Модуль 2. Тестирование как одно из современных и объективных средств оценивания
Учебный элемент 2.1. История развития системы тестирования в России и за рубежом.
Учебный элемент 2.2. Психолого-педагогические аспекты тестирования.
Учебный элемент 2.3. Педагогические тесты.
Учебный элемент 2.4. Термины и определения. Виды тестов и формы тестовых заданий
Модуль 3 Тест как основное современное средство оценивания
Учебный элемент 3.1. Педагогический тест как объективный способ оценивания.
Учебный элемент 3.2. Классическая теория тестов. Достоинства и недостатки.
Модуль № 4. ЕГЭ как итоговая форма аттестации выпускников.
Учебный элемент 4.1. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования.
Учебный элемент 4.2. ЕГЭ и качество образования.
Учебный элемент 4.3. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ. Содержание и структура тестовых заданий по «Русскому языку» (школьный курс)
Вопросы к зачету по современным средствам оценивания результатом обучения
- Расскажите о понятии “качество образования”. Охарактеризуйте оценку как элемент управления качеством.
- Сравните традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Опишите их достоинства и недостатки.
- Как оценивается качество российского образования отечественными и зарубежными экспертами?
- Расскажите историю возникновения тестирования в России.
- Каковы причины запрета применения тестов в России в 20-30-ые годы ХХ века?
- Назовите современные центры тестирования.
- Назовите функции контроля в современном учебном процессе.
- Назовите традиционные формы контроля. Укажите их достоинства и недостатки.
- Какие современные средства контроля выделяются в учебном процессе? В чем их преимущество по сравнению с традиционными формами контроля?
- Укажите место психологических и педагогических измерений в современном образовании.
- Охарактеризуйте цели и задачи педагогического и психологического тестирования.
- Сходство и различие педагогических и психологических тестов в учебном процессе.
- Назовите психологические тесты, применимые в учебном процессе.
- Расскажите о таксономии образовательных целей (по Глумму).
- Охарактеризуйте основные подходы к структуре учебных достижений.
- Дайте определение следующим понятиям: тест, предтестовое задание, валидность теста, надежность теста.
- Расскажите о видах тестов.
- Охарактеризуйте основные положения классической теории тестов.
- Расскажите о теории моделирования и параметризации педагогических тестов.
- Расскажите о понятии “трудность теста”.
- Раскройте определение дискриминативной способности задания.
- Опишите виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).
- Дайте классификацию тестов по разным основаниям.
- Понятие гомогенных и гетерогенных тестов.
- Расскажите о применении компьютерного тестирования.
- Раскройте возможности адаптивного компьютерного тестирования.
- Сопоставьте критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные педагогические тесты. В чем их отличие?
- Назовите основные виды заданий в тестовой форме.
- Как определяются цели тестов?
- Расскажите о структуре тестового задания.
- На какие принципы необходимо опираться при отборе содержания тестового задания?
- Как производится экспертиза качества содержания теста?
- Расскажите об основных подходах к качеству знаний.
- Охарактеризуйте мониторинг как средство оценки результатов обучения.
- Назовите основные свойства мониторинга качества образования.
- Виды мониторинга.
- Назовите методы педагогического мониторинга.
- Какие погрешности возможны при педагогических измерениях. Как определяются и оцениваются погрешности при измерении?
- Назовите и охарактеризуйте основные модели педагогических измерений.
- Расскажите о видах оценочных шкал. Дайте характеристику одному из пакетов прикладных программ по обработке или конструированию тестов.
- Опишите достоинства и недостатки “портфолио” как средства оценки результатов обучения.
- Расскажите о задачах ЕГЭ. Каковы преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля?
- Проанализируйте нормативные документы, регулирующие проведение ЕГЭ (Положение о проведении ЕГЭ, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 09.04.2002. № 1306; Положение о государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ (ГЭК); Положение о конфликтной комиссии; Положение о системе общественного наблюдения).
- Опишите организацию проведения ЕГЭ.
- Опишите структуру заданий ЕГЭ.
- Расскажите о порядке создания контрольно-измерительных материалов (КИМ-ов) для ЕГЭ.
- Каков порядок проверки тестовых заданий ЕГЭ?
- Расскажите о требованиях к пунктам проведения ЕГЭ.
ГЛОССАРИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Понятие | Определение |
Аутентичное оценивание | это вид оценивания, применяющийся в практико-ориентированном образовании. |
Батарея тестов | Серия специально подобранных для диагностики тестов, каждый из которых является самостоятельной методикой со своими диагностическими характеристиками и возможностями. Б.Т. объединяет общая система оценивания результатов. |
Валидность теста | Адекватность и действенность теста – важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, насколько тест отражает то, что он должен оценивать. |
Вариация | Колеблемость признака, изменчивость величины признака у единиц, входящих в состав совокупности. |
Ведущая идея педагогического теста | Минимальным числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания и умения как можно большего числа испытуемых. |
Выборочная совокупность (выборка) | Это часть объектов, которая попала на проверку, исследование и т.п. число элементов в выборке называется объемами. Вся подлежащая изучению совокупность объектов называется генеральной совокупностью. |
Гетерогенный тест | Это система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного оценивания структуры и измерения уровня подготовленности испытуемых по нескольким учебным дисциплинам и (или) свойствам личности. |
Гомогенный тест | Это система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного оценивания структуры и измерения уровня подготовленности испытуемых по одной дисциплине. |
Дискриминативность | Один из критериев качества тестовых заданий, способность задания разделять испытуемых в соответствии с успешностью их деятельности. |
Доля | Относительная численность единиц совокупности, обладающих данным значением признака. |
Индикатор | Основной источник информации о состоянии управляемого объекта; характеристика изучаемого объекта, доступная наблюдению и измерению. |
Измерение | количественное сопоставление изучаемого свойства с некоторым эталоном, принимаемым за единицу измерения. |
Индекс | Инструмент сравнения и измерения, получаемый из комбинации индикаторов. |
Интегративный тест | Это система заданий, отвечающих требованиям тестовой формы, возрастающей трудности, нацеленных на общую диагностику подготовленности выпускников учебных заведений. |
Интервал | Значения варьирующего признака, лежащее в определенных границах. Величина интервала - есть разность между верхней и нижней границами интервала. |
Качество образования | - степень удовлетворения потребностей личности и общества, соответствия запросам личности, обществу. - соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности |
Контролирующие задания | Применяются с целью диагностики уровня и структуры подготовленности обучаемых. |
Краткость заданий | Качество, которое вытекает из преимуществ логической формы высказывания. |
Корреляция | Термин, происходящий от английского correlation – соотношение, соответствие (взаимосвязь, взаимозависимость) между факторами и признаками, осуществляющаяся при массовом наблюдении изменения средней величины одного из факторов в зависимости от значения другого. |
Логическая форма высказывания | Это универсальная форма четкого выражения мысли человеком, способным проявить знания, умения по изученной учебной дисциплине. |
Надежность теста (статистический смысл) | Постоянство, устойчивость результатов, получаемых с помощью теста. Н.т. определяется путем сопоставления полученных данных. |
Надежность измерения | Воспроизводимость результатов измерения, повторяемого при идентичных условиях. Количественная оценка Н.и. осуществляется при помощи корреляции результатов повторных измерений. |
Обучающие задания | Задания, которые применяют испытуемые, для активизации учения, усвоения учебного материала, саморазвития, а также применяют преподаватели при обучении учащихся и студентов. |
Ответ на задание | Представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и форме с содержанием задания. |
Отметка | численный аналог оценочного суждения. |
Оценка | оценочное суждение того или иного свойства, признака (хорошо, плохо, отлично и т.д.) |
Параллельные тесты | Это такие тесты, когда истинные компоненты одного теста равняются истинным компонентам другого в каждой выборке испытуемых, отвечающих на оба теста. |
Педагогический тест | Это своеобразный измерительный инструмент определенной разрешающей способности и точности. |
Педагогическое (учебное) задание | Это средство интеллектуального развития и обучения, способствующее активизации учения, повышению качества знаний обучаемых, а также повышению эффективности педагогического труда. |
Портфолио | - Рабочая файловая папка ,содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. - Целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более образовательных областях. |
Правильная форма заданий | Это организованное, упорядоченное содержание теста. |
Правильность расположения элементов задания | Требование, помогающее испытуемым не тратить время на определение места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение. |
Псевдотестовые задания | Это нарушение принципа статистической независимости тестовых заданий, когда для испытуемых правильный ответ на одно задание зависит от правильного на другое. |
Спецификация | Документ, содержащий основные сведения о тесте. |
Стандартизация теста | Комплекс процедур и мероприятий, позволяющий создать для всех испытуемых равные условия. |
Субтест | Группа тестовых заданий, предназначенных для выявления одного из элементов структуры знаний, умений, навыков значимого психического качества. |
Тематические задания | Это совокупность заданий любой формы, созданных для контроля знаний и умений по одной изученной теме. |
Тестология | Прикладное направление научной педагогики; оно призвано заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений. |
Технологическая матрица | Форма представления содержания образования для конструирования педагогических (дидактических) тестов. |
Трудность задания | Характеристика тестового задания, выражающаяся процентом качества испытуемых репрезентативной выборки, верно выполняющих это задание. |
Факторный и результативный признаки | Признак, от которого зависит другой признак, принято называть факторным. Зависимый же признак называют результативным. |
Эквивалентные тесты | Тесты, которые соответствуют всем требованиям параллельных тестов, за исключением одного специфического признака эквивалентности: истинные компоненты тестов не равны и отличаются на одну и ту же постоянную величину. |
Основная литература:
- Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 2002.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2002.
- ЕГЭ. Сборник нормативных документов. М., 2002.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.
- Мельникова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.
Дополнительная литература:
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки умения. М., 1984.
2. Ананьев В.Г. Психология педагогической оценки// Избранные педагогические труды. М., 1982.
3. Боголюбов Л. Н., Дик Ю.И., Иванова Е.О. и др. О подходах к разработке требований к обязательному уровню подготовки выпускников основной школы // Перспективы развития общего среднего образования: Сб. науч. тр. М.,1998.
4. Беспалько В.П. Критерии оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обучения// Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. М., 1960.
5. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой. М., 1976.
6. Клайн П. Введение в психометрическое программирование: Справочное руководство по конструированию тестов. Киев,1994.
7. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
8. Концепция оценки достижения учащимися требований общеобразовательного стандарта / Колл. авторов под рук. В. С. Леднева. М., 1993.
9. Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб., 1996.
10. Мельникова М.Б., Ковалёва Г.С., Татур А.О., Хлебников В.А. Концепция аттестационного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений на этапе перехода от школы к вузу// Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. М., 1998.
11. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования. М., 2000.
12. Поддубная Л. М., ТатурА. О., Челышкова М. Б. Задания в тестовой форме для автоматизированного контроля знаний студентов. М., 1995.
13. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. М., 1995.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Уч. пособие. М., 1998.
15. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие. М., 1997.
16. Селезнева Н. А., Байденко В. И. Проблема качества образования: актуальные аспекты пути решения // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. статей. М., 1998.
17. Челышкова М. Б. Вопросы организации адаптивного тестового контроля знаний студентов // Тез. докл. участников школы-семинара "Научные проблемы тестового контроля знаний". М., 1994.
18. Челышкова М. Б., Ковалева Г. С., Татур А. О., Хлебников В.А. Концепция аттестационного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений на этапе перехода от школы к вузу // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. М., 1998.
19. Челышкова М. Б., Хлебников В. А. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. М., 1999.
20. Челышкова М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. М., 1995.
21. Челышкова М. Б., Савельев Б. А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. М., 1995.