Изменение технологий и способов взаимодействия субъектов процесса обучения
Технологии обучения, понимаются в данной книге, как совокупность необходимой и воспроизводимой последовательности педагогических действий учителя и учащихся их средствами, вызывающая предусматриваемый механизм усиления содержания образования, ведущая к успешности обучения учащихся.
Изменение технологий и способов взаимодействия субъектов процесса обучения, предполагает использование технологий обучения, ориентированных на самостоятельную деятельность школьников.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса осуществляется на материале учебного предмета.Соответственно, технологии должны позволять учителю и ученику совместными усилиями понять содержание учебного материала и использовать его для решения значимых для них проблем информационного общества. В качестве технологий, обеспечивающих подготовку школьников к жизни в информационном обществе, выступают наряду с информационными технологиями новые гуманитарные технологии, такие как технологии развития критического мышления через чтение и письмо, рефлексивного обучения, проектирования, обучение посредством решения ситуационных задач; педагогического сопровождения, диалога, учебного исследования и др., а также их комбинация в любом сочетании, с одновременным использованием мультимедийных средств, компьютеров и Интернета.
Использование педагогических технологий в образовательном процессе информационного общества основывается на развитии особого характера субъект-субъектных отношений учителя и учащихся, предполагающих:
- выделение ученика как «субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса», «носителя особого культурного мира, существенно иного, чем мир взрослых»; изменение типа отношений между обучающими и обучающимися, переход к сотрудничеству, взаимопомощи, признание «ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка»; выявление, максимальное использование и структурирование субъектного опыта ребенка посредством его согласования с общественно-выработанным и социально-значимым опытом; активизацию личностных функций ученика; построение модели активных действий ученика, познающего объективный мир и культуру его преобразования.
Реализация современных технологий и форм организации образовательного процесса предполагает командную работу учителей, где команда образуется в зависимости от выбранных технологий проведения урока (например, учитель одного предмета + учитель другого предмета + системный программист + специалист в области информационных технологий + лаборант, готовящий раздаточные материалы и поддерживающий в рабочем состоянии необходимые технические средства).
Критериями отбора технологий, выступают: интерактивность, деятельностный характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания, способов учения и поведения, диалогичность, перенос акцента с запоминания информации на изучение действительности, на применение присваиваемой культуры к решению личностных проблем и текущих задач, возрастосообразность.
Ведущими технологиями информационного общества выступают информационные технологии, которые предусматривают активное участие школьников в процессе обучения, предоставляют возможности прикладного использования знаний в реальных условиях, в самых разнообразных формах, а не только в текстовой; позволяют организовать обучение как групповую, коллективную, а не только индивидуальную деятельности; переносят акцент на сам процесс обучения, а не на запоминание информации.
Общее среднее образование должно стать практикоориентированным и инструментально направленным. Иными словами, в рамках школьного образования должны создаваться условия: для развития мышления учащихся; для выработки практических навыков; для изучения процедур, алгоритмов, технологий различных видов деятельности; для увеличения числа практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; для формирования практических навыков анализа информации, представленной в разном виде; для развития потребности в самообразовании.
Как создать такие условия, в которых школа могла бы обеспечить достижение выпускниками новых результатов? Во многом эти условия определяются выбором педагогических технологий. Рамка этого выбора может быть определена следующим образом: