Выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация по направлению 40.04.01 «Юриспруденция»
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация по направлению 40.04.01 «Юриспруденция»
Методические указания
Пенза 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Пензенский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ПГУ»)
УДК 378.146.9 (075) ББК 65.290-73 Т77
Методические указания к выполнению магистерской диссертации по направлению 40.04.01 «Юриспруденция».
Составители: О.В. Романовская, В.В. Гошуляк, Г.В. Синцов
Издательство ПГУ 2016
Методические указания устанавливают требования к содержанию, структуре, объему и порядку защиты выпускной квалификационной работы магистра (магистерской диссертации) по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» и являются обязательными для студентов юридического факультета Пензенского государственного университета.
Общие положения
Область применения
1.1.1 Настоящие Методические указания устанавливают требования к содержанию, структуре, объему и порядку защиты выпускных квалификационных работ обучающихся, завершающих освоение основных профессиональных образовательных программ высшего образования –программ магистратуры в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Пензенский государственный университет».
1.1.2 Методические указания являются обязательным руководством для обучающихся, преподавателей, заведующих кафедрами, руководителей структурных подразделений юридического факультета, осуществляющих реализацию основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ магистратуры.
1.1.3 Методические указания распространяются на программы высшего образования – программы магистратуры, реализуемые в очной и заочной формах обучения.
Нормативные документы
Методические указания разработаны в соответствии со следующими документами:
— Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
— Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования,
— Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636,
— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367,
— Уставом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет»,
— Стандартом университета СТО ПГУ 2.12 – 2015 «Государственная итоговая аттестация по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», утвержденного приказом ректора от 16.12.2015 г. №1362/о,
– Стандартом университета СТО ПГУ 3.12-2015 «Выпускная квалификационная работа обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом ректора от 30.12.2015 г. № 1440/о,
— Инструкцией по заполнению протоколов заседаний государственной экзаменационной комиссии № 1-20, утвержденной приказом ректора от 10.03.2015 №208/о,
— Приказом ректора от 03.06.2015 №748/о «Об утверждении макета Программы государственной итоговой аттестации выпускников и оценочных средств для государственной итоговой аттестации».
Сокращения
В Методических указаниях приняты следующие сокращения:
ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования,
ВКР – выпускная квалификационная работа,
ГЭК – государственная экзаменационная комиссия,
ГИА – государственная итоговая аттестация,
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа.
Общие положения
1.4.1 Выпускная квалификационная работа является обязательной формой государственной итоговой аттестации выпускников основных профессиональных образовательных программ высшего образования по специальности 40.04.01 Юриспруденция, уровня – магистратура. Основными целями выполнения ВКР являются:
— расширение, закрепление, систематизация и обобщение теоретических знаний, практических умений;
— развитие навыков ведения самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований;
– приобретение опыта обработки, анализа, систематизации результатов теоретических и экспериментальных исследований, оценка их практической значимости и возможности применения в области профессиональной деятельности выпускника;
— приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей исследовательской деятельности;
— выявление степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных ФГОС ВО.
1.4.2 Выпускная квалификационная работа представляет собой самостоятельно выполненную обучающимся (несколькими обучающимися) письменную работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Вид ВКР, соответствующего уровня высшего образования:
— для уровня магистратуры – магистерская диссертация.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
2.1 Общие требования
Магистерская диссертация представляет собой самостоятельную и логически завершенную теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую (научно-производственную) работу, связанную с решением актуальных задач того вида (видов деятельности), которые определяются ОПОП и ФГОС ВО по соответствующей программе магистратуры по направлению «Юриспруденция».
Тематика магистерских диссертаций должна быть направлена на решение профессиональных задач: фундаментальные исследования по проблемам современных юридических наук, освоение и разработка инновационных технологий, разработка разделов образовательных программ и др.
Магистерская диссертация выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы. Трудоемкость и защита ВКР и время ее выполнения определяются ФГОС ВО, учебным планом, календарным учебным графиком.
При выполнении ВКР обучающиеся, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, должны показать свою способность самостоятельно выявлять проблему, ставить и решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Содержание ВКР магистра должно удовлетворять требованиям ФГОС ВО к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ магистратуры. ВКР должна, как правило, включать в себя:
— анализ поставленной проблемы, выполненный на основе изучения литературных и патентных источников;
— формулировку задачи научного, научно-исследовательского или научно-производственного направления;
— описание хода решения поставленной задачи;
— предложение и обоснование методов или способов ее решения;
— решение задачи исследования и анализ полученных результатов;
— выводы, рекомендации по использованию полученных результатов в научной, педагогической и практической деятельности;
— список цитируемых научных публикаций, в том числе собственных.
Работа должна быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка использованных источников и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).
Оформленная работа должна быть сброшюрована.
В соответствии с целями и задачами выпускная квалификационная работа не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией (компиляция – несамостоятельное произведение, составленное путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов), состоящей из фрагментов используемых статей и книг.
ВКР должна быть написана хорошим научным языком, с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи – точности и однозначности, терминологии и стиля.
Рекомендуемый объем магистерской диссертации составляет не менее 60 страниц печатного текста (без учета приложений).
ВЫБОР И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗА СТУДЕНТАМИ ТЕМ
СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ И СОГЛАСОВАНИЕ ЕГО С НАУЧНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
По утвержденной теме руководитель ВКР совместно с обучающимся разрабатывает индивидуальное задание. Форма задания приведена в приложении Б.
Правильно составленное задание позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.
Задание составляется на основе предварительного ознакомления с выбранной литературой и другими источниками. Обучающийся приступает к написанию ВКР после разработки задания работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов.
Составленное задание работы над темой ВКР обучающийся представляет после одобрения руководителем, на утверждение заведующему выпускающей кафедры.
Задание оформляется в двух экземплярах с указанием срока окончания каждого этапа работы. Один экземпляр, подписанный руководителем, консультантами и утвержденный заведующим кафедрой, передается студенту, второй экземпляр ВКР остается на кафедре, а в последующем приобщается к работе.
В день принятия выполненного задания по разделу ВКР научный руководитель обязан выдать новое задание и поставить свою подпись.
НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Структура работы
Структура ВКР должна включать:
- титульный лист;
- задание;
- содержание;
- введение; основную часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Титульный лист и задание на выпускную квалификационную работу оформляются по принятой в университете форме, приведенной в приложениях Б и В.
5.2 Требования к оформлению магистерской диссертации
Выпускная квалификационная работа оформляется в печатном виде на одной стороне листа белой бумаги формата А4 в соответствии с требованиями, установленными действующими ГОСТами к оформлению текстовых документов (ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ Р.7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).
Рекомендуется использовать текстовый редактор Word.
К расположению материала на каждой странице текста предъявляются следующие требования:
- текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через 1,5 интервала, 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания.
- листы ВКР оформляются без рамок;
- цвет шрифта - черный;
- шрифт - Times New Roman (кегль) 14;
- верхнее поле - 20 мм;
- нижнее поле - 20 мм;
- расстояние от левого края страницы до границы текста - 30мм;
- расстояние от правой границы текста до края страницы - 15 мм;
- нумерация страниц - на середине нижнего поля страницы, арабские цифры.
Все листы ВКР, начиная с титульного листа, имеют сквозную нумерацию. Список использованных источников и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию. На титульном листе номер страницы не ставится, остальные страницы, начиная со второй, нумеруются арабскими карами.
Второй экземпляр задания на ВКР, отзыв руководителя, а также заявление студента об ознакомлении с процедурой поверки ВКР в системе «Антиплагиат. ВУЗ», протокол проверки ВКР на оригинальность не включаются в сквозную нумерацию.
Структурные элементы работы
Заголовки
По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ»располагают в середине строки без точки в конце и печатают прописными заглавными буквами без подчеркивания (см. прил. Г). Шрифт заголовка выделяют жирным. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точкой. Допускается печатание заголовков более крупным шрифтом.
Заголовки подразделов и пунктов пишутся так: первая буква - прописная, остальные – строчные.
Подразделы входят в структуру раздела и поэтому их не надо начинать с новой страницы.
Текст
Текст документа разделяют на разделы и подразделы. Каждый раздел текстового документа необходимо начинать с нового листа (страницы).
Наименование разделов должно быть, по возможности, кратким, соответствовать содержанию.
Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится (пример 1.1; 2.2 и т.д.).
Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Разделы, подразделы должны иметь заголовки.
Допускается наличие в разделе всего одного подраздела, а в подразделе - одного пункта. В этом случае подраздел и пункт все равно нумеруются.
Текст ВКР начинается с титульного листа (см. прил. В). На следующих страницах располагается задание, затем дается содержание работы с перечислением написанных разделов, подразделов, пунктов, приложений с указанием страниц. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, четкой, последовательно и точно отражать внутреннюю логику ВКР.
Титульный лист
Наименование работы должно быть, по возможности, кратким, точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют подзаголовок (4-6 слов). Формулировка тем ВКР в большинстве случаев состоит из 11-16 слов, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках: (на примере..., на материале...) и т.д. Должности, ученые степени и ученые звания научного руководителя ВКР, консультанта разрешается сокращать. Например:
д.ю.н. - доктор юридических наук;
к.ю.н. - кандидат юридических наук;
проф. - профессор;
доц. - доцент;
ст. преп. - старший преподаватель.
Содержание магистерской диссертации.
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов, заключение, список использованных источников. При этом после заголовка каждого из структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы работы, с которого начинается данный структурный элемент.
В содержании номера подразделов приводят после абзацного отступа, равного 3 знакам, относительно номеров разделов.
Содержание дается в начале работы, так как при чтении это дает возможность сразу видеть структуру работы.
Введениеявляется отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.
Введение к работе содержит четкое и краткое описание методологического аппарата выпускной квалификационной работы (т.е. обоснование актуальности темы, характеристику степени разработанности темы в отечественной и зарубежной литературе, формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, задач исследования, описание использованных при выполнении работы методов исследования, научную новизну, если есть), характеристику используемых автором практических материалов и структуры работы. Методологический аппарат вместе с выводами - это самые важные части работы. Во введении характеризуется также состояние проблемы (на основе критического анализа литературы и изучения практики).
Введение – это, как правило, короткий раздел из 3-4 страниц.
Обоснование актуальности выбранной системы – начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. В актуальности проблемы необходимо показать значимость изучения темы диссертации для юридической науки и для практики. Это можно выразить словами «В научно-теоретическом плане изучение проблемы исследования определяется …»; «В практическом плане изучение настоящей проблемы важно для…».
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяснить…, определить…, рассмотреть и т.п.). Желание исследователя ответить на вопросы по объему и качеству новых знаний определяет цель исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как она определяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания.
Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект научного исследования – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет научного исследования – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
В магистерских диссертациях по праву объектом диссертационного исследования, как правило, являются общественные отношения, урегулированные правом, например, общественные отношения, связанные с конституционно-правовыми основами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации по защите прав граждан. Предметом исследования являются, как правило, правовые нормы и правоприменительная практика. В приведенном выше случае, предметом исследования будут являться правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации, а также прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В методологической основе исследования необходимо раскрыть методы исследования, примененные в диссертации.
Методы науки показывают, как, каким способом она исследует (познает) свой предмет. Любая наука имеет общефилософскую и общенаучную методологию. Например, наука конституционного права использует разнообразные методы познания, апробированные практикой: системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и другие. Со многими их них студент познакомился при изучении теории государства и права.
Системный метод делает возможным обеспечить целостное и достаточно полное восприятие тех или иных явлений и процессов, проанализировать институт (проблему) в контексте разнообразных социальных отношений, как часть целого в системе права или конституционного права, выявить характер (тип) связи между ними. Он опирается на логический прием «расчлененного целого», широко использует такие понятия, как «элемент», «структура», «система», «функция», «целостность».
Исторический метод позволяет прояснить процессы возникновения и становления конституционных идей, норм, отношений, в том числе как анализируемое явление появилось, развивалось и чем является в данный период. Знание исторических фактов способствует лучшему пониманию закономерностей и тенденций развития в конституционно-правовой сфере, выяснению связей с современностью. Большое значение имеет привлечение отмененных актов, материалов обсуждений законопроектов, а также учет совокупности всех действовавших в тот период социально-исторических факторов. Историзм как принцип и метод научного познания обеспечивает связь прошлого (исторического) с настоящим (современностью).
Формально-юридический метод направлен на выявление и уяснение смысла нормативных источников, содержащих нормы права, прежде всего, законов. Принципиальное значение имеет правильное понимание специальных понятий и терминов и их интерпретация, недопущение двусмысленных трактовок.
Сравнительно-правовой (компаративный) метод на основе сопоставления конкретных норм и институтов различных стран делает возможным выявление общего и особенного в их возникновении и функционировании, показ позитивных и негативных черт (свойств). В условиях глобализации социально-экономических и политических процессов роль данного метода возрастает.
Социологический метод многообразен и связан с проведением опросов граждан, других категорий физических лиц, переписей населения, интервью, осуществлением анкетирования. В результате его применения изучается общественное мнение, правовое сознание различных слоев (в том числе специалистов-юристов, депутатов, политиков), эффективность норм и институтов конституционного права. Этот метод исследует материал, прежде всего, на основе конкретного эмпирического опыта.
В теоретической значимости диссертации необходимо определить, какое значение имеют исследуемые автором вопросы для развития юридической науки и в каких отраслях или разделах науки можно использовать ее результаты.
В практической диссертации магистрант указывает те сферы практической деятельности, где можно использовать материалы диссертации.
При определении нормативной основы магистрант должен в обобщенном виде указать, какие группы нормативно-правовых актов использовались при написании диссертации.
В эмпирической базе исследования (если она имеется в диссертации) магистрант указывает, какими источниками он пользовался, за исключением научных работ и нормативно-правовых актов, при написании своей работы.
В научной новизне магистерской диссертации определяется вклад автора в юридическую науку (если он имеется), определяется, чем его диссертация отличается от других подобных работ. При отсутствии научной новизны (это требование не является обязательным для магистерских диссертаций) в разделе научная новизна, автор должен дать общую характеристику (в виде аннотации) своей работы и показать, на какие вопросы темы исследования он обратил особое внимание.
В заключительной части введения необходимо кратко сказать о структуре работы.
Основная часть магистерской диссертации – текст, идущий за введением (до заключения).
Основная часть работы может содержать несколько разделов, в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованных источников, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируются позиция, точка зрения автора (теоретическая часть); описываются проведенные обучающимся наблюдения и эксперименты, методика исследования, расчеты, анализ экспериментальных данных (собранного фактического материала), полученные результаты (практическая часть). Содержание теоретической и практической частей определяется в зависимости от профиля специальности и темы работы. Деление работы на разделы и подразделы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию.
Требования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации устанавливаются научным руководителем и руководителем магистерской программы.
Основная часть должна состоять не менее чем из двух глав, разделенных на параграфы. Рекомендуемое число глав в магистерских диссертациях, как правило, три.
В основной части диссертации на основе изучения имеющейся отечественной и переведённой на русский язык зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над магистерской диссертацией, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых юридических явлений и процессов. Описание объекта исследования должно быть дано четко. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом. Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов по решению рассматриваемой проблемы. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определенных понятий (авторское определение) или дает им критическую оценку.
При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывания содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник заимствования.
Автор диссертации должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе.
Заключение представляет собой самостоятельный раздел работы. Оно должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов.
Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление читающему о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.
В заключении должны быть представлены:
– общие выводы по результатам работы;
– оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ (в самом сжатом виде);
– предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в юридической практике, предложения по совершенствованию законодательства.
Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.
5.4 Общие требования к описанию источников в списке использованных источников
Список использованных источников
В конце работы располагается список использованных источников, который позволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых материалов и показывает степень изученности проблемы.
Список использованных источников составляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
По ГОСТ 7.1-2003 описание документа содержит ряд областей:
1)область заглавия и сведений об ответственности (название и ФИО автора или редактора);
2)область издания (особенности данного издания по отношению к предыдущему изданию того же произведения);
3)область выходных данных (место издания, издательство, дата издания)
4)область серии (заглавие серии, ФИО редактора серии, международный стандартный номер серии ISSN и др.); (данная область рекомендована).
Области описания отделяются друг от друга точкой и тире (точка, пробел, тире, пробел). В конце библиографического описания ставится точка.
Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в описываемом источнике информации.
Один слеш (/) (косая линия) обозначает дополнительные сведения: организация, где выполнена работа, научный редактор, составитель, перевод с иного языка и др.
Два слеша (//) заменяют предлог «в»: в книге, в газете, в журнале.
Перед и после слеша точки не ставятся.
Прописные буквы применяют в соответствии с современными правилами грамматики того языка, на котором составлено библиографическое описание, независимо от того, какие буквы употреблены в источнике информации. С прописных букв начинают первое слово каждой области, а также первое слово следующих элементов: общего обозначения материала и любых заглавий во всех областях описания. Все остальные элементы записывают со строчной буквы. При этом сохраняют прописные и строчные буквы в официальных наименованиях современных организаций и других именах собственных.
Недопустимо, чтобы в конце строки (в тексте) оставались инициалы, а фамилия переносилась на другую строку – между И. О. и Ф. надо ставить неразрывный пробел: М.М. Бахтин. Между И. и О. пробел не ставится.
Для того, чтобы поставить неразрывный пробел необходимо: включить в меню значок «Непечатаемые знаки» (чтобы видеть этот неразрывный отступ - он получится в виде окружности, а не мочки). Для этого необходимо нажать ТРИ клавиши: «Shift», «Ctrl» и «пробел».
Между словами – один пробел. Для проверки необходимо работать с включенным значком, отображающим все знаки абзацев и других скрытых символов форматирования.
Библиографические ссылки
Особенности оформления ссылок в ВКР
При оформлении ссылок в ВКР необходимо руководствоваться ГОСТ Р7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», который устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки, используемые в любых опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях.
ЦЕННЫХ БУМАГ
Нумерация пунктов второго раздела ВКР:
2.1
2.2
2.3
Если раздел имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах каждого подраздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точками.
Например:
БЛАНКИ ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1 Правовое регулирование и производства и ввоза ценных бумаг.
Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела ВКР:
3.1.1
3.2.2
3.2.3
Размер абзацного отступа равен пяти ударам пишущей машинки или 15 мм.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 15 мм. Если ВКР напечатана интервалом 1,5, то это значит, что расстояние между заголовком и текстом равно одной пустой строке. Расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 интервала или 8 мм.
5.8 Порядок оформления перечислений
Оформление перечислений
В работе могут быть приведены перечисления, которые выделяются абзацным отступом. Перед каждой позицией перечисления ставится дефис или строчная буква со скобкой, приводимая в алфавитном порядке. Для дальнейшей детализации перечисления используют арабские цифры, после которых ставят скобку, приводя их со смещением вправо на два знака относительно перечислений, обозначенных буквами как показано на примере:
а)________
б)________
1)____________
2)____________
Каждый пункт, подпункт и перечисления записываются с абзацного отступа.
5.9 Порядок оформления приложений
Приложение - заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение (не является обязательной частью магистерской диссертации). По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, справочная информация. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, фотографии. Приложения размещаются после списка использованных источников.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ». Обозначение приложений выполняют арабскими цифрами или заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ъ, Ы, Ь).
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста, с прописной буквы и отдельной строкой.
Приложения должны иметь общую с основным текстом работы сквозную нумерацию страниц.
Располагать приложения следует в порядке появления в тексте ссылок на них.
Если в одно приложение входит несколько логически связанных структурных элементов, например, ряд таблиц или рисунков, то в пределах данного (т.е. одного) приложения они должны быть пронумерованы (например, «Таблица 1», «Таблица 2» или «Рис. 1», «Рис. 2»). При этом каждая таблица должна иметь свой заголовок, а рисунок - свое наименование. Общий заголовок приложения в данном случае может отсутствовать.
При оформлении материалов приложений допускается использовать шрифты разной гарнитуры и размера.
Оформление таблиц
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц, что обеспечивает лучшую наглядность и удобство сравнения показателей. Таблицу в зависимости от ее размера обычно помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Если объем таблицы превышает количество оставшегося места в конце страницы, то ее размещают на следующей странице, а свободное место заполняется текстом, следующим за таблицей.
Каждая таблица должна иметь заголовок, точно и кратко отражающий ее содержание. Заголовок таблицы следует помещать над таблицей по центру и печатать строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках таблиц не допускаются. В конце заголовка таблицы точка не ставится.
Если таблица заимствована из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена ссылка.
В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» (с заглавной буквы) с указанием номера таблицы. Расстояние между словом «Таблица» и предшествующим абзацем должно составлять два полуторных междустрочных интервала, расстояние между словом «Таблица» и заголовком, а также между заголовком и самой таблицей должно составлять один полуторный интервал.
Таблицы должны иметь сквозную нумерацию по всему тексту. После номера таблицы точку не ставят. Знак «№» перед номером таблицы не используется.
В таблицах допускается применять меньший размер шрифта, чем в основном тексте, и одинарный междустрочный интервал.
Не допускается выделение курсивом или полужирным шрифтом заголовков граф и строк таблиц, а также самих табличных данных. Заголовки граф и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно пр