Составление мультимедийной презентации по теме: «Нарушения модально-специфических функций отделов второго функционального блока у детей с ОВЗ».
Слайд 2. В настоящее время психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание числа детей с отклонениями в психическом развитии. В основе большинства дисфункций лежит поражение центральной нервной системы. Поражение ЦНС является результатом внутриутробного поражения или возникшего в младенчестве дисфункции, следствии черепно-мозгововых травм, болезней.
Слайд 3. В недрах подкорковых систем мозга формируются и регламентируются условия и интегративные механизмы удовлетворения исконных потребностей разного ранга (витальных, коммуникативных, саморазвития). Обширный репертуар функций реализуется благодаря тому, что эти церебральные структуры (начиная с эмбрионального периода) не только обеспечивают уникальное взаимодействие между нейробиологическими, соматическими и психическими процессами человека, но и образуют базис для онтогенеза подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. А их дефицитарность закономерно приводит к нарушениям и искажениям процессов развития на различных уровнях их мозгового обеспечения.
Слайд 4. Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала ХХ века подготовили почву для формирования новой дисциплины — нейропсихологии. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.
Слайд 5. Согласно теории Лурия А. Р. о трех функциональных блоках мозга:
1 блок — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Данный блок включает неспецифические структуры разных уровней:
- ретикулярную формацию ствола мозга;
- неспецифические структуры среднего мозга, его диэнцефальных отделов;
- лимбическую систему;
- медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Слайд 6. Первый блок формирует, контролирует (активируя, тормозя, катализируя и т. д.) и моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Именно он опосредует оптимальный статус и иерархию в первую очередь регуляторных уровней поведения человека, их сбалансированный ансамбль в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней информации. Этот аспект работы блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания — общего, неизберательного и селективного — а также сознания в целом. Помимо общих неспецифических активационных функций первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации. Первый блок мозга, как уже говорилось выше, является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний.
Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности, особенно в процессах памяти, внимания, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. Метафорический «девиз» этого уровня «я хочу».
Слайд 7. 2 блок — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей извне) информации. Включает основные анализаторский системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Его мозговая организация обеспечивается задними (височными, теменными, затылочными и зонами их перекрытия) конвекситальными (наружными) отделами коры больших полушарий.
Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользование носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления. Таким образом, второй блок мозга является сложнейшим устройством, обеспечивающим получение, переработку и хранение информации, поступающей через осязательные, зрительные и слуховые приборы. Девиз этого уровня: «я могу».
Слайд 8. 3 блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности — включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.
Анатомическое строение третьего блока мозга обуславливает его ведущую роль в программировании замыслов, целей психической деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом. Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их реализации, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, детекция ошибок и своевременная коррекция. Девиз этого уровня «я должен».
Слайд 9. Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга. Способность и возможность операционального функционирования, а особенно произвольная саморегуляция формируется у человека по мере взросления и инвариантно зависят от окружающей среды.
Не смотря на то, что все эти блоки принимают участие в психической деятельности человека и в регуляции его поведения, тот вклад, который вносит каждый из этих блоков в поведение человека, глубоко различен, и поражения, нарушающие работу каждого из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушениям психической деятельности.
Слайд 10.В современной детской популяции очень редко можно встретить вариант отклоняющего развития, не связанный с дизонтогенезом межполушарных взаимодействий на уровне 2-го функционального блока мозга. Остановимся подробно на поражениях аппаратов второго блока.
Поражение аппаратов второго блока существенно нарушает условия, необходимые для приема и переработки информации, причем каждое из этих поражений приводит к отчетливым модально-специфическим (зрительным, слуховым, пространственно-кинестетическим) нарушениям:
- поражение височной доли — нарушение слуха;
- поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений);
- поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации;
- поражение этих аппаратов левого полушария - нарушение возможности переработки соответствующей информации при помощи языка.
Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.
Слайд 11.Гностические нарушения зрительной системы.
Агнозия – нарушение узнавания стимулов, которые относятся к той или иной модальности.
1. Предметная: отдельные элементы опознаются правильно, но смысл изображения в целом непонятен. - локализация: правое и левое полушария.
2. Цветовая: больной различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, и не помнит цвет знакомых предметов. Локализация : затылочная область полушарий.
3. Буквенная: суть: буквы правильно копируются, но не понимаются. (замена схожих букв (к/х); неправильное восприятие ориентации букв). Локализация теменно-затылочная область
4. Лицевая: суть: не различаются человеческие лица. Локализация: правая височная область.
5. Симультанная агнозия (синдром Балинта) – суть: воспринимаются только фрагменты изображения, невозможность восприятия ситуации в комплексе, т.к. резко сужен объем восприятия. Локализация передние отделы затылочной области на границе с теменной. 6. Оптико-пространственная: суть: плохая ориентация в пространственных признаках изображения. Локализация правая и левая затылочные области на стыке с теменной.
Слайд 12.Гностические нарушения слуховой системы.
1. Слуховая агнозия: человек не может определить смысл простых звуков
2. Дефекты слуховой памяти: а) неспособность различать звуковысотные отношения; б) невозможность выработать слуховые дифференцировки; в)нарушение способности различать звуковые комплексы разной сложности
3. Аритмия: невозможность правильно оценивать и воспроизводить ритмические структуры (наборы звуков, чередующиеся через разные промежутки времени)
4. Сенсорная амузия: невозможность правильно оценивать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию и отличать одну от другой
5. Нарушения интонационной стороны речи
6. Нарушение эмоционального слуха: не различают речевые интонации, плохо различают мужские и женские голоса, не узнают знакомые голоса
7. Речевая акустическая агнозия - сохранна острота слуха, нет выпадения тон-шкалы, но больные не различают фонематические признаки речи.
Слайд 13.Гностические нарушения кожно-кинестетической системы.
Гностические расстройства, характеризующиеся сложной нейропсихологической симптоматикой, связаны с поражением вторичных (1, 2 и частично 5, 7 (верхняя теменная область) и третичных (39 и 40) полей теменной коры (нижняя теменная область).
Поражение вторичных полей коры теменной области мозга сопровождается нарушениями высших тактильных функций или тактильными агнозиями. Выделяют два основных синдрома поражения теменной области мозга: нижнетеменной (астериогноз или тактильная предметная агнозия) и верхнетеменной.
Нижнетеменной синдром 1) тактильная предметная агнозия, или астереогноз — невозможность опознания больным на ощупь знакомых мелких предметов типа ключа или карандаша левой рукой (поражение правого полушария) или правой рукой (поражение левого полушария); 2) тактильная агнозия текстуры объекта — невозможность опознания на ощупь материала объекта (шероховатости или гладкости) противоположной очагу поражения рукой;
Слайд 14.3) пальцевая агнозия (синдром Грештмана) — не узнает пальцы своей руки (контралатеральной очагу поражения) с закрытыми глазами при прикосновении к ним; 4) тактильная алексия — не опознает знаки, «написанные» на коже контралатеральных конечностей. Верхнетеменной синдром — проявляется симптомами соматоагнозии, т.е. нарушениями "схемы тела". При этом больной затрудняется в опознании частей правой или левой половины тела ("гемисоматоагнозия"), их расположения по отношению друг к другу, а также у него возникают ложные соматические образы ("соматопарагнозия") в виде "чужой" руки, удвоения конечностей или их увеличения или уменьшения. При правостороннем поражении теменной области коры собственные дефекты часто больными не воспринимаются, они их не замечают (симптом анозогнозии).
Слайд 15. Акустико-мнестическая афазия:
Основной дефект – нарушение слухоречевой памяти – невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух.
Локализация – поражение средних отделов левой височной области.
Оптико-мнестическая афазия
Основной дефект – трудности вспоминания называния предмета или объекта – нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет (чаще предмет, чем действие).
Локализация – поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга.
Афферентная моторная афазия
Основной дефект – нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова.
Симптомы: - замена отдельных артикуляций, смешение звуков.
- Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н)
- Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены.
- Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв.
- Нарушение чтения
- Нарушения написания фраз при зажатом языке
Локализация – постцентральные отделы левого полушария мозга
Слайд 16. Семантическая афазия
Основной дефект – распад понимания, нарушение понимания логико- грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов.
Симптомы – нарушение понимания:
1. Предлогов – "круг над крестом" и "крест на кругом" – одно и то же.
2. Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…)
3. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша)
4. Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов)
5. Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету")
6. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот)
7. Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун–)
8. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга.
9. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен)
Локализация – зона ТПО.
Динамическая афазия
Основной дефект - трудности извлечения отдельных слов, особенно – глаголов; нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной; повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания.
Локализация – задние отделы мозга – нарушение синтагматичности; передние отделы мозга – формы, связанные с образованием речевого потока.
Слайд 17. Для коррекции различных типов онтогенеза необходимым представляется внедрение специального клинико-психолого-педагогического аппарата. Адекватна в этом смысле разработанная технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка», фундаментом которого является метод замещающего онтогенеза (МЗО), созданный в 1990–1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992: Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005).
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций. Первой коррекционной целью МЗО является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных), вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий (язык — глаза, руки — ноги — дыхательная система, суставно-мышечная — дыхательная система и т. п.). Методы направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга, что в конечном итоге создает основу для оптимального статуса подкорково-корковых интеграций, меж- и внутриполушарных взаимодействий и их динамических перестроек.
Слайд 18. Комплекс нейропсихологичекого сопровождения 1-го блока мозга включает в себя: дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, растяжки, релаксация, блок упражнений «Здоровые глаза», тренировка мышц речевого аппарата, упражнения для шеи, плеч, рук и ног. Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1-го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.
Слайд 19.Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария. С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.
Слайд 20.Методы коррекции 3-го функционального блока мозга направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза. Упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.
Слайд 21.Необходимо помнить тот факт, что этапность интенсивного включения методов коррекции различных функциональных блоков мозга не является случайной. Когда мы говорим о векторе актуализации метода в направлении от 1-го к 3-му функциональному блоку мозга, нам необходимо учитывать, что первой должна быть внедрена система упражнений, ориентированных на формирование произвольной саморегуляции; то есть интенция направлена от 3-го к 1-му, затем ко 2-му и вновь к 3-му функциональным мозговым блокам. Первоочередная оптимизация психологических конструкторов, опосредуемых лобными системами мозга, является фундаментом и обязательным условием нейропсихологической коррекции в целом.
Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, понимаешь, что традиционные методы коррекции перестают соответствовать характеру онтогенеза этих детей. Именно это приводит к необходимости внедрения технологий комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка. Использование на практике метода неропсихологической коррекции доказывает свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами отклоняющего развития.