Особенности научного познания действительности.
Особенность – научное познание основано на сомнении в истинности добываемых знаний, требующем доказательства истинности. Для сравнения религиозное познание основано на безоговорочной вере в истинность добываемых знаний.
Особенности результата и средств научного познания:
· результат научного познания в педагогике - новое знание о педагогических явлениях, воплощаемых в теоретических концепциях и технологиях педагогической деятельности;
· средства научного познания - совокупность приёмов добывания и преобразования информации о педагогических явлениях и факты, их характеризующие.
Основные (постоянные) задачи научного познания:
· вскрытие закономерностей;
· изучение и обобщение педагогического опыта,
· разработка новых средств и форм образования и управления и системой образования;
· внедрение результатов исследования в практику.
Педагогика как наука - изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Объект педагогической науки (Сласт) - система педагогических явлений, которые обусловливают развитие человеческого индивида, но не сам индивид, его психика (это объект психологии). Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогическая наука.
Объект педагогической науки (АПИМ) - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс формирования подрастающих поколений.
Предмет педагогики - теории и технологии организации педагогического процесса, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Понятие «функция науки» характеризует её назначение и роль в развитии общества.
Функции педагогики как науки осуществляются в органичном единстве, обусловлены ее предметом.
Основные функции педагогической науки(АПИМ):
· Социальная (определение политики в сфере образования);
· Прогностическая (анализ и характеристика условий развития образования в будущем или обосновывает, прогнозирует развитие педагогической реальности);
· Теоретико-методологическая (разработка концептуальных основ развития образования);
· Практико-ориентированная (обобщение историко-педагогического опыта).
Основные функции педагогической науки: теоретическая; технологическая (Сласт):
Теоретическая функцияпедагогики реализуется на трех уровнях:
· описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
· диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
· прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая функцияпедагогики предлагает также три уровня реализации:
· проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
· преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
· рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
Тема: Образование как условие существования общества.
Любое общество существует лишь при условии, что его члены включаются в процесс социализации, т.е. осваивают принятые в нём ценности, нормы и типичные формы поведения. Задачи их наследования возникают вместе с появлением общества и развиваются вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.
Такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно путем социализации и образования.
Образование при этом стало складываться как единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (добродетельный христианин, гармонично развитая личность, энергичный предприниматель...).
Основные этапы развития образования.
1. Время VIII - IV тыс. до н.э. принято называть "неолитической революцией". Опираясь на К. Ясперса, эту эпоху можно было бы назвать "первым осевым временем", так как именно на заре возникновения древневосточных цивилизаций произошли решительные изменения в жизни первобытного общества (оседлость, земледелие и скотоводство, искусство, структурирование религиозных верований и многое другое). Но труд был бы невозможен, если бы не гармонировал с родоплеменной педагогикой. Первобытное обучение закрепляло те биологические процессы, которые так подчеркивал Энгельс, и, главное, передавало новые элементы жизни следующим поколениям. Воспитание еще не составляет самостоятельной структуры, каждый взрослый - учитель младшего. Действует половозрастной принцип обучения. Именно эта черта образования в первобытном обществе позволяет называть его архаичным типом образования
По VIII век до н.э. при всех различиях образование в доклассовых обществах было общественным по форме и индивидуальным по способу осуществления. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всеми взрослыми с целью и в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.
Расширение границ общения, развитие языка и общей культуры привели к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче молодым людям (цель образования). Однако возможности его освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания общественных структур или социальных институтов (домов знаний). В них наиболее знающие представители общества (чаще жрецы) обучали молодежь различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ и т.п.
2. Переход от общественного образования к семейному с VIII века до н.э.
Возникновениечастной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающих и воспитательных функций, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало формирование хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.
Исторический период с VIII по III века до н.э. К. Ясперс и назвал собственно "осевым временем". Это время переворота в области человеческого духа на огромной территории - от Греции до Китая, время становления и утверждения религиозных, философских, этических систем. Систематизируется и педагогика, первоначально как составляющая новых типов мышления. В античной цивилизации она проявляет себя в закрытых религиозно-мистических союзах и обществах (орфики, пифагорейцы). Но развитие полисной государственности, хозяйственно-торговых связей, присущий языческому миру дух агонального (состязательного) воспитания неизбежно превращают античную педагогику в открытую и стройную теорию.