Тема: ЕДА — НЕ БЕДА, ВЕЗ ЕДЫ — БЕДА
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Интегрированное обучение
По учебному пособию
для начальных классов специальных
общеобразовательных школ
А. Н. Коноплёвой, Т. Л. Лещинской «МЫ УЧИМСЯ И РАЗВИВАЕМСЯ»
М о з ы р ь
ООО ИД «Белый Ветер»
2 004
УДК 376.3 ББК 74.3
П37
Серия основана в 2004 году
Автор-составитель О. И. Луговская
Рецензенты:
канд. пед. наук, доц., директор Центра специального образования Научно-методического
учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования
Республики Беларусь Т. Л. Лещинская;
методист высш. категории Центра специального образования Научно-методического
учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования
Республики Беларусь В. И. Олешкевич
Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий П37 в начальной школе: Интегрированное обучение / Авт.-сост. О. И. Луговская. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 58 [2] с. — (Серия «Учимся и развиваемся».)
ISBN 985-486-014-0.
Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий составлены на основе программы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и школ для детей с трудностями в обучении; программы 12-летней общеобразовательной школы с русским языком обучения и согласно структуре учебного пособия для начальных классов специальных общеобразовательных школ А. Н. Коноплёвой, Т. Л. Лещин-ской «Мы учимся и развиваемся» (Мн., 2000). Материал разработан учителем-дефектологом Кадинской СШ Могилевского района О. И. Луговской.
Рекомендуется учителям-дефектологам пунктов коррекциовно-педагогической помощи и классов интегрированного обучения.
УДК 376.3
_____________________________________________________ ВВК 74.8
Учебное издание
Серия «Учимся и развиваемся»
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Интегрированное обучение
Автор-составитель Луговская Ольга Ивановна
Ведущий редактор Т. Д. Прокопенко. Редактор Е. Л. Сереейчик. Технический редактор И. А. Доманчук. Художник обложки О. Ф. Ерёменко.
Сдано в набор 05.12.2003. Подписано в печать 02.11.2004. Формат 60 x 84/16. Бумага офсетная № 1.
Гарнитура «Школьная». Печать трафаретная. Усл. печ. л. 3,49. Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 1200 акз. Заказ 5304.
ООО ИД «Белый Ветер». Лицензия на иадательскую деятельность № 02330/0056758 от 27.01.2004.
247760, г. Мозырь, ул. Советская, 198.
Отпечатано ризографическим способом печати. ООО ИД «Белый Ветер». 247760, г. Мозырь, ул. Советская, 198. Тел./факс (02351) 2-51-03, 2-51-22. E-mail: [email protected]
© Луговская О. И., составление, 2004
ISBN 985-486-014-0© ООО ИД «Белый Ветер», 2004
Введение
Впроцессе развития общества меняется отношение к детям с особенностями психофизического развития (ОПФР).С 1995г. действует «Временное положение об интегрированном обучении».
Интеграция в системе образования обозначает создание единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с особенностями психофизического развития в условиях, максимально приближенных к обычной среде, с наименьшими ограничениями. Учителя в условиях интеграции могут использовать различные образовательные технологии и инновационные методики. Но само по себе совместное обучение обычных детей и детей с особенностями психофизического развития не решает всех проблем коррекции имеющихся недостатков, вопросов взаимодействия, формирования положительных межличностных отношений.
Приоритетным направлением специального образования является коррекционная работа. Суть решения коррекцион-ных задач — в исправлении или ослаблении имеющихся нарушений, в устранении того, что мешает учиться. Весь педагогический процесс должен иметь коррекционную направленность, способствующую решению следующих проблем в отношении ребенка с ОПФР:
— формирование положительной «Я-концепции»;
— обеспечение успешной ориентации учащихся в окружающем мире;
— формирование навыков социального взаимодействия;
— формирование нравственных установок и ценностных ориентации.
Особая роль в решении этих вопросов отводится коррек-ционно-образовательным занятиям, которые проводятся 4 раза в неделю в классах интегрированного обучения или пунктах коррекционно-педагогической помощи.
Как не превратить эти занятия в дополнительные по устранению «пробелов» в изученном материале? Как спланировать занятия, чтобы детям было доступно и интересно? Как помочь социализации учащихся?
Мы должны помнить о том, что в жизни каждого ребенка особенно важен первый, хотя бы небольшой, успех в жизни.
От этого зависит, в каком направлении пойдет формирование «Я-концепции» ребенка: позитивное развитие или жизнь с постоянными срывами и неудачами. Не менее важным направлением является формирование у ребят навыков коммуникативного поведения, что станет способом сглаживания последствий социальной или сенсорной депривации.
«Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий в начальной школе» составлены с опорой на ценный материал пособия А. Н. Коноплёвой и Т. Л. Лещинской «Мы учимся и развиваемся». Хочется надеяться, что такие занятия помогут в работе учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения или пунктах коррекционно-педагогической помощи. В свою очередь вся работа позволит компенсировать у ребят недостатки речевого развития, сформировать речевое поведение, наладить межличностное общение и партнерские взаимодействия между детьми, восполнить пробелы в школьном образовании.
Тема: МАМА — ЛУЧШИЙ ДРУГ
Задачи:
■ воспитывать любовь к маме, стремление во всем помогать ей;
■ прививать интерес к хозяйственной работе;
■ развивать мелкую моторику рук, память.
Ход занятия
I. Организационный момент.
«Угадай, о ком мы будем говорить».
Определить первые звуки в словах-картинках и составить из них слово:
мышь, арбуз, морковь, автобус. (Мама.)
II. Игра "Кто больше".
Подобрать «добрые слова» — прилагательные к слову «мама».
III. Работа в парах. Чтение стихотворения по ролям:
Маринка
— Мам, — кричит Маринка, — Где моя косынка?
— Мам, — кричит Маринка, — Где моя резинка?
— Мам, на праздничный букет Сделан бантик или нет?
Брат за пышную косичку Повернул к себе сестричку:
— Больно опросы велики,
А у мамы две руки.
В. Орлов
— О чем Маринка спрашивала у мамы?
— Что ей сказал брат?
— Почему он так сделал?
IV. Игра «Цепочка».
Записать словосочетания на тему «Как помочь маме». (Ребята по цепочке записывают словосочетания на доске, затем — у себя в тетрадях.)
V. Пальчиковая гимнастика [1, с. 33]*:
* В квадратных скобках указаны номера источников на с. 60, рекомендуемых для использования.
Мы белье стираем
Мы белье стираем, Маме помогаем. Чтобы было чисто — Прополощем быстро. Сильно-сильно отожмем, Пиру раз его встряхнем, Л потом нопьмем прищепки
VI. Работа по книге.
Работа в правах "Кто больше увидит" (с. 26)*. После 30 секунд рассматривания иллюстраций ребята за-крывают книгу и рассказывают (или записывают), что увидели. «Что я ужи умею делить» (с. 27).
VII. Разучивание стихотиворения-чистоговорки:
Мама Милу мылом мыла, Мила мыло ие любила.
VIII. Практическая работа.
Чистка картофеля, пришивание пуговиц, стирка белья (по желанию).
IX. Обобщение.
X. Рефлексия.
— Какие слова помогут рассказать о том, как вы любите свою маму?
— Как вы будете помогать маме?
Тема: НАШИ ЛЮБИМЦЫ
Задачи:
■ уточнять и расширять знания детей о диких и домашних животных;
■ воспитывать любовь к животным, стремление заботиться о них;
■ развивать эмоциональную сферу, память.
Ход занятия
I. Организационный момент,
— Запомним секреты общения:
1. Называйте друга по имени — и он будет обращаться к вам так же.
* В круглых скобках указаны номера страниц пособия А. Н. Ко-ноплёвой, Т. Л. Лещинской «Мы учимся и развиваемся» (Мн., 2000).
2. Будьте вежливы — и у вас будет много друзей.
3. Любите животных — и они ответят вам своей любовью.
II. Беседа «Что значит любить животных?».
— Есть ли у вас дома животные?
— Как вы с ними обращаетесь?
— Видели ли вы бездомных, брошенных животных?
— Почему так происходит?
III. Чтение стихотворения (с показом мягкой игрушки):
Котенок
Я нашла в саду котенка, Он мяукал тонко-тонко. Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили, Или в дом пустить забыли, Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный, Лужи серые везде... — Так и быть, зверек несчастный, Помогу твоей беде!
Я взяла его домой, Покормила досыта, Скоро стал котенок мой — Загляденье просто! Шерсть — как бархат, Хвост — трубой-До чего ж хорош собой!
Е. Благинина
— Приходилось ли вам проявлять заботу о бездомных
животных? Как?
IV. Работа по книге.
«Различие диких и домашних животных» (с. 22). «Покорми своих любимцев» (с. 23).
V. Игра «Изобрази — мы отгадаем».
Вытянуть карточку с названием животного и изобразить его (лошадь, корова, медведь, заяц, кот, собака).
VI. Заучивание наизусть стихотворения и обыгрывание его
при помощи игрушек:
Зайка учится читать
Зайка азбуку учил, Зайка буквы позабыл.
Тут заплакал наш зайчонок. Подошел к нему котенок, Говорит: «Не плачь, косой, Буквы выучим с тобой».
— Кто из детей вашего класса спешит на помощь, как и котенок из стихотворения?
— Почему вы так думаете? (Всегда помогает тому, кому трудно.)
VII.Работа по книге (с. 64).
Игра «Кто быстрее?»: найти двух одинаковых мышат.
VIII.Разгадывание кроссворда:
К | |||||||
Р | |||||||
С | |||||||
С | |||||||
В | |||||||
Р | |||||||
Д |
1. Человеку мило, а мышам зло. (Кот.)
2. В воде жива, на суше мертва. (Рыба.)
3. Синяя простыня весь мир покрывает. (Небо.)
4. Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрите. (Лиса.)
5. Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет — она знать дает. (Собака.)
6. Из-под куста хватыш. (Волк.)
7. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)
8. Бела — не снег, зелена — не луг, кучерява — не человек. (Береза.)
9. Не доктор, а деревья лечит. (Дятел.)
— Какие слова-отгадки относятся к теме нашего занятия?
— На какие две группы можно разделить животных, названия которых вы отгадали?
IX. Обобщение.
X. Рефлексия.
— Из четырех изображенных медвежат выберите того,
который соответствует вашему настроению.
(Схематическое изображение: медвежонок плачущий, нахмуренный, серьезный, улыбающийся.)
Тема: ДАРЫ ЛЕСА
Задачи:
■ расширять знания детей о важности леса в жизни человека, прививать бережное отношение к природе;
■ развивать воображение, умение описывать явления природы, используя прилагательные.
Ход занятия
I.Организационный момент.
— Закройте глаза, послушайте звуки леса и представьте
себе, что вы на лесной солнечной полянке. (Звуконоситель,
музыкальная запись.)
II.Чтение стихотворения:
Зеленый друг Там пишем мы подчас И говорим про лес. И в час досуга Мы навестить всегда готовы друга: — В лес, в лес! — И он одаривает нас Всем, чем богат. Там травы до колен, А там грибы... Не сбейся только с круга. Но честно ль это, все забрать у друга И ничего не дать ему взамен?
С. Вику лов
— Вдумайтесь в смысл двух последних строк. Что имеет в виду автор?
— Почему это не честно?
— А что мы можем дать лесу взамен его даров?
III.Игра «Поход в лес» (с. 48).
Выбрать картинки, на которых изображено то, что можно взять из леса безболезненно. (Грибы, ягоды, белка, подснежники, ландыши, шишки, еж и т. д.)
IV. Игра «Кто внимательнее?».
Отгадать загадки, отгадки записать на доске:
1. Кто Зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)
2. У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб.)
3. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)
4. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
V. Коллективная работа.
Составление и распространение предложений со словами-отгадками.
VI. Пальчиковая гимнастика [1, с. 33]:
Черепаха
Медленно ползет бедняжка, По тропинке черепашка. Только к речке доползла, Быстро, быстро поплыла.
VII.Работа в парах. Диалог. Чтение стихотворений по ролям:
Лис и мышонок
— Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя, лис, прятался.
— Мышонок, я тебя подстерегу.
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь — вылезешь.
— А у меня в норке кладовочка.
— Мышонок, я ведь твою норку разрою.
— А я от тебя в отнорочек, и был таков.
Белкины карманы
— Белка, где твой склад грибов?
— По карманам у дубов.
— Где домишко твой?
— В сосне.
— А постель?
— Постель на мне.
VIII. Игра «Отгадай, кто я».
Один ребенок (по желанию) изображает животное, а остальные должны отгадать.
IX. Игра «Четвертый лишний».
(Рисунки с изображением грибов. Среди четырех картинок ребята находят одну лишнюю: картинку со съедобными грибами или несъедобными.)
Распределить грибы на съедобные и несъедобные (с. 123).
Затем учитель читает стихотворение:
Чья корзина тяжелее
Ходили два приятеля,
Ходили по грибы.
Ходили да ходили,
Устали от ходьбы.
В одну ходили сторону,
И поровну прошли,
Да только вот не поровну,
Не поровну нашли.
В одной корзинке — белые.
И все, как на подбор.
В другой — один-единственный
Трухлявый мухомор.
Сказал второй приятель:
— Ну что ж, не повезло,
Зато мою корзинку тащить не тяжело.
Идут они обратно,
Идут они домой,
Бежит вприпрыжку первый,
За ним бежит второй.
Бежит вприпрыжку первый
С добычею в руке,
Второй едва плетется,
Хоть он и налегке.
Сказал второму первый,
Прощаясь у дверей:
— Пустая-то корзинка,
Выходит, тяжелей.
Б. Заходе
— Какая же корзинка тяжелее? Почему?
X. Обобщение.
XI. Рефлексия.
— Подарим белочке шишку. Ее величина зависит от ваше
го сегодняшнего настроения. (Рисунок.)
Ход занятия
I.Организационный момент.
Кинезиологическое упражнение «Ленивая восьмерка» [3].
II. Отгадывание загадок.
(У каждого на столе — карточка с загадкой, а на доске вывешены картинки-отгадки, пользуясь которыми дети быстрее справятся с заданием).
1. Сидит дед в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук.)
2. Круглое, румяное, с дерева упало,
Мне в рот попало.
(Яблоко.)
3. Лоскуток на лоскутке — зеленые заплатки.
Целый день на животе нежится на грядке.
(Капуста.)
4. Как на нашей грядке выросли загадки —
Сочные да круглые, вот такие крупные.
Летом зеленеют, а осенью краснеют.
(Помидоры.)
— Как одним словом можно назвать слова-отгадки? (Овощи.)
— Что в этих овощах можно есть: вершки или корешки?
— Кто помнит сказку, которая так и называется: «Вершки и корешки»? (Краткий пересказ.)
III. Работа по книге: «Что мы едим?» (с. 18), «Как приготовить завтрак?» (с. 28).
IV. Заучивание наизусть считалки:
Раз картошка, два картошка, Три, четыре, пять. Шесть картошка, семь картошка, Посчитай опять.
— Какие блюда вам готовит мама из картошки?
V. Чтение стихотворения (в процессе чтения на стол выкладываются овощи):
Огород На морковке и на свекле гнется зелень от росы, Огурцы совсем промокли, промочили все усы. И в горох, в зеленый ворох, влезли капельки воды. На дремучих помидорах, как на яблонях, плоды. Завилась капуста густо. Хороша у нас капуста!
Е. Трутнева
— Какие блюда можно приготовить из этих овощей? (С. 19.)
— Какие правила мы должны соблюдать, работая с овощами?
— Что значит «правила санитарии»?
— Какие правила санитарии мы должны соблюдать?
VI. Приготовление салатов детьми под руководством учи
теля; сервировка стола.
VII. Обобщение.
VIII. Рефлексия.
— Что бы вы приятного могли сделать для родителей? Чем
их удивить и угостить?
Тема: ВСЕ ВМЕСТЕ
Задачи:
■показать необходимость взаимопомощи друг другу детей с разными особенностями развития;
■ развивать коммуникативные навыки;
■ воспитывать доброту.
Ход занятия
I. Организационный момент.
«Скажем друг другу доброе слово».
II.Беседа «Все ли люди одинаковы?».
III.«У товарища нарушены движения» (с. 10—12).
— Как вы думаете, легко ли ходит» и бегать человеку со
сломанной ногой, с нарушенными двигательными функция
ми? Давайте проверим:
1. Ходьба со связанными ногами.
2. Бег с привязанной и ноге дощечкой.
I 3. Пробовать писать в варежке.
4. Пробовать застегнуть пуговицу в варежке.
5. Передвижение по комнате с завязанными глазами. Игра «Прятки».
— Чем можно помочь товарищу?
IV. «Плохой слух» (с. 13).
Язык жестов. Игра «Иностранец» (объяснить что-либо при помощи жестов).
Игра «Объясни без слов» (изображение своей любимой игрушки).
V. «Все вместе — это здорово!» (с. 14).
VI.Игра «Паровозик».
Ребята выбирают себе место в комнате. Это их «станция». Один ребенок — «паровозик». Он собирает все «вагончики», дети двигаются по комнате с песней «Мы едем, едем, едем».
VII.Обобщение.
VIII.Рефлексия.
— Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее по
мочь... (кому?).
Тема: МЫ УЧИМСЯ СЕБЯ ОБСЛУЖИВАТЬ
Задачи:
■ продолжать работу по обучению детей навыкам самообслуживания;
■ прививать стремление содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
■ формировать навык выразительного чтения стихотворений;
■ развивать память, мышление в процессе отгадывания загадок и отвечая на вопросы по содержанию стихотворения.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Кинезиологическое упражнение «Строим дом» [3].
II. Чтение отрывка из стихотворения:
Мойдодыр Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня, Я за свечку, свечка — в печку, Я за книжку, та — бежать И вприпрыжку под кровать!..
К. Чуковский
— Почему так случилось?
— Когда ребенок должен умываться?
— Как вы понимаете выражение «обслуживать себя»?
III. Упражнение «Практикуемся» (с. 30). Рассматривание рисунков. Практическая работа.
IV. Конкурс чтецов. Выразительное чтение стихотворения:
Про Мимозу Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате? Кто лежит на трех подушках Перед столиком с едой? И одевшись еле-еле, Не убрав своей постели, Осторожно моет щеки Кипяченою водой?
Это, видно, дряхлый дед 114 лет? Нет.
Кто, набив пирожным рот,
Говорит: — А где компот?
Дайте то! Подайте это!
Сделайте наоборот.
Это, видно, инвалид говорит?
Нет!
Хорошенько посмотрите: Это просто мальчик Витя, Мамин Витя, папин Витя Из квартиры № 6.
Он растет, боясь мороза, У прохожих на виду, Как растение мимоза В ботаническом саду.
С. Михалков
V. Отгадывание загадок:
1. Намой меня водой 2. Горяча и холодна —
Да потри рукой. Я всегда тебе нужна.
Как начну гулять по шее, Позовешь меня — бегу:
Сразу ты похорошеешь. От болезней берегу.
(Мыло.) (Вода.)
3. Жесткая щетка, маленькая спинка.
Кто со мной не знается — тот от боли мается.
(Зубная щетка.)
4. Я — острая, зубастая,
По голове хожу.
Волосы вихрастые мигом причешу.
(Расческа.)
Беседа о том, как правильно пользоваться этими предметами.
VI. Работа в парах «Мы — писатели».
Выбрать любое слово-отгадку и написать небольшой рассказ о приключении этого предмета (3—4 предложения).
VII. Обобщение.
VIII. Рефлексия «Нотный стан».
— Поместите свою нотку на той линеечке, которая соответствует вашему настроению.
Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕБЕ
Задачи:
■ уточнить знания детей о себе, о своем ближайшем окружении;
■ развивать эмоциональную сферу учащихся;
■ развивать память учащихся посредством заучивания стихотворений.
Ход занятия
I. Организационный момент.
«Поприветствуем друг друга».
II. Работа в парах «Будем знакомы».
Рассказать о себе соседу.
III. «Проверь себя».
— Расскажите (или напишите) нам то, что вы запомнили
про своего соседа.
IV. Работа по книге (с. 6).
— Выберите два вопроса, которые вы хотели бы задать однокласснику.
— Выберите вопрос, на который вы можете интересно ответить.
V. Игра «Узнай по голосу».
«Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай».
VI. Пальчиковая гимнастика [1, с. 14]:
Семья
Это — папа в шляпе. Это — мама в шубе ламы. Это — дети: раз, два, три, Вместе все гулять пошли.
VII. «Заполни лист».
— Напишите (или выразите посредством рисунка) слова, Которые вызывают у вас радость.
— Обведите два слова, которые вызывают особенную радость.
— Почему вы выбрали их?
VIII. Игра «Кто старше» (5 рисунков с изображением чле
нов семьи).
— Кто же самый старший?
Работа по книге (с. 9).
IX. Заучивание стихотворения:
Внучка Утром дед спросил у внучки:
— Почему не моешь ручки? Отвечает внучка:
— Я не белоручка!
Е. Авдиенко
— Права ли была девочка? Почему вы так думаете?
Драматизация стихотворения.
X. Рефлексия «Кто веселее?».
— Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
(Рисунки: солнышко; солнышко выглядывает из-за тучки;
тучка; из тучки идет дождь; тучку пронизывает молния.)
Тема: ЗДЕСЬ МЫ ЖИВЕМ
Задачи:
■ уточнить знания детей о родном городе (деревне);
■ упражнять в согласовании слов при построении ответов на вопросы;
■ развивать воображение.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Кинезиологические упражнения «Слон», «Домик» [3].
II. Чтение рассказа:
Летом в деревне
Хорошо летом в деревне! Встанешь утром пораньше, выпьешь чаю и бегом на улицу. Бродишь по тропинкам. Дышишь свежим воздухом. А устанешь — присядешь на берегу речки или ляжешь на траву.
В лесу ищешь грибы. В поле рвешь цветы, плетешь венки, делаешь букеты, играешь с друзьями. Устанешь за день...
— О чем рассказ?
III. Работа по книге (с. 7).
— Прочитайте вопросы. Ответьте на те, которые для вас интересны.
— Помогите построить дом (с. 44).
— Нарисуйте магазин, который находится недалеко от вашего дома.
— Выложите из спичек дом, в котором вы живете.
IV. Работа по группам.
— Запишите названия домашних животных.
— Вспомните или составьте загадки о них.
1. В воде купался, а сух остался. (Гусь.)
2. Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки. (Мот.)
3. Хвост крючком, нос пятачком.
Лежит в грязной луже и совсем не тужит. (Свинья.)
V. Пальчиковая гимнастика [1, с. 25]:
Строительство дома
Пять мальчишек строят дом, Чтобы жить в нем впятером. Один фундамент заливал, Чтобы прочно дом стоял. Другой стеночки сложил, Третий крышей дом покрыл, Четвертый трубы проложил, Пятый воду подключил. Вот такие, брат, делишки — Семь дней празднуют мальчишки: Понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу, воскресенье.
VI. Работа в парах. Игра «Волшебный парк».
— Дорисуйте «Волшебный парк» и расскажите про него интересную историю:
VII. Обобщение.
VIII. Рефлексия.
— Какой дом вы хотели бы себе построить, когда станете взрослыми? Расскажите о нём. Какой это будет дом: веселый, грустный, нарядный..? Какого цвета?
Тема: ВОТ И ОСЕНЬ!
Задачи:
■ расширять знания детей о порах года;
■ развивать эмоциональную сферу: умение восторгаться, удивляться, радоваться;
■ воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Чтение стихотворения:
Осень
Кар-р-р! |
Кричит ворона в небе: В лесу пожар-р-р! А было просто очень: В нем поселилась осень!
Е. Интулов
— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
прикреплен- |
II. Работа по группам «Разгадай кроссворд».
У каждой группы набор осенних листьев с
ным к ним номером.
— Осень! Падают с деревьев разно
цветные листья. Кто правильно на
зовет все деревья, тот и разгадает наш
кроссворд:
/ — рябина,
2 — береза,
3 - дуб,
4 — орешник,
5 — осина, 6* — клен.
III.«Дары осени». «Магазин овощей» (описать овощ, определить на вкус).
IV. «Осенняя прогулка» (с. 29).
Выбрать одежду, подходящую для прогулки в осенний день.
V. Игра «Кто быстрее оденет куклу на прогулку в осенний
лес».
Выбрать изображение необходимой одежды. (Рисунки.)
VI. Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Времена
года. Осень».
Рассмотреть изображение осеннего леса на картине.
Чтение стихотворения:
Листопад
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца...
И. Бунин
VII.Игра «Какая сегодня погода?».
Предложить детям самостоятельно обозначить: ясный солнечный день; пасмурный день; дождливый день и т. д. На основе рисунков детей составить прогноз погоды.
VIII.Обобщение.
IX. Рефлексия.
— Какие чувства вызвала у вас музыка? Какие чувства вызывает осень?
Тема: ЗАБАВНЫЕ ФИГУРКИ
Задачи:
■ систематизировать знания о геометрических фигурах;
■ развивать умение проводить самоконтроль, находить ошибки и исправлять их у себя и у других;
■ развивать абстрактное мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Ты в класс вошел, Ты сел за стол. Я очень рад, Что ты пришел.
II.Игра «Кто больше».
На листе бумаги изображены геометрические фигуры с наложенными друг на друга контурами. Нужно как можно быстрее найти все геометрические фигуры.
III.Игра «Буквы "разбежались"».
— Составьте из букв названия геометрических фигур, за
пишите:
убк (куб), дра кавт (квадрат), угрк (круг), уго ль тре ник (треугольник), ник мо пря ль уго (прямоугольник).
IV. «Запомни и повтори». Игра «Забавные фигурки» (с. 74).
V. Работа в парах (с. 139).
— Найдите рисунки Юры и Юли.
— Помогите исправить ошибки Арсению и Лене.
VI. Игра-аукцион «Кто назовет больше предметов, похожих на треугольник, квадрат, прямоугольник?».
VII.Работа по группам.
Составить из имеющихся геометрических фигур забавную фигурку и рассказать необычную историю, которая с ней приключилась.
VIII.Обобщение.
IX. Рефлексия «Я сегодня — вот такой».
Соотнесение своего имени с рисунком, выражающим опре
деленное настроение.
Тема: ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ
Задачи:
■ расширять знания о профессиях;
■ прививать уважение к людям труда;
■ развивать умение концентрировать внимание на выполнении задания.
Ход занятия
I. Организационный момент.
— Внимательно слушай — и все услышишь. Внимательно
смотри — и все увидишь. Думай — и все обязательно поймешь.
II. Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?».
— О каких профессиях вы услышали в стихотворении?
— Какие еще профессии вы знаете?
— Кем работают ваши мамы и папы?
III.Конкурс чтецов:
Доброе утро
Доброе утро1 — ПТИЦЫ запели. Добрые люди! Вставайте с постели! Тени ночные дрожат по углам. Солнце взошло и спешит по делам.
Л. Кондратьев
— Кто еще вместе с солнцем спешит на работу? (С. 38, 39.)
— Кем хотите стать вы?
IV. Игра «Кому что нужно?» (с. 40).
— Представьте, что вы врач, повар, строитель. Выберите
то, что вам надо для работы. (Рисунки.) Расскажите о пред
назначении этих предметов.
V. Копилка мудрости.
— Объясните пословицы:
1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
2. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
3. Жизнь дана на добрые дела.
VI. Игра-стихотворение:
Каравай приехал к детям
Дети: Каравай приехал к детям. Как его, ребята, встретим? Пышной коркой похрустим, Всех на свете угостим. В круг вставай, каравай, Кого хочешь, выбирай.
Каравай: Пекаря!
Он не грел на печке бок. Каравай ребятам пек. В печь — перепелкой. Из печи — коростелкой. Пекарь! С нами поиграй, Кого хочешь, выбирай.
Пекарь: Мельника!
Не молол он чепуху, А смолол зерно в муку. Мельник! С нами поиграй, Кого хочешь, выбирай.
Мельник: Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал, А хлеба растил и жал. Хлебопашец! В круг вставай, Кого хочешь, выбирай!
Хлебопашец: Рабочего!
Он без дела не скучал, Хлебопашца выручал. Он сюда пришел с дарами, С тягачами, тракторами,
Без машины худо, А с машиной — чудо!
Все вместе: Слава урожаю в закромах, Слава урожаю на столах, Слава, слава дружным рукам, Слава, слава труженикам!
В. Приходько
VII. Обобщение.
VIII. Рефлексия.
— Какие из названных в стихотворении профессий вы за
помнили? Кем бы вы хотели стать и почему?
Тема: КТО ЕСТЬ КТО
Задачи:
■ помогать детям в осознании значимости семьи;
■ воспитывать доброжелательность по отношению к родным, одноклассникам, всем людям;
■ развивать сообразительность.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Чтение стихотворения:
Цыпленок — Курочкин. Утенок — Уточкин, Щенок — Собачкин, Жеребенок — Клячкин, Барашек — Овечкин. А ты? Человечкин.
М. Ясков
— О чем это стихотворение?
— А как людей отличают друг от друга?
— Кто окружает человека с момента его рождения?
— Какая у вас семья?
— Какие у вас есть родственники?
II. Работа по книге (с. 9).
— Расскажите и покажите, кто есть кто.
III. «Узнай имя каждого брата». (Иллюстрация.)
На прогулку вышли 4 брата: Андрей, Боря, Ваня и Гриша. Боря не самый высокий, но выше Андрея и Гриши, а Андрей не выше Гриши.
IV. Пальчиковая гимнастика «Семья» (см. занятие «Что
мы знаем о себе», с. 16 данного пособия).
V. Работа в парах «Папа и сын» (с. 65).
— Расскажите по порядку, как все происходило. «Кто есть кто?» (с. 67).
VI.«Кто сегодня именинник».
Расшифровка слов через перекодировку значков в буквы.
Например:
МАМА ДЕДУШКА О АОА + А + □ * • А
м | А | д | Е | У | ш | к | Б | П | В | н | ч |
О | ▲ | + | А | □ | * | • | V | — | ■ |
VII.Заучивание стихотворения:
Вова, Вова-карапуз Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Вова отпирается: — Это, бабушка, не я. Это кошечка твоя.
Конкурс чтецов.
VIII.Обобщение.
IX. Рефлексия.
Работа с пиктограммами.
Лицо на красном кружке выражает радость, на желтом — равнодушие, на зеленом — огорчение. Ребенок выбирает то, которое больше всего соответствует его настроению.
Тема: ХИТРЫЕ БУКВЫ
Задачи:
■ развивать зоркость, наблюдательность;
■ совершенствовать знания детей о звуках и буквах;
■ развивать коммуникативные навыки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
— Во многих сказках люди отправляются за тридевять зе
мель в тридевятое царство искать чудо-чудное, диво-дивное.
А ведь чудес и вокруг нас великое множество. И одно из них —
обычные буквы, которые таят в себе столько необычного!
II. Игра «Кто больше?» (с. 84).
— Сосчитайте все буквы X.
III.«Путаница».
— Разгадайте и объясните пословицу:
ИДНО АЗ ХЕВС, ВЕС ЗА ОГОДНО.
(Один за всех, все за одного.)
IV. Работа в парах «Назови нарисованные буквы» (с. 85).
— Запишите все нарисованные буквы.
— Составьте и запишите четыре слова с понравившейся
вам буквой.
V. «Озорные буквы».
— Прочитайте. Определите, какие буквы «озорничают»,
исправьте слово:
1. Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
2. Русская красавица
Сцоей козою (косою) славится.
3. На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
4. Я рубашку сшила шишке (Мишке), Я сошью ему штанишки.
VI. Работа по группам:
Десять слов
Десять слов как не читай: С конца либо с начала — Не пострадает, так и знай, Значенье их немало.
Кто отыскать те десять слов В Эльбрусе лексики готов?
В.Крешнев
— Какие есть в русском языке слова, которые одинаково
читаются с начала и с конца? (Шалаш, заказ, доход, казак,
наган, топот, комок, ротор, кабак, потоп.)
VII.Самостоятельная работа «Слово».
— Прочитайте стихотворение, правильно расставляя слоги:
Вот мы ДИМ-ВИ МУ-МА, А у МЫ-МА ЛО-МЫ. МА-МА ЕТ-МО МУ-РА, БЫ-ЧТО ТО-ЧИС ЛО-БЫ.
— Спишите без ошибок.
VIII.Обобщение.
IX. Рефлексия.
— Если вам было интересно и у вас хорошее настроение
после занятия — оставьте свой след на дорожке в лесу. Если
же у вас не все получилось или вам почему-то грустно —
оставьте свой след на дорожке в поле. (Рисунки.)
Тема: ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ
Задачи:
■ развивать произвольную память, мелкую моторику рук;
■ проводить работу по снятию эмоционального напряжения;
■ развивать умение работать в группе, планировать совместные действия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Встреча друзей
У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Дети разыгрывают сценку с выразительными движениями (объятия, улыбки, грусть, эмоции радости).
II. «Будь внимателен».
— Отгадайте, с какими игрушками любят играть мальчики.
Слова написаны на доске: машина, конструктор, велосипед, мяч.
Подчеркнутые буквы закрыты треугольниками красного, желтого, зеленого цветов.
После восстановления слов детям предлагается еще раз внимательно посмотреть на них. Затем отдельные буквы снова закрываются треуголь