Раздел II. Общие основы педагогики.
Раздел II. Общие основы педагогики.
N ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | N задания | Тема задания |
Общие основы педагогики | Педагогика как наука, её категориальный аппарат | ||
Связь педагогики с другими науками | |||
Методология педагогической науки | |||
Методы и логика педагогического исследования | |||
Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания | |||
Философские концепции и принципы воспитания и образования | |||
Воспитание как общественное явление и педагогический процесс | |||
Основные факторы развития личности |
Педагогика как наука.
Переход от неинституциональной социализации к институциональной в период с V века до н.э.- ХII век н.э.
Изобретение письменности, математической символики произвело переворот не только в способах накопления, хранения и передачи информации, но и радикально изменяло содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом, из единого процесса воспроизводства общественной жизни произошло выделение духовного воспроизводства - образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях.
4. Отказ от индивидуального обучения в XII-XIХ вв., переход:
§ к классно-урочной системе в школах и
§ лекционно-семинарской системе - в университетах.
Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. В Европе их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви.
Появились и сформировались университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей, государственных чиновников т.д.
5. Начальное, неполное среднее, а затем и полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Происходит смена философско-педагогических парадигм: принцип природосообразности начинает вытесняться принципами социальности и социализации личности. Наступает время новой методологии: отныне ребенок рассматривается не как творение природы (Бога), а как первоначальная общественная частица, которой предстоит занять свое подобающее место в социально-дифференцированном мире.
6. Выделение образования в специфическую отрасль духовного производства. Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого "образовательного взрыва". Такое стало возможным потому, что автоматы, заменив механические машины, изменили положение человека в производственном процессе. Основной его функцией становятся наблюдение за технологическим процессом с целью предотвращения отклонения от заданных параметров, регулирование и настройка (наладка) в случае необходимости автоматизированной системы. Решающее значение приобрели развитый интеллект, хорошая образовательная и техническая подготовка рабочего
Основные факторы развития образования:
1. Противоречия:
· внешние - между обогащением культуры и возможностями ее наследования и т.п.;
· внутренние - между способами представления информации и способами ее усвоения в учебном процессе и т.д.;
· объективные – между активнодеятельной природой ребенка и ограниченными возможностями ее реализации в учебном процессе и др.;
· субъективные – между известным и познаваемым.
2. Исторически складывающийся общественный идеал личности.
Тема. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.
Версия АПИМ
системно-структурный подход | |
синергетический подход | Человек рассматривается как система открытого типа, способная к самоорганизации и находящихся в режиме постоянною обмена энергией. |
аксиологический подход | Воспитание человека связано с усвоением системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. |
культурологический подход | Культура рассматривается как универсальная содержание, способ и результат деятельности |
герменевтический подход | Главное в образовании – развитие способности к истолкованию, передаче и пониманию тексов, обретение на этой основе возможностей для самореализации в культуре. |
феноменологический подход | |
гуманистический подход | Воспитание человека должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития, способствовать их достижению. |
антропологический подход | Воспитание человека «во всех отношениях» ставится в зависимость от знаний человека «во всех отношениях». Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человеческого |
эзотерический подход (эзотерическая парадигма) |
Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Раздел II. Общие основы педагогики.
N ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | N задания | Тема задания |
Общие основы педагогики | Педагогика как наука, её категориальный аппарат | ||
Связь педагогики с другими науками | |||
Методология педагогической науки | |||
Методы и логика педагогического исследования | |||
Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания | |||
Философские концепции и принципы воспитания и образования | |||
Воспитание как общественное явление и педагогический процесс | |||
Основные факторы развития личности |
Педагогика как наука.