Характеристика дипломных и курсовых работ

Дипломная работа– это индивидуальная итоговая письменная работа студента выпускного курса, носящая исследовательский характер. Она завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи.

В дипломной работе студент должен показать:

• прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

• умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы и формулировать предложения;

• навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;

• умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.

Процесс выполнения дипломной работывключает несколько стадий:

• выбор темы и ее изучение;

• выявление литературы по теме;

• изучение источников в контексте решаемой проблемы;

• составление развернутого плана;

• выполнение самостоятельной теоретической и экспериментальной части;

• написание первоначального варианта текста работы;

• согласование текста с научным руководителем, редактирование работы по его замечаниям;

• окончательное оформление дипломной работы.

Рассмотрим содержание каждого этапа, процессов и операций и охарактеризуем основные действия студента-исследователя.

Дипломные работы выполняются студентами на кафедрах вуза под руководством преподавателей.

Следующим шагом является разработка задания на дипломную работу, которое регламентирует основные этапы ее выполнения. Задание составляется в двух экземплярах студентом при участии научного руководителя.

Дипломник должен четко представлять пути, методы и сроки решения проблем по теме дипломной работы. Для этого тема предварительно изучается. Процесс изучения темы, определение содержательных границ, логико-понятийной системы раскрывается далее. После заполнения всех пунктов задания его подписывают руководитель и дипломник, заведующий кафедрой утверждает задание. Один экземпляр задания возвращается сту­денту, а второй хранится на кафедре. Впоследствии экземпляр задания включается в структуру дипломной работы, чтобы можно было оценить, как студент справился с поставленными задачами, достигнута ли цель.

Следующая операция - это выявление документов по теме с использованием различных источников поиска. Знакомство с литературой по теме дипломной работы позволяет определить основные задачи исследования и методы их решения. Изучение литературы заключается в ее проработке под углом зрения выбранной темы и сопровождается аналитико-синтетической переработкой информации. Данные операции позволяют выделить основные направления, определить структуру темы, в результате создается собственное представление, как решается проблема и что необходимо сделать. Такой подход позволяет создать план работы.

Составление развернутого плана сильно облегчает выполнение практической части и написание текста работы.

Следующий этап - выполнение самостоятельной теоретической или экспериментальной части. Используя различные методы исследования, необходимо провести самостоятельную работу и получить результаты, которые и будут анализироваться, интерпретироваться в дипломе.

Затем студент должен написать первоначальный вариант текста работы, который обсуждается и согласуется с руководителем. Все этапы работы отражаются в структуре диплома: выполнение каждой операции предполагает результат, который и фиксируется в конкретной части - во введении, разделе по истории проблеме, разделе экспериментальной части исследования или теоретической разработке.

Структура дипломных работ, как правило, унифицирована и имеет следующие составные части:

1) титульный лист;

2) задание на выполнение дипломной работы;

3) содержание; (см. Приложение 3)

4) введение;

5) основная часть;

6) заключение;

7) список использованных источников;

8) приложения.

Структура дипломной работы определена в соответствии с ГОСТом 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

Задание на выполнение дипломной работы не является частью дипломной работы: оно служит для сопоставления задания и полученных результатов, отраженных в дипломной работе.

Вовведенииобосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируется проблема и гипотеза ее решения, определяется цель работы и основные задачи, подлежащие решению, указывается объект и предмет исследования, используемые методы, изученность проблемы или степень разработанности. В зависимости от характера работы в качестве параметров введения могут быть новизна, практическая значимость, базы исследования (учреждения, организации, школы, органы научно-технической информации и т. д.). Параметры введения можно разделить на обязательные и факультативные элементы. В качестве факультативных выступают «гипотеза», «новизна» и «практическая значимость».

Основная частьдипломной работы, как правило, содержит три главы, подразделяемые на параграфы.

Первая глава носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка. Для описания можно использовать следующие словесные клише:

Известно, что ...

Известны способы ...

Проблеме ... посвящено значительное количество публикаций[1-15].

Вопросу ... отводится большое место в работах [5-9].

В последние годы данной проблеме уделялось большое вни­мание в таких работах, как [12-15].

Освещение проблемы ... нашло отражение в монографиях [9-12], в ряде статей [13-17], диссертаций [18-20].

К числу достоинств описанного в монографии [7] метода следует отнести ...

Преимуществом предложенного В.П. Дубовиным [2] способа является ...

Наряду с достоинствами предложенной авторами работы [8] подход обладает следующими недостатками ...

Однако подход к решению вопроса о ..., описанный в [11], не дает ответа на ..., неоправданно сужает возможности ...

Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико- и физико-географические. При этом не ограничиваются констатацией фактов, а выявляются тенденции развития, вскрываются недостатки и причины, их обусловившие, намечаются пути их возможного устранения.

Третья глава является проектной. В ней разрабатываются конкретные предложения и рекомендации. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во 2-й главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.

Можно предложить использование следующих выражений для описания работы:

В данной работе используется метод ...

Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как ...

Для ... использовалось интервью ...

Сочетание наблюдения и тестирования позволило ...

Применение таких методов, как ... дало возможность ...

... метод основан на ...

Эксперимент показал, что ...

Опытным путем доказано, что ...

Данные, приведенные в таблице 6, позволяют утверждать, что ...

Между главами должна быть логическая связь и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Содержание и количество глав, разделов в работе зависят от содержания работы, от специальности, на которой обучается студент.

В заключениилогично, последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, эффективности разработок. При создании заключения следует анализировать поставленные задачи исследования: что решено, каким методом или способом, какие результаты получены, возможности использования в дальнейшем.

Заключение включает четыре части: результаты, выводы, преимущества предложенного варианта решения, рекомендации. Для их описания можно использовать следующие словесные клише.

Результаты:

Результаты показали следующее...

Результаты ... оказались следующие ...

Из полученных результатов видно, что ...

Основные результаты исследования заключаются в следующем ...

Главным результатом проведенного анализа следует считать ...

Полученные результаты ... позволяют утверждать, что ...

Выводы:

Итак, можно сделать вывод, что ...

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о ...

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее ...

В заключение отметим, что ...

Резюмируя, можно сказать, что ...

Подводя итоги нашего анализа, следует отметить ...

Из всего сказанного следует вывод о ...

Таким образом, можно сделать вывод ...

Следовательно, мы приходим к выводу ...

... работа позволяет сделать вывод, что ...

Преимущества предложенного варианта решения:

Этот способ имеет то преимущество, что ...

Следовательно, преимущества состоят в ...

Анализ показал преимущества метода ...

Предлагаемый способ позволяет повысить ..., ускорить ..., снизить ...

Рекомендации:

Система может быть рекомендована для ...

Как .... так и ... могло бы быть рекомендовано для ...

Этот метод может быть рекомендован для ...

... может найти применение для ...

Вприложениеследует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся карты, картосхемы, картограммы, картодиаграммы, таблицы, графики, диаграммы, промежуточные расчеты, инструкции, заполненные формы отчетности и других документов, методики и т. д.

Объем дипломной работы не должен превышать 70-80 страниц печат­ного текста.

Курсовая работа- это комплексное, объемное учебное и научное исследование, предполагающее творческий подход студента к проработке его содержания и тщательность, грамотность оформления. Курсовая работа - письменная работа, носящая учебно-творческий и научно-исследовательский характер, соответствующая определенному курсу обучения и выполняемая по той или иной дисциплине.

Тематика, графики сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрами. Тематика курсовых работ разнообразна и зависит от характера изучаемой дисциплины и специальности. Основные темы разрабатываются преподавателями кафедры, студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Тема может быть предложена самим студен­том с обоснованием целесообразности ее исследования. Часто курсовые работы служат основой при написании дипломных работ.

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя - руководителя работы. Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план работы, ее структуру.

Структура курсовой работыдолжна способствовать раскрытию избранной темы. Как правило, она унифицирована и имеет следующие составные части:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основная часть;

5) заключение;

6) список использованных источников;

7) приложения.

К структурным элементам предъявляются требования, аналогичные требованиям к дипломной работе.

Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.

Объем курсовой работы - 25-40 страниц.

ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК И ПРИМЕЧАНИЙ

Ссылка в тексте курсовой и дипломной работы оформляется путем указания в скобках порядкового номера цитируемого источника из библиографического списка литературы, например, [5]. Если дается цитата, то принято дополнительно указывать и номер страницы: [7, с. 100]. При ссылке на несколько работ из библиографического списка, если они расположены по порядку, то используя дефис, указывается номер начальной и последней работы: [3-8]. Если они расположены не по порядку, то используется запятая: [3, 8, 9, 27].

Применение внутритекстовых и особенно подстрочных ссылок на источники в курсовых и дипломных работах не рекомендуется.

Библиографические ссылки можно ввести в текст, используя стандартные обороты речи - маркеры. При этом выделяют пять основных видов ссылок:

Наши рекомендации