Особенности певческого голоса и его постановка
Человеческий голос неотделим от всего организма. Поэтому в образовании певческого звука участвуют многие органы. Главные из них — голосовые связки, гортань, полость рта, лёгкие. Здоровое состояние других органов человеческого организма играет огромную роль для нормального звукообразования.
Детский певческий звук уже с первых своих проявлений сориентирован на естественную народную речевую манеру звукообразования.
Ребёнок поёт так же естественно, как и говорит или плачет. И если мы встречаем у детей и взрослых какие-либо иные способы звукообразования, то они, как правило, связаны с тем, что человек подражает тем или иным модным течениям. В некоторых случаях это приводит к неестественности звукообразования, разрушению индивидуальных певческих данных.
Одним из способов формирования звука, устранения неестественности звукообразования является применение речевых упражнений и скороговорок. Произнесение их должно сопровождаться внимательным вслушиванием учащегося и педагога в звучание.
Педагог должен при этом обращать внимание ученика на удачно и естественно звучащие гласные. Такими речевыми упражнениями могут служить детские считалки или сами тексты разучиваемых песен. Вначале обучения необходимо вести учащихся от проговаривания до пропевания простых, коротких фраз.
Простые фразы имеются в самом народном песенном материале, где звуковой объём секунда или терция.
По мере их усвоения переходить к более сложным песням, где увеличивается звуковой объём песни.
Стоит обратить внимание, что пропевание или произнесение интонационных скороговорок в быстром темпе способствует выявлению индивидуальных природных качеств тембра голоса. Это способствует естественности работы мышц голосовых связок, гортани, мягкого нёба, укладки языка, губ.
Это необходимо и для того, что в быстром темпе у учащегося проявляются его индивидуальные природные задатки и не успевают срабатывать подражательные слуховые впечатления, полученные от пения «звёзд» шоу-бизнеса.
Особое внимание следует обращать на то, чтобы работа голосового аппарата осуществлялась без особого напряжения мышц связок и гортани.
Не следует искусственно добиваться громкого звучания. Нужно стараться найти полётный, светлый звук. Это звук, при котором звуковые волны концентрируются на верхних передних зубах. Для этого не рекомендуется слишком широко раскрывать рот или слишком высоко поднимать мягкое нёбо, поскольку при этом звук не концентрируется, а расплывается в расширенной полости рта.
И здесь мы не можем сказать о наличии нескольких вокальных школ с разными подходами к звукообразованию и требованиями к звуку. Наиболее ярко это различие видно в школе народного звукообразования и школе академического звукообразования. Мы уже выше говорили, что возникновение этих школ связано с различными акустическими условиями, а также с их целевой направленностью.
Однако и внутри каждой из школ имеются свои направления и методики. Они связаны как с национальными, региональными традициями так и с конкретными методиками известных вокальных педагогов.
Но все традиционные школы требуют светлости, чистоте звука, который способствует его полётности и красивой тембровой окраски. В народной манере пения этому способствует осветленное выражение лица, близкое к улыбке состояние губ.
В последнее столетие в связи с появлением микрофонов и аппаратуры звукоусиления, а также коммерциализацией пения, влияние традиционных школ резко ослабло. Уже не нужной оказалась сила и полётность звука, красота тембра голоса для многих представителей шоу-бизнеса.
Более того, пение хриплым, горловым надсадным звуком с противным тембром стало некой модой. Это, несомненно, связано с лоббистскими методами шоу-бизнеса, а также отсутствием певческого воспитания всего народа в школе.
Но мы не касаемся методик шоу-бизнеса. Хотя известно, что певец, хорошо владеющий технологией звукообразования, может придавать голосу массу разных оттенков тембровой окраски. Таким был великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Кстати, он ученик профессора Дм. А. Усатова, уроженца г. Алексеевки Белгородской области.
Великий русский композитор М. И. Глинка, который, как известно, был и замечательным педагогом-певцом, говорил: «По моему методу надобно сперва усовершенствовать натуральные тоны, ибо, усовершенствовав их мало-помалу, потом можно отработать и довести до полного совершенства и остальные звуки». Это замечательное по своей ясности указание должно стать основным принципом в постановке певческого голоса.
При этом необходимо иметь в виду, что «натуральные тоны» – это звуки среднего регистра. Этим регистром, как правило, человек пользуется в естественной речи.
Мы нередко задаём себе вопрос: «А кто же ставил голоса народным исполнителям, хранителям певческих традиций?» Думается, что немалую роль в этом играла речь и сама народная песня во всех жанрах и формах как проявление естественного излияния чувств, тесно связанная с речевой интонацией.
За тысячелетнюю историю пения, несомненно, люди практическим опытом нашли разумные способы звукообразования. Апробировали их на практике. И поэтому часто предлагаемые молодыми педагогами манипуляции губами, ушами, массаж лица, головы и другие выдумки носят чувственный, но не практический характер.
Неширокая тесситура русской крестьянской песни, особенно древнейших её стилей, очень важна на начальной стадии обучения пению. Эти песни необходимо изучать в детских садиках и начальных классах школы.
В нотной записи фольклористов песни в малообъёмных ладах нередко многоголосны. Педагог может использовать один наиболее развитый голос. Затем по мере усвоения интонации и лада песни, возможны ответвления от выученного голоса. Варианты возникают, когда учащийся подзабывает напев, но при этом ощущает ладовые устои.
Важную роль играет индивидуальный подход к обучающемуся пению. Он начинается с определения типа голоса, музыкального слуха, музыкальной памяти, и выявления интонационного багажа обучаемого.
В зависимости от тех или иных недостатков звукообразования педагог должен уметь подбирать песенную фразу. Например, для ликвидации зажатости звука «е» подбирается песенная фраза, где этот звук является основным: «Зеленейся, зеленейся, лес». Пропевая эту фразу по секундам, в интервале большой терции несколько раз, в удобных тональностях, можно добиться выправления зажатости звука.
Надо знать, что на силу и полётность голоса влияет много факторов. Первый фактор, это сила и упругость мышц голосовых связок, состояние здоровья человека и в первую очередь горла, носа. Второй фактор, это умение использовать головной и грудной резонаторы. Все пустые полости нашего тела резонируют. Если в нижнем грудном регистре резонирует больше грудная полость, то по мере повышения голоса к верхнему регистру начинает резонировать в большей мере головные полости. Необходимо добиться ощущения самим поющим работы этих резонаторов. После этого может начинаться их сознательное использование.
Грудной регистр и резонаторы придают звуку большую силу. Головной регистр и резонаторы придают голосу большую полётность. В зависимости от жанра песни и её характера поющие могут придавать звуку голоса ту или иную силу и тембровую окраску.
Заметим, что в южно-русской песнной традиции пение мужчин в совместном ансамбле с женскими голосами сложилось так, что они поют в основном в головном регистре. А женщины в грудном регистре. Таким образом, создаётся тесное расположение голосов. Пение в таком ансамбле мужчин с низким от природы голосом затрудняется, если он не найдёт способа перевода голоса в головной регистр. Особенно это важно в плясовых хороводных песнях, где голос постоянно поёт высокие звуки.
Мы советуем в таком случае низкому мужскому голосу немного перекрывать грудной регистр. Такой приём делается за счёт неширокого раскрытия рта на улыбке и гортань при этом не опускается вниз, а слегка перекрывает глотку и тогда звук идёт целиком в голову. Он при этом несколько теряет свою силу и становится лёгким. Уменьшается нагрузка на голосовые связки и поющий может долго петь высокие звуки в хороводных песнях.
Такая методика должна, конечно, быть с показом, если поющий сам не найдёт этого способа. Однако в народной традиции поющие мужчины в женском ансамбле могли перестраивать звукообразование на высокий регистр. При пении в мужском ансамбле голоса занимали свою естественную тесситуру.
Третий важный фактор, это умение концентрировать звук. У профессиональных певцов этот приём называется «звук в маске». Звук, выходя из гортани, проходя через резонаторы должен сконцентрироваться на передних верхних зубах, приобретая при этом блестящий металлический оттенок. К такой концентрации звука в пучок разные певцы приходят не сразу.
Заметим, что такие гласные как «Е» или «И» применяются в упражнениях. для выработки сконцентрированного звука. Звук «Е» применяется совместно с согласной «Л»или «Н». Эти согласные производится, как известно, при помощи упора языка в передние верхние зубы. Как раз в то место где и должен концентрироваться звук. Звук «И» должен использоваться вместе с согласной «М», формируемой губами, что тоже приближает звук в переднюю часть рта.
Педагог должен уметь подбирать или сочинять попевки с такими гласными. Например, попевки типа «миленький ты мой», «лебедин мой, лебедин» и т.д., но при этом попевка должна быть интонационно не сложной и не широкого диапазона.
Отметим также такие факторы, важные для светлого чистого звука, как осветлённое лицо и близкие к улыбке губы. Слишком широкое открытие рта затрудняет концентрацию звука. Профессиональные певцы умеют пользоваться концентрацией звука при любом положении мягкого нёба и рта.
Очень важно при этом научиться опирать звук на воздушный столб, который давит снизу на голосовые связки. Систематические занятия с течением времени укрепляют голосовые мышцы.
Отметим, что в народной манере звукообразования имеются два направления. Первое, фольклорно-этничское. Второе связано с устоявшимся типом русского народного хора.
Фольклорное направление стремится в той или иной мере к аутентичной передаче не только многоголосных записей, но передаче вокальной манеры. И здесь мы вынуждены остановиться на некоторых моментах в этой вокальной школе.
Как известно фонетика народной речи играет большую роль в звукообразовании. Песни народные, крестьянские, как известно, слагались или распевались на местном диалекте. В диалектах имеется существенная разница в фонетическом звучании, как гласных так и согласных. Например, звук «Е» сочетает звуки «И» и «Е» Так слово «девка» звучит как «диевка», где «И» и «Е» звучат одновременно. Согласная «Ф» произносится как «ХВ» Слово «Федя» звучит как «Хведя». Вместо принятого в литературном произношении звука «G» звучит звук «Г» Много и других особенностей.
Поэтому освоение местного диалекта возможно при условии, когда человек вырастает в этой среде. В условиях же городской самодеятельности освоение диалекта практически невозможно из-за дефицита времени и отсутствия речевой практики на диалекте.
В учебных заведениях студенты, изучающие народное пение, имеют возможность и время слушать фольклорные записи. Копирование ими диалекта и фонетики в редких случаях приводит к аутентичности исполнения. Не может не сказаться на их манере пения естественная повседневная жизненная речевая практика. Поэтому иногда мы можем встречать не воспроизведение диалекта в песне, а его вульгаризацию.
Однако прослушивание записей положительно сказывается на навыке формирования навыков народного звукообразования и работы резонаторов голоса. И здесь очень важно уметь заметить где поют мастера народной песни, а где люди, уже утерявшие традицию звукообразования.
Работа с «гудошниками»
Нередко, проходя мимо поющей группы в детском саду, в школе или пытающихся петь взрослых, можно слышать, как лишь один только голос воспроизводит мелодию, остальные же просто выкрикивают слова. Ныне уже в общественном сознании сформировалась точка зрения, что люди выкрикивая слова, якобы поют песню.
За многие десятилетия отсутствия пения в школе наш народ утерял не только навык пения двух или трёхголосных песен, но и вообще представление о пении. Мы уже не услышим в застолье или на свадьбе не только стройного многоголосного пения, но и вообще пения гостей. Говорят, что нет способностей, что якобы «медведь на ухо наступил», что мы не артисты и т.д.
Часто преподаватели музыки, имеющие специальное образование, сетуют на то, что в классе или группе детского сада более половины от природы – «гудошники». Но заметим, ещё до середины 50-х годов прошлого века, не имеющие образования люди в сёлах, пели и умели передавать свои навыки пения детям. Каждая семья была певческим ансамблем. Люди не знали выражения «медведь на ухо наступил».
Обратим внимание на то, как народная песня способствует эффективному решению проблемы так называемых «гудошников».
Песни, звуковой объём которых составляет большая терция или кварта, воспринимаются и воспроизводятся как естественная речь. Если при этом в звукообразовании исходить из естественной речи, то, как показывает практика, интонация у детей быстро выправляется. В народной практике первичные интонационные формы возникали на основе речевой интонации и затем закреплялись певческой практикой.
Причиной неточного интонирования нередко является слабая атака звука, не опертость звука на дыхание, слабость голосовых мышц, вялость всех органов, участвующих в звукообразовании.
Душевная скованность, стеснительность, робость также не способствуют чистому интонированию мелодии. Немаловажную роль играет выбор тональности, в которой будет исполняться песня. Она должна быть удобна всей группе и в первую очередь «гудошникам».
Бывают случаи, когда учащийся не попадает ни на один из звуков мелодии. В этом случае целесообразно исходить из того звука, который он воспроизводит голосом. Необходимо подстроиться к нему своим голосом и инструментом, и, соединившись с ним, попеть его звук или его неверную интонацию.
При этом важно подчёркивать то, что у учащегося получается. Затем попросить его спеть другой звук или одну из фраз песни. Снова подстроиться к нему. При этом интонация должна иметь неширокую тесситуру.
Работая с одним « гудошником» или с группой, при этом нужно постоянно их подбадривать, так как в присутствии других детей у некоторых чувство стеснительности, замкнутости не позволяет внутренне раскрыться, опереть звук на дыхание.
Кстати, на вдох перед атакой звука необходимо постоянно обращать внимание, особенно при пении высоких звуков. Атака звука должна быть твёрдой, уверенной. Многие дети и взрослые нередко поют на выдохе с зажатыми горловыми мышцами.
Необходимо постоянно обращать внимание поющего на то, где начинается и кончается фраза.
Нередко для формирования чистого интонирования, используются частушки. Они повышают эмоциональный тонус.
Учитель пения обязан быть не только тонким музыкантом, певцом, физиологом, врачом, разбирающимся в природе звукообразования, но и психологом.
Должен видеть подлинные причины детонации, которые нередко связаны с болезнью голоса, горла, носа, других органов, с плохим настроением и т. д.
Переход к песням с более широкой тесситурой должен осуществляться после уверенного усвоения песен неширокого диапазона. Если, например, в детском садике, каждый год прибавлять по одному тону, то к выпуску из детского сада рабочий диапазон голосов детей может быть равен октаве.
Следует особо отметить, что игнорирование последовательности в певческом развитии отстающих учащихся с каждым годом ведёт к увеличению их числа, и это, в свою очередь, делает невозможным развитие остальных детей.
Именно поэтому приходится слышать на уроках музыки вместо пения сплошной гул или мелодекламацию всего класса на фоне единственного голоса учителя, поющего верную мелодию.
Необходимо выравнивать певческие навыки. Если этого не сделать, то все участники ансамбля, не слыша ладовых опор песни, тоже станут «гудошниками».
Большую роль играет подбор репертуара в соответствии с возможностями исполнителей. Подлинные народные песни, которых записано и опубликовано многие тысячи, являются самым благодатным материалом. И здесь встаёт вопрос умелой аранжировки народной песни руководителем коллектива в соответствии с тем уровнем, на котором находится его коллектив.
Очень важно учителю пения не ошибиться в определении типа голоса. Нередко детонация связана с тем, что у поющего очень низкий голос, а песни подаются в высокой тональности. Верный выбор тональности и неширокая тесситура песен – одно из главных условий достижения чистого интонирования особенно для начинающих.