Наиболее актуальные надпредметные программы
Таблица
№ | Программа | Цель программы | Замысел программы |
Культура исследовательской деятельности | Создание условий для развития исследовательской компетенции учащихся. Программа направлена на изменение характера образовательного процесса от усвоения суммы знаний, умений и навыков к поисковому мотивированному самообразованию учащихся. | Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Ученики не только работают с учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы во всех областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и в жизни, предоставить им возможность наиболее полно раскрыть свои способности. | |
Развитие | Создание условий для освоения культурных ценностей и перевода их в индивидуальную систему ценностных ориентаций и поведенческих установок; формирование конкретно-образных представлений о событиях, явлениях, процессах окружающего мира и человеческой деятельности на основе знакомства с подлинными памятниками истории и культуры родного города. Программа направлена на расширение образовательного и информационного пространства школьников. | Санкт- Петербург был и остается городом высочайшей культуры благодаря историческим и художественным музеям, классическому и хореографическому искусству, уникальным библиотекам и театрам, архитектурно- парковым ансамблям и градостроительным сооружениям. Город, в котором мы живем, полон чудес. Надо только научиться узнать его поближе, увидеть и услышать как можно больше интересного, использовать его возможности для самообразования, творчества, развития. | |
Культура деловых отношений | Создание условий для развития грамотной речи, продуманного поведения, что позволит выпускникам школы чувствовать себя по-настоящему культурными людьми, адаптированными к современной жизни. | Программа «Культура деловых отношений», состоящая из трех более локальных программ: «Культура речи», «Культура делового общения», «Культура оформления деловых бумаг и документов», представляет собой современный вариант обучения школьников искусству общения, в первую очередь, делового, но не только этому. | |
Проект | Создание условий для самореализации учащихся через проектную деятельность, как подготовку к обучению в профильной школе. | Реализация программы позволяет в образовательном пространстве школы создать условия для формирования ключевых компетентностей учащихся: организационной, исследовательской, коммуникативной, социальной. | |
Жираф - «Живи Исследуя, Размышляй Анализируя, Фантазируй!». | Развитие общеучебных умений и навыков у учащихся начальных классов. | Формирование общеучебных умений и навыков через практическую деятельность младших школьников (решение проблем и ситуационных задач). | |
Учебник | Формирование навыков самообразования, воспитания у учащихся уважения к учебнику как источнику концентрированной научной информации, создание алгоритма действий работы с ним, осмысление зрительно воспринимаемого текста для решения конкретных учебных задач, конечный результат которого – глубокое понимание содержания текста. | Основной идеей программы является создание условий для отработки определённого способа действий, навыка работы со школьным учебником как первым источником информации, что является основой самообразования. | |
Дом и человек в нем | Создание условий для развития функциональной грамотности учащихся | Овладения учащимися алгоритмами решения стандартных бытовых проблем, навыками, необходимыми для ведения домашнего хозяйства, алгоритмами поведения в ситуациях аварийного характера. |
Осваивая содержание надпредметной программы, ученик строит свою «индивидуализированную модель этого содержания» (В.С. Шубинский), формируя тем самым свою познавательную базу для решения различных социальных и личностных проблем.
Педагогическая целесообразность надпредметных программ и их эффективность в построении познавательной базы для решения проблем может быть сформулирована следующим образом:
1. Надпрограмма является конкретным (овеществленным) инструментом педагогической деятельности, обеспечивающим единство подходов учителей разных предметов к достижению общих целей школьного образования.
2. В силу своей обобщенности надпрограмма позволяет учителю в максимальной степени раскрыть ценностные ориентиры своей деятельности как посредника между поколениями, между прошлым и будущим путем трансляции своего уникально-индивидуального творческого отношения к миру (В.В. Абраменко, М.Ю. Кондратьев, А.В. Петровский).
3. Надпрограмма дает основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке» (Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский), когда урок не только «готовит к жизни», но является средством познания учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни.
4. Надпрограмма обеспечивает содержательно-мировоззренческое сопровождение и согласование учебных программ школьного образования за счет целостного рассмотрения всех направлений повышения уровня образованности школьников: расширения круга личностно-значимых проблем, расширения круга средств решения проблем.
5. Надпрограмма обогащает возможности учебного плана, не приводя к перегрузке учащихся, поскольку может: реализовываться в форме отдельного учебного преднад, являться основной для построения интегрированных модулей, способствовать обогащению содержания отдельных тем конкретных учебных предметов.
6. Надпрограмма может рассматриваться как программа педагогической поддержки процесса самообразования ученика и расширения форм учета достижений ученика в образовательной деятельности.
7. Надпрограмма может выступать средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика.
Таким образом, надпредметные программы являются одним из вариантов построения личностно-ориентированного образования, поскольку способствуют раскрытию неповторимости каждой личности, которая «по своему открывает новое для всех, лучше и полнее выражая суть всех людей, своими делами раздвигая наличные возможности людей» (Э.В. Ильенков).
Условиями успешности надпредметных программ являются следующие установки педагога и учащихся:
· Любое достижение может и должно осознаваться ребенком как положительный, значимый для него результат;
· Осуществление достижений - это реализация естественной потребности ученика в успехе;
· Любое достижение должно быть персонифицировано, т.е. связано с именем человека, его совершившего;
· Победа не может быть мелкой или крупной, она бывает замеченной и незамеченной;
· Любой ребенок может делать что-то лучше других;
· Переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, а сопереживание успеху другого – нравственную;
· В каждом конкурсе есть победитель, но не в каждом должны быть побежденные;
· Педагогическое достижение учителя – это личностные достижения его учеников.
Учет этих условий позволяет проектировать работу по ориентации образовательного процесса на достижения учеников.
Ниже приведен пример надпредметной программы, разработанной коллективом 421 школы Санкт-Петербурга.