Первичная проверка понимания учебного материала. Закрепление знаний и способов действий.
Первичная проверка изученного материала представляет собой воспроизводство на репродуктивном уровне. Может проводиться в виде фронтального опроса, теста, взаимопроверки. При этом уместно повторение наиболее значимых вопросов: определений, ведущих понятий, фактов. Закрепление знаний – более высокий уровень работы с изученным материалом, предполагает организацию работы на конструктивном и творческом уровнях. Может представлять собой решение задач в незнакомой и измененной ситуации.
Распространенная ошибка: на закрепление материала не хватает времени.
Чем большее количество раз повторяется изученный материал, чем больше вариантов его повторения и закрепления, тем лучше. На каждый урок должна быть разработана система заданий, вопросов, конкурсов и т.д., с помощью которых отрабатываются полученные знания. Очень важно создать такие условия, при которых ребенок мог бы работать в своем темпе, на своем уровне. С точки зрения современных ученых – педагогов и психологов, спрашивать на следующем уроке у ученика не отработанный ранее материал не этично – получается, что ребенок воспроизводит его впервые. Тем более актуально это утверждение в условиях работы по 10-балльной системе оценки учебных достижений – ученик не сможет выполнить творческий уровень на контрольной работе, если у него не сформированы навыки творческой деятельности на рабочих уроках.
Закрепление можно производить как в конце урока, так и после каждого смыслового блока.
Возможные приемы закрепления:
- опорный конспект – детям предлагается схематично изобразить изученный материал;
- составление плана изученного материала;
- составление заданий (как вариант – тестов) для поверки изученного;
- «лови ошибку» - детям предлагается найти ошибку в рассказе учителя, газетной статье, художественном произведении и т.п.
- реши (составь) кроссворд.
Подведение итогов занятия – это возвращение к целям урока, проверка их выполнения. Прекрасно, если каждому учащемуся удастся уяснить, что он усвоил, а что необходимо доработать. На данном этапе урока чаще всего выставляются оценки (хотя это может иметь место в любой момент урока).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание должно быть четко сформулировано, прокомментировано, записано на доске и в дневниках учащихся.
Распространенные ошибки:
- задавать домашнее задание после звонка. Результат – не записанное и не выполненное домашнее задание;
- большое домашнее задание по принципу «дам много – хоть что-нибудь выполнят». Результат – ученик не берется выполнять домашнее задание вообще, руководствуясь другим принципом: «нечего и пытаться - все равно не выполнить»;
- домашнее задание дается не дифференцировано, что вообще не допустимо в условиях 10-балльной системы оценки.
Домашнее задание должно быть эффективным: минимум времени на выполнение, максимум эффективности усвоения.
Конструирование урока зависит в первую очередь от его типа, от тех задач, которые стоят перед ним.
В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков.
Согласно классификации уроков, разработанных на ФППК МГПУ, выделяются следующие типы уроков:
1. Изучения и первичного закрепления новых знаний.
2. Закрепления новых знаний.
3. Комплексного применения знаний.
4. Обобщения и систематизации знаний.
5. Проверки, оценки и коррекции знаний.
Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.
Конструирование уроков различного типа:
1. Изучения и первичного закрепления новых знаний:
1 - 3 - 4 - 5 – 6 - 9 - 10
2. Закрепления новых знаний:
1 - 2 - 3 - 6 - 7 - 9 - 10
3. Комплексного применения знаний:
1- 2 - 6 - 7 - 8 - 9
4. Обобщения и систематизации знаний:
1 - 3 - 7 - 8 - 9
5. Проверки, оценки и коррекции знаний:
1 - 2 - 8 - 9 - 10
При планировании и проведении урока важно помнить о психологических аспектах организации учебного процесса. Недаром хороший урок в педагогической литературе часто называют педагогическим произведением, имеющим свой замысел, завязку и развязку, подобно любому произведению искусства.
М. В. Цырельчук,
методист учебно-методического
кабинета отдела образования
Типология учебных занятий.
Урок является сложным педагогическим объектом. Знание особенностей основных типов уроков, владение основными методиками их организации позволяют учителю целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению уроки.
Проблема типологии уроков, их систематизация является довольно сложной и не имеет однозначного решения. Единого подхода к классификации уроков нет. Чередов И.М. выделяет девять, Онищук В.А., Гузеев В.В., Шамова Т.И. – шесть, Гузик Е.П., Лернер И.Я. –пять, Махмутов М.И. – четыре типа урока. Различные авторы кладут в основу классификации разные основания деления.
Типологию уроков можно построить, исходя из структуры организации «этапов деятельности по присвоению новой информации» (по Гузееву В.В.).
Важнейшими этапами любой деятельности, ее организации являются этапы мотивации, целеполагания и планирования. Обычно в начале урока, после взаимных приветствий, учитель объявляет тему урока, прилагает какие-либо усилия, чтобы вызвать интерес к изучаемому материалу, создать мотивацию, знакомит учеников с целями урока или вырабатывает эти цели вместе с ними, сообщает план предстоящей деятельности, планирует ее вместе с детьми. Все это делается для организации эффективного взаимодействия в ходе урока. Даже привычное подведение итогов урока предназначено не столько для логического завершения деятельности, сколько для поддерживания мотивации, выяснения перспектив продолжения, т.е. для организации последующей деятельности. Таким образом, любой учебный период, в том числе и минимальный – урок, состоит из шести элементов:
- организация деятельности;
- изучение нового материала;
- закрепление;
- повторение;
- контроль;
- коррекция.
Среди многообразных целей урока обязательно найдется ведущая цель, определяющая его логическую целостность. Данной цели в структуре урока соответствует основной элемент, который однозначно определяет тип урока. Принимая во внимание шесть элементов образовательного процесса, можно предложить существование следующих типов урока:
- организационный урок ( 0 тип);
- урок изучения нового материала ( 1 тип);
- урок закрепления (2 тип);
- урок повторения (3 тип);
- контрольный урок ( 4 тип);
- урок коррекции ( 5 тип).
Типологию учебных занятий можно построить также, исходя из структуры процесса усвоения учащимися знаний (по Шамовой Т.И.).
Структура процесса усвоения знаний
Восприятие – предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.
Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников.
Педагогические задачи учителя:
- актуализированный субъектный опыт учащихся;
- новый материал давать законченными в смысловом отношении частями-блоками;
- в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);
- повторить содержание основного блока.
Осмысление – предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала.
В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.
Педагогические задачи учителя:
- проанализировать с учащимися воспринятое;
- выделить алгоритм – строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;
- дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;
- содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;
- провести рефлексию познавательных действий школьников.
Запоминание – предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.
Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.
Педагогические задачи учителя:
- выяснить, что учащиеся еще не поняли;
- выяснить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать деятельность по их устранению;
- определить, что учащиеся должны запомнить;
- организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;
- выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.
Применение - предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.
Педагогические задачи учителя:
- определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий;
- использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.
Обобщение и систематизация – предполагает сведение изученного в единую систему.
Педагогические задачи:
- связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;
- обеспечить формулирование учащимися философских выводов;
- использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;
- инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъектного опыта.
В соответствии со структурой усвоения учащимися знаний ШамоваТ.И. выделяет следующие типы урока:
- вводное учебное занятие ( 0 тип);
- учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала (1 тип);
- учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности (2 тип);
- учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности (3 тип);
- учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности (4 тип);
- учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний (5 тип)
Классификации типов уроков по Шамовой Т.И. и Гузееву В.В. имеют много общего. На вводных учебных занятиях (организационный урок по Гузееву В.В.) дается обобщенная картина того материала, который будет изучаться на протяжении всей темы. Основная задача учителя – так преподнести учебный материал, чтобы возник интерес к данной теме, чтобы появился осознанный подход к новому материалу. На таких уроках даются исторические справки, демонстрируются опыты по всей теме. При проектном обучении первый урок в работе над проектом тоже организационный.
Отсутствие в вышеперечисленных типах урока привычного комбинированного урока является следствием системного подхода к типологизации уроков. Можно согласиться с Гузеевым В.В., что комбинированный урок – это урок изучения нового материала, так как ведущей его целью является – введение нового материала. Если же мы не можем выделить ведущую цель и, следовательно, основной элемент в его построении, то мы имеем в лучшем случае два урока, втиснутых в один академический час. При этом нарушается логическая целостность, которая позволяет рассматривать урок как таковой.
Каждый тип учебного занятия в свою очередь имеет определенную логику. Под логикой урока (или его структурой) понимается устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяется порядок и способы действия учителя и учащихся.
Вводное учебное занятие: мотивация → образное представление об изучаемой теме → осмысление практической и социальной значимости → рефлексия.
Тип
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация → актуализация субъектного опыта учащихся → организация восприятия → организация осмысления → первичная проверка понимания → организация первичного закрепления → анализ → рефлексия.
Тип
Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности : мотивация → актуализация ведущих знаний и способов действий → конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях → самостоятельное применение знаний → контроль и самоконтроль → коррекция → рефлексия.
Тип
Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация→ актуализация комплекса знаний и способов деятельности → самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях → самоконтроль и контроль → коррекция → рефлексия.
Тип
Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация → анализ содержания учебного материала → выделение главного в учебном материале → обобщение и систематизация → установление внутри предметных и межпредметных связей → рефлексия.
Тип
Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация → самостоятельное выполнение заданий → самоконтроль → контроль → анализ, оценка → коррекция → рефлексия.
Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Совершенно очевидно, что не может быть раз и навсегда установленного типа урока с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Количество и расположение элементов учебного процесса в уроке малосущественно. Гораздо важнее, как развиваются эти элементы на множество учеников. Тип урока задаётся не количественным, а содержательным параметром, и последовательность этапов урока может варьироваться от системы дидактики задач внутри каждого типа урока
А. В. Таболина,
методист учебно-методического
кабинета отдела образования