Методология выполняет регулятивные (нормативные) функции.
Реализация данных функций и, соответственно, методологическое знание может выступать:
· либо в дескриптивной форме (в форме описания особенностей развития педагогической науки:как методологические исследованиеструктуры, закономерностей, принципов повышения качества и логики научного познания).
· либо в прескриптивной форме (в нормативной форме:как методологическое обеспечение исследования, его программы и качества результатов).
В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
Содержание первого, высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания (материалистическая диалектика, теория познания, логика). Важное методологическое значение для развития педагогики и образования играют различные философские учения (направления):
Бихевиоризм (Б.Ф.Скиннер, А.Лазарус, А. Бандура и др.). Процесс научения человека сводится к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения.
Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.Сартр, Н.А.Бердяев и др.). Ведущую роль в воспитании играет развитие способности учащихся создавать себя как личность.
Неотомизм (Ф. Аквинский, Ж. Маритон, У.Кинингхэм, М.Адлер, М. Казотти и др.). Ведущую роль в воспитании играет религия. Образование должно развивать у детей чувства, веру.
Прагматизм (Дж.Дьюи, Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.). Обучение может только способствовать проявлению того, что заложено в человеке от рождения. Цель обучения, как и воспитания, научить ребенка жить, удовлетворять личные интересы и потребности без ориентации на социальное окружение в соответствии с субъективно понимаемой пользой. Основной механизм и соответственно метод получения знаний, умений и навыков - "обучение через делание", т.е. выполнение практических заданий, упражнений.
Позитивизм. Ведущую роль в обучении играет изучение математики и естественных наук.
Неопозитивизм (Дж. Конант и др.). Ведущую роль в обучении играет изучение методов познания, а не его содержания.
Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс). Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, имеющее исторический и классовый характер.
Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Основу составляет системный подход.Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.
Третий уровень - конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Конкретно-научная методология каждой науки и, соответственно, обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы, или принципы. Методологические принципы в педагогике - это целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы/
Личностный подход | Личность учащегося рассматривается как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса |
Деятельностный подход | Деятельность выступает основой, средством и решающим условием развития личности. Эффективность педагогического процесса определяется содержательностью осуществляемой учащимися деятельности. |
Диалогический (полисубъектный подход) | Взаимоотношения как субъектов педагогического процесса по принципу диалога рассматриваются как важнейшее условие постоянного развития и самосовершенствования личности учащегося |
Культурологический подход | Культура рассматривается как универсальная содержание, способ и результат деятельности |
Этнопедагогический подход | Единство интернационального (общечеловеческого) национального и индивидуального рассматривается как важнейшее условие реализации воспитательных возможностей педагогического процесса |
Антропологический подход | Воспитание человека «во всех отношениях» ставится в зависимость от знаний человека «во всех отношениях». |
Понятие «подход» определяется как точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта).
Версия АПИМ
системно-структурный подход | |
синергетический подход | Человек рассматривается как система открытого типа, способная к самоорганизации и находящихся в режиме постоянною обмена энергией. |
аксиологический подход | Воспитание человека связано с усвоением системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. |
культурологический подход | Культура рассматривается как универсальная содержание, способ и результат деятельности |
герменевтический подход | Главное в образовании – развитие способности к истолкованию, передаче и пониманию тексов, обретение на этой основе возможностей для самореализации в культуре. |
феноменологический подход | |
гуманистический подход | Воспитание человека должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития, способствовать их достижению. |
антропологический подход | Воспитание человека «во всех отношениях» ставится в зависимость от знаний человека «во всех отношениях». Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человеческого |
эзотерический подход (эзотерическая парадигма) |
Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.