Шаг 9. Что надо исследовать дальше?
В современных условиях «субъектом образовательных инноваций является школа, а не отдельный, пусть даже самый талантливый учитель. Поэтому средством решения задачи профессионального и личностного роста учителя являются различные организационные формы педагогических сообществ. Однако важны не сами по себе формы, а тот смысл и то содержание деятельности, которые этими формами удерживаются. Это особенно существенно для взаимодействия специалистов, действующих из разных содержательных позиций».
Со сменой педагогической парадигмы - от позиции «знай свой предмет и излагай его ясно» к «знай свой предмет и умей его средствами создать условия для развития своих учеников» (В.А. Болотов) – изменилась и парадигма педагогического образования. Сегодня она выглядит следующим образом:
· ориентация на личность учителя, развитие творческого потенциала;
· фундаментализация педагогического образования как условие профессиональной гибкости, мобильности специалиста, его способности к самообразованию и профессиональному саморазвитию;
· системно-целостный подход к личности учителя и процессу его становления и развития;
· координация различных этапов профессиональной подготовки учителя – от допрофессиональной подготовки до переподготовки и повышения квалификации.
«Наблюдения показывают, что подготовка учителя к инновационной деятельности эффективна, если она реализуется в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новых учебных технологий и обучение умениям действовать по-новому. Именно таким образом преодолеваются рамки педагогических традиций. Вместе с тем, очевидно, что традиции и инновации неразрывно связаны в творческом педагогическом процессе и в определенном смысле противопоставлены в своем единстве. Это внутренне противоречие педагогической реальности обеспечивается постоянным педагогическим поиском учителя, благодаря которому и становится возможным творческий учебно-воспитательный процесс» (В.А. Бордовский).
В системе послевузовского образования сложились как индивидуальные, так и групповые формы подготовки педагогов к ведению ОЭР. Рассмотрим формы, реализуемые на базе образовательного учреждения.
1. Наиболее типичными для сегодняшней школы стали педагогические семинары, которые проводит научный руководитель или научный консультант школы. Главная цель таких семинаров заключается в том, чтобы научная идея, которая обусловливает поиск решения актуальной для школы проблемы, была «присвоена» учителями.
2. Следующий вид педагогического семинара - это круглый стол, конференция и т.д., то есть семинар, в котором активное участие принимает большее число педагогов.
3. Широко распространенной формой проведения семинара является мастерская или «мастер-класс».
4. Широко распространены малые педагогические советы. Эта форма служит для регулярного и совместного обсуждения текущего положения дел, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам. Это помогает каждому участнику определиться в своей точке зрения относительно создавшейся педагогической ситуации, заявить и обсудить ее с коллегами. В ходе малого педагогического совета оформляются общие решения, которым затем на уровне общей договоренности все должны следовать. Только при этом условии педагоги могут, действуя каждый в пределах своей компетентности, являться носителями и субъектами общего мнения и совместной деятельности. Это особенно важно при обеспечении поддержки индивидуального развития учащихся.
5. В ситуациях, требующих быстрого, адекватного и совместного педагогического реагирования используются психолого-педагогические консилиумы (ППК). Наиболее типичны случаи, когда:
· учитель обращается к коллегам с просьбой совместно найти средства индивидуального подхода к данному ученику или классу;
· родители или администрация выдвигают требования, невыполнимые по отношению к данному ученику или классу;
· не удается построить сотрудничество с семьей или более широким социальным окружением ребенка.
Содержанием работы ППК является анализ сложившейся ситуации и поиск средств психолого-педагогической поддержки.
6. Одной из открытых форм является педагогический клуб – добровольное собрание участников на основе интереса к проблемам образования. В рамках клуба может происходить становление педагогических проектов школы или отдельных детско-взрослых сообществ.
Таким образом, все выше изложенное позволяет констатировать, что современные формы организации ОЭР в школах и проведение собственно педагогического эксперимента интегрируют в себе методы классического научного эксперимента, теоретического исследования и опытного поиска, а также актуализируют потребность в коллективных формах исследовательской деятельности.
Важной формой проведения исследования может стать организация работы временных творческих групп - мобильных объединений педагогов школы. Группы создаются на ограниченный временной период для решения конкретной педагогической проблемы, например, на время подготовки педагогического совета, научно-практической конференции, реализации метапрограммы и т.д. Работа нескольких творческих групп может быть объединена в творческую лабораторию – добровольное объединение педагогов, созданное для решения одной или нескольких наиболее актуальных проблем жизнедеятельности учреждения. Деятельность лаборатории носит научно-методический характер и направлена на разработку и внедрение в практику работы новых подходов к определению целей, содержания, способов организации и управления образовательным процессом. В компетенции творческой лаборатории находятся следующие вопросы:
· Организация экспериментальной и опытно-педагогической деятельности;
· Проведение лекционных, семинарских и практических занятий;
· Оказание научно-методической помощи членам педагогического коллектива;
· Создание информационного банка данных по проблемам учебно-методической работы.
Возможно создание нескольких (2-3) творческих лабораторий, например, «Дидактическая лаборатория», «Лаборатория воспитания» и т.д.
Массовая работа по организации исследовательской деятельности педагогов на базе школы может строиться по циклограмме. В начале года (август – сентябрь) выбирается исследовательская тема учебного года, и все массовые педагогические мероприятия проводятся «под эту тему». За организацию работы по теме в течение учебного года несет ответственность временная творческая группа. Координационную работу осуществляет завуч. Циклограмма может проектироваться по четвертям:
· I четверть – организация работы временной творческой группы на текущий учебный год.
Осенние каникулы – представление творческой группой программы исследовательской деятельности этого года на педагогическом совете.
· II четверть – самообразование по теме года, обмен литературой.
Зимние каникулы – лекция ученого по теме года, семинар-практикум.
· III четверть – открытые уроки по теме года, диагностические исследования образовательного процесса.
Весенние каникулы – тематический педагогический совет, творческие отчеты учителей по итогам работы по своим методическим темам.
· IV четверть – методический фестиваль. Награждение учителей-победителей по итогам года. Можно ввести номинации типа «Надежность», «Мастер» и т.д., а также найти возможность отметить труд учителей призами. Дорог не подарок – дорого внимание.
«Темой года» могут быть выбраны такие темы, как:
Тема 1. Технологическое обеспечение образовательного процесса.
· Технология критического мышления.
· Технология рефлексивного обучения.
· Проектные технологии.
· Педагогическая техника учителя.
Тема 2. Взаимодействие учителя и ученика в образовательном процессе.
· Психология обучения учащихся.
· Психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов.
· Формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися.
· Психология воспитания учащихся.
Тема 3. Профессиональное и личностное самоопределение учащихся.
· Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.
· Учет достижений учащихся в образовательном процессе.
Тема 4. Преемственность в образовательном процессе.
· Межпредметные связи и интеграция в обучении.
· Индивидуализация и дифференциация обучения.
· Методика формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Возможно, будут интересны и несомненно важны такие темы как:
1. Сохранение здоровья учащихся и учителей в образовательном процессе.
2. Взаимосвязь семьи и школы.
3. Мотивация обучения.
4. Разработка и реализация различных подходов к организации обучения (модульное обучение, личностно-ориентированное обучение, бесклассно-курсовая подготовка, развивающее обучение и т.д.).
5. Право на образование и права в образовании.
6. Становление коллектива школьников в современных условиях.
Важно, чтобы работа по организации самообразования в контексте исследовательской деятельности на базе ОУ действительно создавала условия для самообразования, повышения квалификации и социального статуса педагогов, помогала им достигать профессионального успеха. Поэтому учет участия педагогов в исследовательской работе может проводиться одновременно в двух формах. Сначала заполняется следующая форма (см табл.):
Таблица
:
Включенность педагогов школы в методическую работу на … уч. год
№ | ФИО | Методическая тема + срок сдачи | Форма участия в: | Курсы повышения квалификации | |||
методическом объединении | временной творческой группе | творческой лаборатории | «Теме года» | ||||
Форма 2 – индивидуальная методическая папка каждого учителя, ведется постоянно. Папка открывается методической карточкой учителя: Ф.И.О., фотография, должность, образование, стаж, категория, курсы повышения квалификации (место прохождения, название курсов, год прохождения), методическая тема, награды. В папку помещаются все методические наработки учителя, результаты проведенных исследований, а также дипломы, сертификаты, т.е. все, что свидетельствует о повышении квалификации.
Выше мы уже обсуждали возможности педагогического эксперимента, как части исследовательской деятельности педагога. Посмотрим теперь, как может быть организована опытно-экспериментальная работа образовательного учреждения в целом.
В качестве примера приведем перспективную программу опытно-экспериментальной работы одной из школ Санкт-Петербурга по теме «Модель учебно-методического центра классно-домашнего обучения как новой подструктуры научно-методического центра района». Цель опытно-экспериментальной работы – создание образовательного комплекса нового типа - учебно-методического центра классно-домашнего обучения как структурного компонента научно-методического центра района.
Опытно-экспериментальная работа связана с решением следующих задач:
· Разработать модель идеального выпускника 1, 2, 3 ступеней общеобразовательной школы и создать условия для ее реализации в практической деятельности;
· Определить и апробировать содержательный, организационный и управленческий компоненты классно-домашнего обучения;
· Обосновать принципы отбора учебно-познавательных задач, предлагаемых ученику в процессе индивидуальной работы, соответствующих уровню его развития;
· Выявить оптимальные условия и технологии классно-домашнего обучения;
· Спроектировать индивидуальные образовательные маршруты для учащихся и на их основе определить и обосновать принципы проектирования индивидуальной образовательной программы;
· Сформировать банк необходимых методик психолого-педагогической диагностики для изучения процесса развития личности и реализации научно-обоснованного подхода к классно-домашнему обучению;
· Создать творческую атмосферу в педагогическом коллективе, обеспечить психологическую и методическую готовность учителей к работе в экспериментальном режиме.
В таблице в качестве примера представлена программа опытно-экспериментальной работы школы.