Визитная карточка методической темы

Таблица

  Фамилия, имя, отчество _______________________________________________________________________________ Проблема, которую я пытаюсь решить в процессе работы над методической темой___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Для решения этой проблемы я буду разрабатывать ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Моя методическая тема будет называться _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Продуктом разработки темы будет являться _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Полученный продукт будет востребован _______________________________________ (только мною, методическим объединением, педагогическим коллективом нашей школы, коллективом учащихся моего воспитательского класса, коллективом учащихся всей школы, педагогической общественностью района, педагогической общественностью города). Сроки работы над методической темой ________________________________________________________________________________  

В процессе заполнения визитной карточки учителю могут быть предложены следующие рекомендации:

А) Проблема, решаемая в процессе работы над методической темой, должна быть действительно решаема за конкретное время.

Б) Для решения проблемы желательно разрабатывать что-то конкретное, например, учебную программу или программу факультатива; какой- либо механизм (управленческий, образовательный или воспитательный); какую-либо систему (например, систему разноуровневых домашних заданий, систему диагностики) и т.д.

После заполнения визитной карточки необходимо согласование методической темы с коллегами по методическому объединению и администрацией школы, а также определение форм отчетности педагогов по результатам разработки методической темы.

Успешная работа над методической темой может перерасти в диссертационное исследование разного уровня (кандидатское, докторское). В современной системе образования немало примеров выполнения ярких интереснейших диссертаций школьными учителями и руководителями школ. В этом ряду необходимо назвать таких ученых, как И.П. Волков, В.А. Караковский, И.Д. Фрумин, Е.А. Ямбург. Сегодня интерес школьных педагогов и администраторов к диссертационным исследованиям настолько велик, что об этом нельзя не сказать. В Санкт-Петербурге существует большое количество высших профессиональных учебных и исследовательских учреждений, имеющих Диссертационные советы по педагогическим специальностям: Санкт-Петербургский университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Академия последипломного педагогического образования, Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Университет культуры и искусств, Институт образования взрослых. Все эти учреждения имеют аспирантуру - специальную структуру в системе поствузовского образования, нацеленную на подготовку кадров высшей квалификации.

Анализ диссертаций, выполненных учителями и руководителями образовательных учреждений и региональной образовательной системы в аспирантуре кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в течение последних пяти лет показал, что выбор проблемы определяется сферой профессиональных интересов и возможностей исследователя. Так, исследовательские интересы школьных учителей лежали в поле проблем образовательной деятельности школы: культуры отношений между современными старшими подростками во внеучебной деятельности; гуманизации современного лицейского образования; исследовательской культуры учащихся на начальном этапе образования. Руководителей образовательных учреждений привлекли проблемы управления школьной образовательной системой: условия реализации задач развития школы; обеспечение структур школьного управления необходимой информацией для принятия управленческих решений, позволяющих проектировать не функционирование школы, а ее развитие; контрольно-диагностические функции современного руководителя школы.

Сутью исследовательской деятельности является постановка и проведение педагогического эксперимента. Рассмотрим некоторые особенности этого педагогического феномена. Начнем с поиска ответа на вопрос: что такое «педагогический эксперимент» и чем он отличается от классического научного эксперимента?

В 60-е годы подъем в развитии школьного образования был связан с организацией творческой деятельности педагогических коллективов. В то время преобразовательная деятельность многих школ была направлена на реализацию концепции «развивающейся школы» (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), на разработку экспериментальных программ по предметам начального обучения (А.А. Люблинская, Т.Г. Рамзаева).

В 70-е годы широко развернулась ОЭР учителей по проблемам формирования познавательных интересов учащихся (Г.И. Щукина), межпредметных связей (В.Н. Максимова), психолого-педагогической диагностики и результативности обучения.

Надо отметить, что в эти годы начали работать проблемные лаборатории и ОЭР, проводимая в школах города, чаще всего была связана с соответствующими диссертационными исследованиями, проводимыми в педагогике.

Расцвет ОЭР в школах Санкт-Петербурга в конце 80-х – начале 90-х годов был вызван необходимостью разрешения противоречий, сложившихся в системе образования, поиском путей ее развития, возвращением к традициям русской школы. В 90-е годы ОЭР заняла ведущее место в развитии, как образовательных учреждений, так и системы образования в целом.

Что же происходит сегодня? Педагогические исследования, и ОЭР в частности, приобрели качественно иной характер.

Во-первых, расширился спектр форм педагогических исследований. Наряду с традиционными диссертационными педагогическими исследованиями, появились проектные исследования (например, финансируемые фондом Сороса), в которых могут принимать участие целые педагогические коллективы; федеральные экспериментальные площадки, позволяющие отдельным коллективам заявить о себе на всю страну; новые образовательные ассоциации (например, Университетский образовательный округ), предполагающиепроведение совместной НИР ВУЗ - образовательное учреждение; авторские экспериментальные школы. Таким образом, постепенно педагогические эксперименты становятся экспериментами команды, сообщества единомышленников.

Во-вторых, расширился спектр «заказчиков» педагогических исследований. Сегодня, наряду с педагогической наукой и практикой, в качестве своеобразного заказчика выступает государство. Примером может являться педагогический эксперимент, проводимый во всех регионах в настоящее время, по переходу на 12-летнее обучение.

В–третьих, все чаще возникает ситуация, когда педагогический эксперимент является предметом самого эксперимента, как, например, эксперимент с базисным учебным планом. Как верно замечает академик – секретарь Президиума РАО Александр Андреевич Кузнецов «представленные Минобразованием РФ для проведения широкомасштабного эксперимента базисные учебные планы, с одной стороны, являются основой этого эксперимента, а с другой стороны, сами в значительной мере составляют предмет эксперимента». Это означает, что на момент начала педагогического эксперимента, может существовать не программа эксперимента, а его проект, позволяющий мобильно устанавливать причинно-следственные связи, о которых говорилось выше. Поэтому особенно актуальным для современных педагогических экспериментов является необходимость «учитывать возможные риски и ограничения педагогического экспериментирования и обеспечить постоянный мониторинг с помощью вопросов для самостоятельного отслеживания успешности экспериментирования».

В-четвертых, особое значение приобретает сегодня не просто цель экспериментирования, а ценностно-целевая согласованность. Основной целью научного эксперимента является проверка гипотезы. Целью педагогических экспериментов в системе образования является ее демократизация, расширение прав ребенка и родителей, направленность образовательного процесса на формирование самостоятельной и ответственной личности, на учет образовательных интересов каждого ученика. По сути, девизом современного педагогического эксперимента является следующее: не ребенокдолжен быть удобен для школы, а школа для него. «Западная школа сумела далеко продвинуться в достижении этих целей, однако столкнулась на этом пути с серьезнейшей проблемой. Гуманистические ценности подменили традиционную школьную ценность просвещения, образования. В итоге наблюдается падение уровня и качества образования. Перед российским образованием, таким образом, стоит задача принять гуманистические ценности, сохранив при этом лучшие отечественные традиции серьезного, полноценного образования» (Стратегия модернизации общего образования).

Если исследовательская деятельность интересна Вам, предлагаем Вам алгоритм самоанализа исследования (который может быть модифицирован в алгоритм проектирования исследования), построенный с использованием технологии программно - целевого управления М.М. Поташника и В.С. Лазарева, а также методики О.Е. Лебедева.

Наши рекомендации