Постановка целей учебного занятия.

«Иду на урок»– эту фразу произносят тысячи учителей ежедневно. С чем идет учитель на урок? Зачем идет педагог на урок? Ответы на эти вопросы кроются в анализе такого феномена как педагогические цели.

Учебное занятие является формой реализации конкретных целей образования. Оно всегда ограничено во времени. При этом под целями понимают планируемый результат.

А должен ли ребенок знать цель учебного занятия?

Если учитель, основываясь на обязательном минимуме, методических разработках прописывает цели учебной темы или урока только для себя, то он ставит ученика в положение бредущего в темноте за кем-то. В подавляющем большинстве случаев ученик вербализует свою несостоятельность на уроке словами: «А зачем мне это?» «Зачем знать функции ДНК, если я хочу быть филологом?» И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать. Но какую цель? Рассмотрим следующую ситуацию. Учитель говорит восьмиклассникам о том, что они сегодня научатся решать уравнения, и это очень важно для них в связи с поступлением в будущем в высшие учебные заведения. А учащимся не интересно: почему нужно учиться решать уравнения, которые будут необходимы через четыре года. Значит, цели для учащихся должны находиться в сфере интересов ребенка. Перед учеником ставится понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель.

Иными словами, цели учебного занятия должны быть представлены двумя видами:

- цели деятельности учителя;

- цели деятельности учащихся.

Умение учителя проектировать цели для учащихся становится важнейшей составляющей профессионализма учителя.

Итак, первый обязательный компонент грамотного проектирования целей - проектирование целей сначала для ученика, а уже потом для учителя.

Именно целеполагание ученика - тот «вход», через который в учебную деятельность проникает информация об обязательном предметном минимуме.

Педагогически грамотно спроектированная цель ученика на учебную деятельность важна еще и потому, что является для ученика опорой для развития организационных, общеучебных навыков: умения планировать и отслеживать результаты своей деятельности. Именно поэтому цели и целой темы, и урока должны быть «открыты» для ученика и приняты им. Для этого можно и нужно не только предоставлять «готовые» цели, но и обсуждать цели и план вместе с учениками.

Последовательность действий учителя при проектировании целей и планировании учебной деятельности:

- сначала выделяют цели, сопоставленные с алгоритмом изучения процесса и зоной ближайшего развития учащихся;

- затем учитель соотносит эти цели с программными требованиями (в виде обязательных к изучению тем) и корректирует их;

- затем уже планирует конкретную учебную работу, распределяя учебные задачи по урокам, используя имеющиеся дидактические средства и знания о возможностях учащихся в конкретных классах.

К сожалению, на практике приходится встречаться с ситуациями, когда учитель или пропускает этап постановки целей, или в процессе подготовки сначала распределяет содержание учебника по урокам, а потом «придумывает цели»

Шамова Т.И. предлагает несколько рекомендаций, использование которых позволит учителю оптимизировать подготовку к урокам.

- Приступая к работе над проектированием учебной темы, сначала определите, каких результатов должен достичь ученик.Для этого уберите со своего стола учебники и оставьте только документ, в которых прописаны требования к ЗУН по данной теме.

- Учебные цели для ученика должны быть прописаны диагностично и операционально.Это означает, что ученику нельзя ставить цель - «познакомиться с основными классами неорганических соединений», так как он не будет понимать, как вы будете это у него проверять, и как, собственно, можно осуществить эту цель. Можно так: «Знать и уметь определять основные классы неорганических соединений».

- Учебные целидолжны быть представлены ученику на первом же уроке и сопровождать его в течение всей работы над темой.

- Содержание учебных целей для ученика должно отражать реалии окружающего мира.

- Содержание учебных целей для ученика должно отражать и особенности образовательной программы конкретного класса.Если вы работаете в математическом классе, то обязательно включайте в учебные цели знания и умения, раскрывающие возможности применения математического аппарата: математический анализ закономерностей классической генетики и генетики популяций. Если класс гуманитарный, то включайте в учебные цели умения лингвистического анализа терминов и понятий. В любом случае, если вы преподаете «непрофильный» курс в профильном классе, обязательно вносите в цели для ученика умения и навыки общеучебного назначения.

- На основе «целеполагания ученика» сконструируйте структуру и содержание окончательной диагностики по теме; каждая поставленная перед учеником цель должна быть проверена в контрольной работе.

Проектируя для себя цели, учитель определяет результат своей деятельности не только по передаче ЗНУ, но и по развитию познавательной сферы ученика средствами своего предмета, и по созданию условий для развития ученика как личности и как гражданина. Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Триединая дидактическая цель учебной деятельности была и остается обязательным условием деятельности учителя.

Учитель как субъект образовательной деятельности - прежде всего, управленец, поэтому собственные цели должны формулироваться в терминах управленческой деятельности, например:

- организовать обобщение знаний предыдущих курсов о различных классах углеводородов;

- научить учащихся различать углеводороды по химическому строению;

- организовать конкурс рефератов по теме: «Значение углеводородов в жизни человека и в природе»;

- организовать работу учащихся по отработке навыков сравнения

объектов при изучении химического строения и свойств углеводородов.

Проанализируем перечисленные цели. Они поставлены операционально, т.е. учитель видит, что надо сделать, чтобы реализовать следующие цели: выбрать или создать заново тест, по результатам которого он узнает, что ученики помнят об углеводородах из предыдущих курсов химии; выбрать формы заданий для самостоятельной работы в школе и дома, требующих активного владения навыками сравнения объектов и. д.

Сформулированные цели диагностичны. Это значит, что успешность их достижения можно легко оценить по результатам тестирования, конкурса рефератов, специальной диагностической работы с вопросами «на сравнение». Следовательно, познавательные цели должны быть поставлены диагностично и операционально.

Наиболее часто встречающийся недостаток в умениях учителя целеполагать – это игнорирование возможностей учебной темы как ресурса развития общеучебных навыков. Некоторые учителя как бы не видят «дидактического потенциала» предметного содержания. Между тем, предметное содержание каждой темы предоставляет разные возможности для развития конкретных умений и навыков, которые можно назвать непросто межпредметными, но и общеучебными.

Определение воспитательных и развивающих целей.

Традиционно, постановка воспитательных и развивающих целей носит декларативный и формальный характер. Если познавательная цель формулируется конкретно и легко, можно проверить степень ее достижения, то для воспитательных и развивающих целей достигнуть этого очень сложно, а может быть и невозможно. Поэтому при подготовке учителя к уроку имеет смысл планировать не параметры развития и воспитанности учащихся, а ситуации, условия, в которых с некоторой степенью вероятности будут формироваться соответствующие качества школьников. При постановке образовательных целей мы описываем результат, при постановке воспитательных и развивающих целей необходимо описывать параметры процесса и среду. Цель учителя на уроке создавать ситуации развивающего типа.

В поурочном плане удобно писать не воспитательные и развивающие цели (сложно каждый раз письменно давать характеристику ситуации либо условий), а задачи учителя на урок. Например:

· создать ситуацию морального выбора (это можно делать на уроках связанных с экологическими проблемами и др.) Таким образом, возможно привитие ученикам моральных ценностей;

· создать ситуацию познавательного противоречия между субъективным опытом и новой информацией. Тут возникают предпосылки для развития способности видеть проблему, выдвигать гипотезу и т. д.;

· создать условия для взаимного обучения школьников. В этих условиях развиваются коммуникативные способности учащихся;

· создать условия для развития исследовательских способностей учащихся. Появляются предпосылки для овладения учениками исследовательскими процедурами;

· создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

· содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. В этих условиях развивается оргдеятельностная культура (культура самоуправления учением) учащихся;

· обеспечить развитие у школьников умений выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого. В этих условиях развивается рефлексивная культура школьников;

· создать условия для развития у школьников умений структурировать информацию. В этих условиях развивается информационная культура учащихся;

· создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение, понятие, задачу). В этих условиях развивается интеллектуальная культура школьников.

Цель урока, как системообразующий его компонент, является определяющей в действиях учеников и педагогов. Какие будут цели, таким будет и урок, а также его результат. Конкретное диагностическое описание целей реально лишь в когнитивной (познавательной) области. Цели личностного развития (воспитательная и развивающая) сложно задать диагностично, поэтому лучше вести разговор про соответствтствующие задачи. Эти задачи ориентируют педагога на создание адекватных условий, ситуаций, в которых ученики реализуют свои потребности и развивают свои способности. Очень важным в действии педагога является создание условий для самоопределения самих учеников на цель – результат их познавательной деятельности.

В.М.Рудницкая,

специалист отдела

образования

Рефлексия

Не менее чем оценка, для мотивации учения и определения степени достижения цели, важна самооценка или рефлексия, а также взаимооценка.

Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, изучаемой проблеме со стороны ученика – это 50% успеха урока. Поэтому на уроках часто применяются различные способы диагностики интереса учащихся. Автор сочетает эти способы с определением уровня понимания материала. Предлагается такой вариант рефлексии:

3 балла – я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла – мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл – я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов – я ничего не понял и на уроке скучал.

Этот вариант простой и понятный для учеников 6-7 класса. В старших классах он, несомненно, будет усложнятся.

Данная рефлексия позволяет определить только внешнюю сторону результатов работы. Она не укажет на причины успеха изучения темы или, наоборот, неудачи. Она не поможет определить, какие способы работы были наиболее эффективными, понятными для ребят. Поэтому рефлексия должна обязательно дополняться анализом работы. Он может быть устным и письменным, его могут проводить одновременно каждый индивидуально и отдельно группа экспертов. Для проведения самоанализа предлагаются следующие вопросы:

1. Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?

2. Какую главную проблему Вы решали, изучая темы?

3. Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?

4. Какие выводы Вы сделали, изучая тему?

5. Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?

6. Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

Данный вариант помогает не только ответить на вопрос: «Что хорошо, а что плохо было на уроке?», но провести качественный анализ урока. Не все ученики сразу начинают хорошо анализировать свою работу, особенно среднего звена. Но сочетанием письменного анализа, когда ученик один на один со своими мыслями, с устным анализом, когда возможна помощь класса, позволяет отработать в течение определенного времени умение анализировать работу.

Э. Н. Козеко,

методист учебно-методического

кабинета отдела образования

Наши рекомендации