Виды деятельности, в которые включены ученики в рамках УНИО

Таблица

Умения школьников, отрабатываемые в УНИО Деятельность учащихся, которую необходимо организовать в рамках УНИО для развития этих умений
1. Уметь самостоятельно работать с различными источниками информации Работа со всеми видами информационных источников, необходимых для проведения учебного исследования
2. Ориентироваться в концепциях, определяющих развитие той или иной науки Изучение в ходе учебного исследования теоретических работ, имеющих значение первоисточника для выбранной области знаний
3. Владение отдельными методами проведения исследовательской деятельности Освоение и применение на практике методов исследовательской деятельности, обусловленных логикой проводимого исследования
4. Иметь опыт исследовательской деятельности в избранной образовательной области Планирование и проведение завершённого исследования

Очевидно, данная деятельность не может быть организована в рамках только урока, только учебной программы, т.е. аудиторной нагрузки ученика. Необходима серьёзная внеурочная (внеаудиторная) работа, которая возможна при большой увлечённости, заинтересованности школьников.

В работе УНИО 101 лицея Санкт-Петербурга можно выделить два основных направления. Первое - это непосредственная работа над учебно-исследовательскими работами (в дальнейшем – УИР) и второе - изучение школьниками спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность». Спецкурс выступает как поддержка, сопровождение той учебно-исследовательской деятельности, которую ведут учащиеся под руководством педагогов-предметников.

Исследовательская деятельность учащихся проходит в исследовательских лабораториях, созданных по интересам. Лаборатория – это не место проведения исследования, а форма взаимодействия участников, которая позволяет решить некоторые ресурсные проблемы: у одного из ребят может быть компьютер и доступ в Интернет, у другого – хорошая домашняя библиотека, третий живёт поблизости от библиотеки районной.

В лицее сложился свой алгоритм работы УНИО:

1. организационное собрание школьников, на котором рассказывается об УНИО и характере деятельности вступивших туда учащихся;

2. выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы и объединение в группы на основе этих направлений; выбор заведующего лабораторией (ответственного за работу группы из учеников) и выбор желаемого руководителя из учителей-предметников;

3. начало занятий спецкурса "Введение в исследовательскую деятельность";

4. окончательное согласование "руководитель – исследовательская лаборатория"; первая встреча с руководителем, на которой уточняется тема исследования в (например - "Развитие физики в России во второй половине 18 века");

5. утверждение темы учебного исследования во время занятий спецкурса;

6. занятия спецкурса "Введение в учебно-исследовательскую деятельность" и параллельная работа над учебными исследованиями;

7. апробация работ – обсуждение результатов УИР на занятиях спецкурса;

8. рецензирование УИР "большим" рецензентом - учителем-предметником, не руководившим работой и "малым рецензентом" - учеником, членом УНИО;

9. защита учебно-исследовательских работ – в конце года.

Ниже представлены основные учебно-методические материалы, разработанные в лицее для реализации исследовательских технологий. Важное место в этом пакете занимает программа спецкурса для школьников. Каждый ученик работает с индивидуальным методическим пакетом своего исследования. В него входят: план-проспект УИР, индивидуальный план работы над УИР, план рецензии на УИР (рецензию могут дать как учителя, так и ученики), порядок защиты УИР, структура доклада по результатам УИР.

Для утверждения темы работы ученику необходимо представить ее план – проспект:

- формулировка темы;

- формулировка актуальности работы;

- формулировка цели и задач работы;

- индивидуальный план работы;

- предполагаемая структура работы (с названиями глав, параграфов, наличием/отсутствием, характером эксперимента, приложений);

- база исследования.

Затем начинается работа над исследованием, которая организационно оформляется в индивидуальном плане:

Индивидуальный план работы над УИР

Таблица

  Этап Планируемый срок Реальный срок
1. Выбор темы, руководителя.    
2. Формулирование актуальности целей, задач исследования.    
3. Утверждение темы исследования на заседании секции УНИО.    
4. Первичная работа с литературой. +/-Уточнение темы исследования.    
5. Реферирование литературы (электронных источников).    
6. Определение объекта, предмета, гипотезы, методов исследования.    
7. Проведение эксперимента.    
8. Апробация исследования /части исследования (круглый стол, внутрисекционный семинар, диспут и т.д.).    
9. Завершение и оформление исследовательской работы. Определение положений, выносимых на защиту.    
10. Рецензирование работы товарищем.    
11. Подготовка доклада и демонстрации.    
12. Рецензирование работы учителем (не руководителем).    
13. Защита исследовательской работы.    


После завершения работы, она оформляется и представляется к защите. Предварительно автор работы получает рецензии на свое исследование. В рецензии отражают:

  • Соответствие формулировки темы УИР требованиям исследовательской работы.
  • Актуальность проблемы УИР.
  • Адекватность целей и задач УИР проблеме и теме исследования.
  • Качество анализа информации по проблеме исследования.
  • Доказательность (обоснованность) теоретических выводов.
  • Качество экспериментальной части УИР.
  • Язык написания УИР.
  • Качество оформления УИР.
  • Свободное рассуждение об этой работе (если есть необходимость).

Текст рецензии занимает приблизительно 2-3 страницы.

Затем работа защищается. Примерный порядок защиты УИР следующий:

1. Выступление автора с докладом (до 10 мин).

2. Вопросы комиссии и ответы автора УИР.

3. Выступление руководителя с характеристикой автора УИР как ученика-исследователя.

4. Малый рецензент (учащийся) зачитывает свой отзыв о УИР.

5. Вопросы экзаменационной комиссии рецензенту (при необходимости).

6. Ответы автора на вопросы и замечания рецензента.

7. Большой рецензент (учитель) зачитывает свой отзыв о УИР.

8. Вопросы комиссии рецензенту (при необходимости).

9. Ответы автора на вопросы и замечания рецензента.

10. Выступление желающих (из членов комиссии, соруководителей, гостей) по поводу проблемы исследования или с характеристикой автора УИР как исследователя.

11. Совещание комиссии.

12. Объявление оценок.

В докладе должны быть отражены: тема УИР; актуальность темы УИР; цель и задачи УИР; база УИР; этапы исследования; значимость УИР; сведения об апробации УИР; структура УИР (названия глав, параграфов, количество приложений, источников в списке литературы); краткое содержание УИР (анализ литературы, ход и результаты эксперимента и т.д.); выводы по завершённой УИР (положения, выносимые на защиту).

Защита УИР проводится публично. В качестве экспертов могут быть приглашены педагоги Лицея, педагоги других образовательных учреждения (в том числе системы дополнительного образования), родители, лицеисты. Для каждого эксперта готовятся памятка оценивания, оценочный лист:

  • Логика изложения доклада.

0 баллов - доклад построен не грамотно, не даёт представления об основной идее и итогах работы.

1 балл – доклад построен логично, но имеются отдельные недостатки (например временное несоответствие требованиям).

2 балла – доклад выстроен логично, грамотно, даёт ясное представление о работе, её структуре, итогах и достоинствах.

  • Качество наглядных (раздаточных, демонстрационных) материалов.

0 баллов - наглядные и раздаточные материалы отсутствуют.

1 балл – наглядные материалы присутствуют, но не совсем адекватны логике доклада.

2 балла – наглядные материалы ярко иллюстрируют основную идею доклада.

  • Компетентность в проблеме исследования

0 баллов - автор работы не показал компетентность в проблеме исследования.

1 балл – средняя оценка.

2 балла –автор продемонстрировал высокую эрудицию и компетентность в проблеме исследования.

  • Качество аргументации при ответах на вопросы

0 баллов - ответы на вопросы не чёткие, путанные, не дают представления о точке зрения автора.

1 балл - средняя оценка.

2 балла – автор продемонстрировал способность формулировать и отстаивать собственную точку зрения по вопросам исследования.

  • Дополнительные баллы члена комиссии (указать, за что даются)

Наши рекомендации