Характеристика дипломных и курсовых работ
Дипломная работа– это индивидуальная итоговая письменная работа студента выпускного курса, носящая исследовательский характер. Она завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи.
В дипломной работе студент должен показать:
• прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;
• умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы и формулировать предложения;
• навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;
• умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.
Процесс выполнения дипломной работывключает несколько стадий:
• выбор темы и ее изучение;
• выявление литературы по теме;
• изучение источников в контексте решаемой проблемы;
• составление развернутого плана;
• выполнение самостоятельной теоретической и экспериментальной части;
• написание первоначального варианта текста работы;
• согласование текста с научным руководителем, редактирование работы по его замечаниям;
• окончательное оформление дипломной работы.
Рассмотрим содержание каждого этапа, процессов и операций и охарактеризуем основные действия студента-исследователя.
Дипломные работы выполняются студентами на кафедрах вуза под руководством преподавателей.
Следующим шагом является разработка задания на дипломную работу, которое регламентирует основные этапы ее выполнения. Задание составляется в двух экземплярах студентом при участии научного руководителя.
Дипломник должен четко представлять пути, методы и сроки решения проблем по теме дипломной работы. Для этого тема предварительно изучается. Процесс изучения темы, определение содержательных границ, логико-понятийной системы раскрывается далее. После заполнения всех пунктов задания его подписывают руководитель и дипломник, заведующий кафедрой утверждает задание. Один экземпляр задания возвращается студенту, а второй хранится на кафедре. Впоследствии экземпляр задания включается в структуру дипломной работы, чтобы можно было оценить, как студент справился с поставленными задачами, достигнута ли цель.
Следующая операция - это выявление документов по теме с использованием различных источников поиска. Знакомство с литературой по теме дипломной работы позволяет определить основные задачи исследования и методы их решения. Изучение литературы заключается в ее проработке под углом зрения выбранной темы и сопровождается аналитико-синтетической переработкой информации. Данные операции позволяют выделить основные направления, определить структуру темы, в результате создается собственное представление, как решается проблема и что необходимо сделать. Такой подход позволяет создать план работы.
Составление развернутого плана сильно облегчает выполнение практической части и написание текста работы.
Следующий этап - выполнение самостоятельной теоретической или экспериментальной части. Используя различные методы исследования, необходимо провести самостоятельную работу и получить результаты, которые и будут анализироваться, интерпретироваться в дипломе.
Затем студент должен написать первоначальный вариант текста работы, который обсуждается и согласуется с руководителем. Все этапы работы отражаются в структуре диплома: выполнение каждой операции предполагает результат, который и фиксируется в конкретной части - во введении, разделе по истории проблеме, разделе экспериментальной части исследования или теоретической разработке.
Структура дипломных работ, как правило, унифицирована и имеет следующие составные части:
1) титульный лист;
2) задание на выполнение дипломной работы;
3) содержание; (см. Приложение 3)
4) введение;
5) основная часть;
6) заключение;
7) список использованных источников;
8) приложения.
Структура дипломной работы определена в соответствии с ГОСТом 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
Задание на выполнение дипломной работы не является частью дипломной работы: оно служит для сопоставления задания и полученных результатов, отраженных в дипломной работе.
Вовведенииобосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируется проблема и гипотеза ее решения, определяется цель работы и основные задачи, подлежащие решению, указывается объект и предмет исследования, используемые методы, изученность проблемы или степень разработанности. В зависимости от характера работы в качестве параметров введения могут быть новизна, практическая значимость, базы исследования (учреждения, организации, школы, органы научно-технической информации и т. д.). Параметры введения можно разделить на обязательные и факультативные элементы. В качестве факультативных выступают «гипотеза», «новизна» и «практическая значимость».
Основная частьдипломной работы, как правило, содержит три главы, подразделяемые на параграфы.
Первая глава носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка. Для описания можно использовать следующие словесные клише:
Известно, что ...
Известны способы ...
Проблеме ... посвящено значительное количество публикаций[1-15].
Вопросу ... отводится большое место в работах [5-9].
В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание в таких работах, как [12-15].
Освещение проблемы ... нашло отражение в монографиях [9-12], в ряде статей [13-17], диссертаций [18-20].
К числу достоинств описанного в монографии [7] метода следует отнести ...
Преимуществом предложенного В.П. Дубовиным [2] способа является ...
Наряду с достоинствами предложенной авторами работы [8] подход обладает следующими недостатками ...
Однако подход к решению вопроса о ..., описанный в [11], не дает ответа на ..., неоправданно сужает возможности ...
Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.
Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико- и физико-географические. При этом не ограничиваются констатацией фактов, а выявляются тенденции развития, вскрываются недостатки и причины, их обусловившие, намечаются пути их возможного устранения.
Третья глава является проектной. В ней разрабатываются конкретные предложения и рекомендации. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во 2-й главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.
Можно предложить использование следующих выражений для описания работы:
В данной работе используется метод ...
Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как ...
Для ... использовалось интервью ...
Сочетание наблюдения и тестирования позволило ...
Применение таких методов, как ... дало возможность ...
... метод основан на ...
Эксперимент показал, что ...
Опытным путем доказано, что ...
Данные, приведенные в таблице 6, позволяют утверждать, что ...
Между главами должна быть логическая связь и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.
Содержание и количество глав, разделов в работе зависят от содержания работы, от специальности, на которой обучается студент.
В заключениилогично, последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, эффективности разработок. При создании заключения следует анализировать поставленные задачи исследования: что решено, каким методом или способом, какие результаты получены, возможности использования в дальнейшем.
Заключение включает четыре части: результаты, выводы, преимущества предложенного варианта решения, рекомендации. Для их описания можно использовать следующие словесные клише.
Результаты:
Результаты показали следующее...
Результаты ... оказались следующие ...
Из полученных результатов видно, что ...
Основные результаты исследования заключаются в следующем ...
Главным результатом проведенного анализа следует считать ...
Полученные результаты ... позволяют утверждать, что ...
Выводы:
Итак, можно сделать вывод, что ...
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о ...
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее ...
В заключение отметим, что ...
Резюмируя, можно сказать, что ...
Подводя итоги нашего анализа, следует отметить ...
Из всего сказанного следует вывод о ...
Таким образом, можно сделать вывод ...
Следовательно, мы приходим к выводу ...
... работа позволяет сделать вывод, что ...
Преимущества предложенного варианта решения:
Этот способ имеет то преимущество, что ...
Следовательно, преимущества состоят в ...
Анализ показал преимущества метода ...
Предлагаемый способ позволяет повысить ..., ускорить ..., снизить ...
Рекомендации:
Система может быть рекомендована для ...
Как .... так и ... могло бы быть рекомендовано для ...
Этот метод может быть рекомендован для ...
... может найти применение для ...
Вприложениеследует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся карты, картосхемы, картограммы, картодиаграммы, таблицы, графики, диаграммы, промежуточные расчеты, инструкции, заполненные формы отчетности и других документов, методики и т. д.
Объем дипломной работы не должен превышать 70-80 страниц печатного текста.
Курсовая работа- это комплексное, объемное учебное и научное исследование, предполагающее творческий подход студента к проработке его содержания и тщательность, грамотность оформления. Курсовая работа - письменная работа, носящая учебно-творческий и научно-исследовательский характер, соответствующая определенному курсу обучения и выполняемая по той или иной дисциплине.
Тематика, графики сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрами. Тематика курсовых работ разнообразна и зависит от характера изучаемой дисциплины и специальности. Основные темы разрабатываются преподавателями кафедры, студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Тема может быть предложена самим студентом с обоснованием целесообразности ее исследования. Часто курсовые работы служат основой при написании дипломных работ.
Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя - руководителя работы. Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план работы, ее структуру.
Структура курсовой работыдолжна способствовать раскрытию избранной темы. Как правило, она унифицирована и имеет следующие составные части:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) введение;
4) основная часть;
5) заключение;
6) список использованных источников;
7) приложения.
К структурным элементам предъявляются требования, аналогичные требованиям к дипломной работе.
Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.
Объем курсовой работы - 25-40 страниц.
ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК И ПРИМЕЧАНИЙ
Ссылка в тексте курсовой и дипломной работы оформляется путем указания в скобках порядкового номера цитируемого источника из библиографического списка литературы, например, [5]. Если дается цитата, то принято дополнительно указывать и номер страницы: [7, с. 100]. При ссылке на несколько работ из библиографического списка, если они расположены по порядку, то используя дефис, указывается номер начальной и последней работы: [3-8]. Если они расположены не по порядку, то используется запятая: [3, 8, 9, 27].
Применение внутритекстовых и особенно подстрочных ссылок на источники в курсовых и дипломных работах не рекомендуется.
Библиографические ссылки можно ввести в текст, используя стандартные обороты речи - маркеры. При этом выделяют пять основных видов ссылок: