов и принципа демократического централизма. Существует иерархическая соподчиненность местных советов советам вышестоящего уровня. В основу организации власти на местном уровне был положен принцип единства Советов с жесткой соподчиненностью нижестоящих вышестоящим.
6 Принципы организации местного самоуправления
Принцип организации местного самоуправления – это основные начала, требования, которые определяют организацию местного самоуправления и взаимодействие этого уровня власти с государственными органами.
Принципы территориальной организации местного самоуправления. Каждое местное сообщество (население любого поселения) имеет право на то, чтобы публичная власть осуществлялась на уровне данного поселения. Реализация данного принципа не означает, что в России в каждом населенном пункте создается свое муниципальное образование. Федеральный законодатель определяет критерий жизнеспособности населенного пункта в статусе муниципального образования количественным числом жителей в тысячу человек.
Организационные принципы местного самоуправления. Этот блок принципов включает, во-первых, положения об организационной функциональной обособленности система органов местного самоуправления от органов государственной власти. Во-вторых, статья 130 Конституции Российской Федерации устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В-третьих, местная власть должна формироваться местным сообществом или с его непосредственным участием.
Принципы, определения компетенции органов местного самоуправления. местный уровень власти должен иметь собственные закрепленные за ним предметы ведения и полномочия.
Финансово-экономические принципы местного самоуправления. Эта группа требований обязывает государство признать за муниципалитетами, во-первых, право, на самостоятельный местный бюджет. Во-вторых, государство должно прибегать к мерам бюджетного выравнивания, с тем, чтобы гарантировать жителям всех муниципалитетов равный объем социальных публичных услуг. В-третьих, местному уровню власти должно быть гарантировано право на самостоятельно владение, пользование и распоряжение имущественными объектами, гарантирована защита муниципальной собственности, необходимой для решения вопросов местного значения.
Принцип учета исторических, национальных, культурных и других традиций и особенностей местного сообщества. Данные факторы принимаются во внимание в процессе территориального деления, при разграничении полномочий между государственными органами власти и органами местного самоуправления, определения внутренних структур управленческого муниципального аппарата.
Принцип ответственности при осуществлении местного самоуправления. Государство, ограничивая свое вмешательство во внутреннюю деятельность общины, вместе с тем снимает с себя и ответственность за качество решения публичных дел местного уровня. Тем не менее, органы местного самоуправления несут ответственность перед государством (за соответствие действий и решений Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству), перед населением, перед физическими и юридическими лицами.
Принцип гарантированности местного самоуправления. В федеральном и региональном законодательстве создается система правовых гарантии осуществления самоуправления местными сообществами.