Тема 4.Профессиональный стандарт педагога
Требования Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование. Возможности индивидуализации профессионально-личностного становления. Учебно-познавательная деятельность студента. Основы учебно-исследовательской деятельности будущего учителя. Основы педагогики саморазвития. Проектирование индивидуальной образовательной программы. Метод «профессионального портфолио». Аннотирование и рецензирование научно-педагогической литературы. Проектирование индивидуальной профессионально-образовательной траектории.
2.2. Распределение видов учебной работы по темам дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | СР | ||||
Л | ПЗ | ЛР | ||||
Педагогическая профессия, деятельность, культура | ||||||
1.1 | Педагогика как гуманитарная сфера, наука, профессия | |||||
1.2 | Педагогическая деятельность | |||||
Профессионально-личностное становление педагога. | ||||||
2.1 | Феномен профессионально-личностного становления педагога | |||||
2.2 | Профессиональный стандарт педагога | |||||
Итого |
Таблица 2Практические занятия
№ п/п | Раздел | Тема и краткое содержание | Характер и цель практического занятия | Количество часов |
Педагогическая профессия, деятельность, культура | Педагогика как гуманитарная сфера, наука, профессия: Педагогическая профессия: истоки и смыслы. Ценностно-смысловые основы педагогической профессии. Нормативно-правовые основы педагогической профессии. Происхождение педагогической деятельности. | Семинар: закрепить знания обосновах педагогической деятельности | ||
Педагогическая профессия, деятельность, культура | Педагогическая деятельность: Основные педагогические процессы и виды педагогической деятельности. Проблемы педагогического общения и взаимодействия. История и сущность педагогики сотрудничества. Современное педагогическое мышление и культура. Основы педагогического творчества. | Деловая игра «Методическое объединение педагогов»: обсудить и усвоить приоритетные направления педагогической работы, уяснив их содержание и значимость | ||
Профессионально-личностное становление педагога | Феномен профессионально-личностного становления педагога: Основные подходы к процессу профессионально-личностного становления: системно-деятельностный, культурологический, акмеологический. Уровни и пути формирования педагогического мастерства | Круглый стол «Профессионально-личностное развитие педагога»: обсудить сущность основных подходов к профессионально-личностному развитию педагога и закрепить полученные знания | ||
Профессионально-личностное становление педагога | Профессиональный стандарт педагога: Требования Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование. ГОС ВПО Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – педагогическое образование) и его значение для развития педагогических профессий | Индивидуально-групповой проект: смоделировать индивидуальную образовательную траекторию на основе ГОС ДНР |
Таблица 3 Самостоятельная работа слушателей
№ п/п | Тема | Виды самостоятельной работы | Количество часов |
Фильмы об учителях и школе как социокультурный феномен | Создание фильмотеки | ||
Биографии учителей-новаторов как опыт жизни в профессии | Изучение теоретического наследия и практики учителей-новаторов, конспектирование | ||
Профессионально-личностная самодиагностика | Подбор разнообразных методик для самодиагностики профессионального развития педагога с целью использования результатов в проектировании индивидуальной образовательной траектории | ||
Проектирование учебного «портфеля» | Подготовка индивидуального портфолио | ||
Итого |
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.1. Основнаялитература:
Все перечисленные ниже издания находятся в открытом доступе на сайте «Педагогической библиотеки» (www.pedlib.ru) , в связи с чем их наличие и количество экземпляров в университетской библиотеке не является критичным.
1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: УРАО, 1997.
2. Гессен Г.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995.
3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ Сластенин В.А. и др. – М., 1998.
4. Педагогика: учеб.для студентов высших пед. учеб. заведений/ под ред. Пидкасистого П.И. – М.,1996.
5. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.
6. Подласый И.П. Педагогика: учеб.для студентов высших пед. учеб. заведений – М., 1996, 1999.
7. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов / под ред. А.А. Радугина, Е.А. Кроткова. – М., 1996.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 1997, 2000.
3.2. Дополнительнаялитература:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
2. Андреев В.Н. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1. – Казань, 1996.
3. Бермус А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: АПО ЮФУ, 134 с.
4. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.
5. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу : учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с
6. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.
7. Вексер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя: Учебно-практическое пособие. – М., 2002. – 94с.
8. Волчок, Т.И. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие / Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского. – Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2009. – 153 с.
9. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.: РАУ, 1993. – 32 с.
10. Загвязинский В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб.пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
11. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». – М., 2012.
12. Зинченко В.П. Живое Знание: Психологическая педагогика. – Самара, 1998.
13. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. – 140 с.
14. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М., 1993.
15. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.
16. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. – М., 1989.
17. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
18. Пряжников А.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 256 с.
19. Шаповалов В.К. Профессиональная карьера: Учебное пособие для студентов. – Ставрополь, 1999.
3.3. Ресурсы сетиИнтернет:
Периодические издания:
1. Журнал «Вопросы образования» (www.vo.hse.ru )
2. Журнал «Введение в педагогическую деятельность» (www.pedagogika-rao.ru )
3. Журнал «Высшее образование в России» (www.vovr.ru)
4. Интернет-журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/index.php
5. Педагогический журнал «Учитель» http://www.ychitel.com/
Интернет-ресурсы:
1. Виртуальная педагогическая библиотека. http://www.pedlib.ru/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. www.window.edu.ru
4. Издательский дом «Первое сентября» http://1september.ru/
5. Инновационная образовательная сеть www.eurekanet.ru
6. Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования: http://ndce.edu.ru/
7. Книги по педагогике: http://www.detskiysad.ru/ped.html
8. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp
9. Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru
10. Московский государственный педагогический университет http://www.mpgu.edu
11. Педагогическая библиотека: http://pedlib.ru/
12. Психологическая библиотека: http://www.psylib.ukrweb.net/books/
13. Портал исследовательской деятельности учащихся: www.researcher.ru
14. Портал «Кадры образования» www.teacher-edu.ru
15. Портал «Педсовет.орг» www.pedsovet.org
16. Портал «Российское образование» www.edu.ru
17. Российская академия образования: http://www.raop.ru/
18. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена http://herzen.spb.ru
19. Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
20. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
21. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» www.festival.1september.ru