Практическое занятие № 3 (2 ч.)
Морфемная структура слова
I. Теоретическая часть
1. Флексия (вузовское и школьное понимание).
2. Понимание нулевой флексии.
3. Словообразующие, формообразующие и словоизменительные морфемы.
4. Основа слова (вузовское и школьное понимание). Типы основ (см. таблицы Р.Т. Гриб, стр. 7).
5. Морфемная структура слова. Назовите и охарактеризуйте структурные типы слов (см. таблицы Р.Т. Гриб, стр. 6).
Рекомендуемая литература:
1. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1984. – С. 33-36, 58-66.
2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. – С. 188-193.
3. Учебные таблицы по морфемике и словообразованию. Сост. Р.Т.Гриб. – Красноярск, 1991. – С. 6-7.
4. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык: Учебник. Ч.2. - М., 1987. – С. 32-39.
5. Евсеева И.В. Функции аффиксальных морфем (словообразование, формообразование, словоизменение): Метод. разработка по курсу современного русского языка. – Красноярск, 2004.
6. Лукин М.Ф. О традиционном и новом понимании флексии в современном русском языке // РЯШ. – 1989. - №1.
7. Степанова Л.С. Суффикс или окончание? // Русский язык. Приложение к газете «1 сентября». – М., 2001. - №6. – С. 13, 16 (статью законспектировать).
II. Практическая часть
1. Подготовьте сообщения: «Вопрос о степени членимости основы слова», «Заимствованный пласт современной русской лексики и особые правила его членения».
2. Выполните упр. 1 (см. источник №5 в списке литературы).
3. Определите структурные типы слов, пользуясь таблицами Р.Т. Гриб (стр. 6).
Образец: принесите – глагол повелительного наклонения, слово структурно более сложное, чем морфема, слитное с производной основой и окончанием.
Бросить, кофе, съел, превращающийся, впустую.
4. Выделите и охарактеризуйте основы слов, пользуясь таблицами Р.Т. Гриб (стр. 7).
Болтун, богаты, бодрость, обуть, перетопить, украшение, медленно, перевозка.
5. Графически выделите морфемы и основу слов. Определите функцию по образованию каждой аффиксальной морфемы и значение.
Береговой, надворный, написать, скажите, достижение, быстро, листопад, лисий, послали, отдохнувший, рассмотренный, шум, зверьё, ползком, задумчив, просмотр.
III. Методическая копилка
1. Дайте оценку материала школьных учебников по теме «Основа слова и окончание» (проанализируйте учебники, рекомендованные в методической копилке к практическому занятию №1). Ваши замечания и предложения.
2. Найдите четвертое «лишнее».
Подлить, подкрутить, подмерзнуть, подмести; зеленеть, гореть, светлеть, смелеть; заполыхать, забурлить, затянуть (гайку), зареветь.
Лабораторная работа № 1 (2 ч.)
Трудные случаи морфемного анализа слова
Цель: выработать навык процедуры морфемного анализа, конечная цель которого – восстановление порядка нанизывания аффиксов на непроизводную основу.
Задания:
1. В каких словах выделяется нулевой суффикс гладь, сушь, тишь, высь, дом, стол, тень? Почему?
2. Выполните морфемный анализ словоформ поступательный, безысходность.
Рекомендуемая литература:
См. перечень литературы в планах практических занятий №2, 3.
Лекция №4 (2 ч.)
Исторические изменения в морфемной структуре слова
План:
1. Историческая изменчивость структуры слова. Этимологические (диахронические) и синхронические составляющие слова.
2. Процессы изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, замещение, диффузия.
3. Русская морфемная лексикография (морфемография).
Литература:
1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие… - М., 1973 – С. 14-17.
2. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие… - М., 1984 – С. 81-90.
3. Современный русский язык: Учебник…/ Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999 – С. 325-328.
4. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2: Учебник… - М., 1987 – С. 52-60.
Практическое занятие № 4 (2 ч.)
Исторические изменения в морфемной структуре слова
I. Теоретическая часть
1. Исторические процессы изменения морфемной структуры русского слова.
2. Диахронические и синхронические составляющие слова и их влияние на морфемное членение.
Рекомендуемая литература:
1. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 216-219.
2. Богородицкий В.А. Основные факторы морфологического развития языка // Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П. Филина. – М., 1973. - С. 440-447.
3. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1984. – С. 81-90.
4. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 325-327.
5. Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. – М., 2003.- С. 357-361.
6. Ольшанский О.Е. О морфемном строении существительных с утраченной уменьшительностью // РЯШ. – 1993. - № 3. – С. 98-100 (статью законспектировать).
7. Подшибякина Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку // РЯШ. – 1984. - №2.
8. Брунова Е.Г. Об этимологическом анализе на современном этапе // Филологические науки. – 2002. - №2.
10. Лукин М.Ф. К вопросу о взаимосвязи синхронии и диахронии в словообразовании // Филологические науки. – 1997. - №5.
11. Исторические изменения в морфологической структуре слова: Методические рекомендации / Краснояр. гос. ун-т; Сост. Н.И. Майзик. – Красноярск, 1998.
II. Практическая часть
1. Подготовьтесь к самостоятельной работе (повторить материалы практических занятий №1-3).
2. Сравните два слова: улыбка и лыбиться. Дает ли сравнение основание выделять в слове улыбка префикс у-?
3. Укажите исторические процессы, произошедшие в морфемной структуре слов ветер, внутри, крохотный, сдоба, гравюра, портной, мочалка, сердитый.
III. Методическая копилка
1. Как представлен вопрос об исторических изменениях состава слова в школьной практике (проанализируйте учебники, рекомендованные в методической копилке к практическому занятию №1)? Подберите 2-3 упражнения занимательного характера, которые можно использовать в школьной практике при изучении данной темы.
2. Выполните упр. 111 (Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2001. – С. 57).