Как преодолеть сопротивление
В распоряжении хорошо информированного агента изменений находится несколько способов, позволяющих успешно справиться с сопротивлением переменам, проявляющимся в любой форме18. Первый метод — это обучение и коммуникации. Его цель — просветить людей относительно предстоящих изменений до претворения их в жизнь и помочь им понять логику перемен. По всей видимости, обучение и коммуникации лучше всего срабатывают в тех случаях, когда сопротивление обусловлено наличием неточной или неполной информации. Второй способ связан с использованием участия и вовлечения. Поскольку этот метод преследует цель позволить окружающим людям принять участие в планировании и претворении изменений в жизнь, людей просят высказывать свои идеи, давать советы и принимать участие в работе специальных групп и комитетов, которые могут встать во главе перемен. Этот метод оказывается особенно полезным в тех случаях, когда агент изменений не располагает всей информацией, необходимой для успешного разрешения проблемной ситуации.
Поддержка предусматривает предоставление помощи — как материальной, так и эмоциональной — людям, испытывающим трудности в связи с переменами. Менеджер, использующий такой подход, внимательно выслушивает проблемы и жалобы, обеспечивает обучение новым методам и помогает окружающим преодолеть давление, связанное с выполнением работы. Метод поддержки особенно рекомендован в тех случаях, когда люди испытывают фрустрацию из-за профессиональных ограничений и трудностей, связанных с процессом изменений. Метод переговоров и соглашений предлагает побудительные мотивы для реальных или потенциальных источников сопротивления. Необходимо достигнуть компромисса, предоставив им особые льготы в обмен на то, что грядущие изменения не будут заблокированы. Этот метод особенно полезен в тех случаях, когда приходится иметь дело с индивидом или группой, которым в результате предстоящих изменений придется потерять нечто ценное.
Манипуляция опирается на скрытые попытки повлиять на окружающих; этот метод предусматривает предоставление выборочной информации и сознательное структурирование событий для достижения желаемых перемен. В некоторых случаях можно «подкупить» руководителей сопротивления, заручившись их поддержкой. К манипуляциям прибегают в тех случаях, когда остальные тактики не срабатывают или оказываются слишком дорогостоящими. Наконец, метод явного или скрытого принуждения использует силу власти для того, чтобы склонить людей согласиться с переменами. Зачастую сопротивляющимся угрожают разнообразными нежелательными последствиями, если они станут сопротивляться запланированным переменам. Таким образом можно поступать, например, в кризисных ситуациях, когда первоочередное значение имеет скорость.
На рис. 16.3 обобщены идеи относительно того, как и когда следует применять эти методы для преодоления сопротивления переменам. Независимо от выбранной стратегии, всегда необходимо помнить: наличие сопротивления обычно предполагает, что можно сделать что-то, более подходящее для изменений, ситуации и людей, затронутых переменами. Успешный агент изменений преодолевает сопротивление переменам, чутко прислушиваясь к обратной связи и поступая соответствующим образом.
Метод---► При каких обстоят-вах ---►Преимущества------------ ► Недостатки
используется
Образование и коммуникации | Люди страдают от недостатка информации, или располагают неточной информацией | Порождает готовность способствовать переменам | Может потребовать очень продолжительного времени |
Участие и вовлечение | Окружающие люди обладают важной информацией и/или властью, позволяющей оказывать сопротивление | Дает дополнительную информацию о планируемых изменениях; порождает заинтересованность в переменах | Может потребовать очень продолжительного времени |
Облегчение и поддержка | Сопротивление коренится в проблемах, связанных с ресурсами или адаптацией | Непосредственно удовлетворяет специфические потребности в ресурсах и адаптации | Может потребовать очень продолжительного времени; может оказаться очень дорогостоящим |
Переговоры и соглашение | Человек или группа потеряет что-то вследствие перемен | Помогает избежать основного сопротивления | Может оказаться очень дорогостоящим; может заставить остальных людей потребовать таких же льгот |
Манипуляция и кооптация | Другие методы не работают или оказываются слишком дорогостоящими | Быстрый и относительно недорогой | Может породить проблемы в будущем, если люди почувствуют, что ими манипулируют |
Явное и скрытое принуждение | Огромное значение имеет скорость; а агент изменений располагает необходимой власть | Быстрый, помогает подавить сопротивление ю | Опасен тем, что люди придут в ярость |
Рис..3. Методы преодоления сопротивления переменам
Инновации в организациях
Лучшие организации не пребывают на стадии стагнации; они непрерывно обновляются19. Более того, они способны обновляться на постоянной основе — они ценят и уважают «инновации», которые становятся нормальной и неотъемлемой частью их повседневной деятельности. Инновация— это процесс рождения новых идей и осуществления их на практике20. Она является средством, благодаря которому творческие идеи внедряются в повседневную деятельность, внося свой вклад в улучшение обслуживания потребителей или повышение продуктивности организации. Новые изделияозначают появление новых или улучшенных товаров или услуг, более удовлетворяющих спрос потребителей. Новые методы производстваозначают появление новых и усовершенствованных рабочих методов и операций.
Инновация— это процесс рождения новых идей и осуществления их на практике.
Новые изделияозначают появление новых или улучшенных товаров или услуг, более удовлетворяющих спрос потребителей.
Новые методы производстваозначают появление новых и усовершенствованных способов работы.
Процесс нововведений
Основные этапы типичного процесса нововведений в организации показаны на рис..4. Они включают:
1. Рождение идеи — благодаря спонтанному творчеству, изобретательности и обработке информации.
2. Пилотажные эксперименты — оценку потенциальной ценности идеи и сферы ее применимости.
3. Определение выполнимости — оценку предстоящих затрат и возможных прибылей.
4. Окончательное применение — производство и продажу нового продукта или услуги или внедрение нового метода работы.
Процесс инновации не завершается до тех пор, пока не удастся достичь стадии окончательного применения. Одной новой идеи — даже блестящей — недостаточно. В любой организации она должна пройти все стадии инновации и достигнуть точки окончательного применения, прежде чем удастся понять всю ее ценность.