Нарушения структурно-семантического
оформления высказывания
-е-
•е-
<
Рис. 2.1. Классификация речевых нарушений 139
Исследователи отмечают, что наличие речевого дефекта у заикающихся сказывается на процессе общения в целом, причем собственно речевое нарушение порой значительно меньше, чем психологическое.
Изучение особенностей отношения к нарушению речевой деятельности в семьях заикающихся выявило различные виды дисгармонии (Н.Л. Карпова и др.):
1) отношение к заикающемуся как к неполноценному;
2) преувеличение; значимости нарушения, излишняя фиксация
на нем, сверхзаботливое отношение к ребенку (независимо от воз
раста), гиперонека;
3) преуменьшение значимости нарушения (родители считают,
что дефект можно быстро устранить, если повысить требователь
ность, заставить ребенка более эффективно «работать над собой»;
это увеличивает тревожность ребенка, его неуверенность в себе и в
еще большей степени блокирует развитие речевой функции);
4) «требовательная» форма отношений в семье - акцент на до
стижении ребенком успеха, что ведет к повышенному напряжению
и как следствие этого - «уходу в заикание» в качестве оправдания
своих неудач.
К нарушениям звукопроизношения относят дислалию, рино-лалию и дизартрию. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в несформированности фонетической системы родного языка (пропускают, искажают, заменяют разное количество звуков всех фонетических групп). Причинами таких расстройств могут быть дефекты строения и нарушения подвижности артикуляционного аппарата, нарушения фонематического восприятия (ребенок не слышит звуков речи в их последовательности в словах — какой звук первый, последний и т.д.; не различает (не дифференцирует) близкие по звучанию фонемы: шипящие - свистящие, твердые -мягкие, глухие - звонкие звуки и др.).
Неправильное звукопроизношение может быть связано с неправильной речью окружающих - ребенок говорит плохо, подражая речи взрослых, следствием педагогической запущенности, отсутствия внимания к развитию речи ребенка, а также проявлением какого-то органического нарушения, поражения ЦНС.
Как отмечают исследователи, нарушения звукопроизношения могут быть разной степени сложности: простыми, если нарушены один или несколько звуков из одной фонетической группы, и сложными, когда нарушены звуки разных фонетических групп.
Дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата. Дислалия может проявляться в виде отсутствии, искажения или замены звуков.
В систематике дислалий принято выделять такие се виды:
1) механическая (органическая) дислалия связана с нарушением
строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, не
правильное строение зубов, неправильное строение твердого нёба,
аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка;
2) функциональная дислалия связана с неправильным речевым
воспитанием ребенка в семье («сюсюканьем», использованием
«нянькиного языка» при общении взрослых с ребенком); непра
вильным звукопроизношением взрослых в ближайшем окружении
ребенка; педагогической запущенностью, незрелостью фонематиче
ского восприятия; у детей, которые в раннем дошкольном возрас
те овладевают сразу двумя языками, при этом может наблюдаться
смешение звуков речи двух языковых систем.
Самыми распространенными звуками-заменителями для сложных по произношению согласных являются:
Л: Й — ЛЪ (лампа: йампа - лямпа);
Р: Й - ЛЬ - Л (рыба: йиба - либа - лыба);
С: ТЬ - СЬ - Ц (санки: тянки - сянки - панки);
Ш: ТЬ - СЬ - С (шуба: тюба - сюба - суба);
Ц: ТЬ - СЬ (цапля: тяпля - сяпля).
Примерными сроками окончательного усвоения детьми гласных г И согласных звуков можно считать следующие возрастные периоды • (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Примерные сроки формированияу детей гласных и согласных звуков
Возраст появления звуков (в годах) | 1-2 | 2-3 | 3-5 | 5-6 |
Звуки | АОЭ ПБМ | ИЫУ ФВТДН кгхй | езц IIIЖ Ч Щ | Л Р |
В раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие
собенности в произношении звуков речи, которые уже с самою
яачала нельзя относить к «возрастному косноязычию» («хлмша-
ющее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок; межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих)). Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам.
Необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей (образец для подражания). В случае отсутствия такого образца резко затрудняется или даже становится невозможным усвоение ребенком правильной артикуляции звуков (формируется «семейная картавость», которую ребенок усваивает, подражая родителям). С этой точки зрения и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников нежелательно, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения. Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холосый!») - ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей.
Логопедическую работу в таких случаях надо начинать как можно раньше, чтобы по возможности раньше устранить имеющиеся недочеты.
Риноналия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строении речевого аппарата.
Анатомический дефект проявляется в виде открытой либо прикрытой расщелины между носовой и ротовой полостью - на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе.
Причиной врожденных несращений может быть влияние на эмбрион на раннем этапе внутриутробного развития различных внешних и внутренних факторов (заболевания матери, применение гормональных препаратов, дефицит отдельных микроэлементов в организме матери, наследственный фактор). В речевом развитии у ребенка с ринолалией отмечается обедненность лепета, грубые нарушения звукопроизношения, носовой оттенок голоса, изменено место артикуляции большинства звуков.
Дизартрия - нарушение произносительной и мелодико-иптопациониой стороны речи, обусловленное недостаточной ин-перманпей речевого аппарата.
Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периоде развития. Как отмечают исследователи, основными проявлениями дизартрии являются расстройство артикуляции звуков, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации.
Вторую подгруппу нарушений устной речи составляют нарушения структурно-семантического оформления высказывания.Сюда относят два речевых нарушения: алалию и афазию.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.
Общими характерными особенностямиречевой деятельности при алалии являются: позднее появление речи; ее замедленное развитие; значительное ограничение словаря.
Алалия может проявляться как нарушение произносительной стороны - экспрессивная форма, а также как нарушение понимания речевого высказывания — импрессивиая алалия. Основные характерные особенности обеих форм отражены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Формы алалии
Форма алалии | Основные характерные проявления |
Экспрессивная (моторная) | Формируется зиуковой образ слова Упрощается слоговая структура слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе Страдает усвоение грамматических структур языка Нарушается речевое развитие - от полного отсутствия устной речи до реализации связных высказываний с разнообразными ошибками Понимают обиходную речь, адекватно реагируют па обращение только в рамках конкретной ситуации |
Имнрес-сивная (сенсорная) | Нарушается восприятие и понимание речи (при полноценном слухе) Не формируется фонематическое восприятие - основной симптом (от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи па слух) Нарушается понимание речи Повышается чувствительность к звуковым раздражителям Формируется эхолалия (повторение услышанных слон или коротких фраз без осмысления) |
При алалии нарушается процесс актуализации нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. При этом наиболее трудными для актуализации являются слова, выражающие обобщенные и абстрактные понятия. Без специального коррекционного воздействия речь не формируется.
Дети с алалией (особенно моторной) характеризуются крайне низкой речевой активностью. Степень овладения речью зависит от тяжести нарушения.
Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Афазия проявляется в различных формах, в основе выделения которых лежит нарушение понимания речи или ее производства.
Проведенные исследования констатируют, что афазия может иызывать нарушения поведения, проявляющиеся в агрессии, конфликтности, раздражительности.
К нарушениям письменной речиотносятся дисграфия и дислексия.
Дисграфия (аграфия) - частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. Дисграфия проявляется в виде стойко повторяющихся ошибок письма.
Для систематизации нарушений письменной речи используют классификацию, предложенную Р. И. Лалаевой, в соответствии с которой выделяют такие виды дисграфий: артикуляционно-акустическую, нарушение фонемного (звукового) распознавания, нарушение анализа и синтеза письменной речи, аграмматическую, оптическую. Исследования М.В. Сиротюк подтверждают необходимость выделения так называемой смешанной дисграфии, при которой имеет место сочетание различных видов: нарушение фонемного распознавания с нарушением анализа и синтеза письменной речи, нарушение анализа и синтеза с оптической дисграфией, нарушение фонемного распознавания с оптической формой.
Среди типичных ошибок письма при дисграфиивыделяют:
• смешение и замену букв (замены букв, которые соответствуют
заменам звуков в устной речи ребенка, или замена и смешения букв,
которые обозначают звуки, различающиеся тонкими акустико-
артикуляционными признаками (свистящие и шипящие, звонкие и
глухие));
• искажение звуко-слоговой структуры слова;
• нарушения слитности написания отдельных слов в предложе
нии -- разрыв слова на части, слитное написание слов (не вычленя
ют и рсченом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы,
что иедст к слитному написанию смежных слов, предлогов и союзом
с последующим словом («надерево»); к раздельному написанию частей слова, чаще приставки и корня («и дут»));
• аграмматизмы (нарушаются грамматические связи между сло
вами, а также смысловые связи между предложениями);
• смешение букв по оптическому сходству (замена и искажения
сходных по начертанию букв (д-б, т-ш, и-ш, п-г, х-ж, л-м), непра
вильное расположение элементов букв и т.п.).
Согласно многочисленным литературным источникам дисграфия почти в«два раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (особенно аграмматическая). При этом аграммагическая и оптическая формы дисграфии одинаково часто встречаются у детей как в возрасте 7-10 лет, так и в возрасте 11-14 лет.
Дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения. Дислексия проявляется в виде многочисленных повторяющихся ошибок (замены, перестановки, пропуски букв и т.п.), имеющих стойкий характер. Типичными ошибками при дислексии являются:
• дети путают буквы, которые обозначают сходные но акустико-
артиркуляционным параметрам звуки;
• не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующи
ми звуками;
• читают механически, без понимания смысла;
• допускают большое количество грамматических ошибок при
чтении предложений;
• смешивают сходные по начертанию буквы.
Проведенные исследования показывают, что мальчики чаще ис-
пытывают трудности в обучении, чем девочки, и у них чаще имеют I место проявления дислексии.
Среди основных психологических механизмов нарушения чте-| нияисследователи выделяют:
• несформированность зрительного анализа и синтеза;
• недостаточность пространственных представлений;
• нарушения фонематического восприятия;
• нарушения фонематического анализа и синтеза;
• недоразвитие лексико-грамматического строя речи.
Таким образом, основным симптомом дисграфии и дислексии ■вляетсяналичие стойких специфических ошибок, возникновение "вторых не связано ни со снижением интеллектуального развития, ИИ с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречайся в сочетании.
В основу психолого-педагогической классификации, разработанной Р.Е. Левиной, положен анализ нарушений языковых средств общения (компонентов речи). Автор классификации выделяет несколько групп речевых нарушений.
1. Нарушение средств общения.
Фоиегпико-фоиематическое недоразвитие речи (ФФН) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения з пуков.
Характерными особенностями речи при ФФН являются:
• неправильное произношение отдельных звуков, одной или не
скольких групп звуков;
• недостаточное фонематическое восприятие нарушенных зву
ков;
• затрудненность восприятия акустической и артикуляционной
разницы между оппозиционными фонемами;
• отсутствие звука, замена одного звука другим, смешение зву
ков в устной речи;
• нарушение формирования фонематического анализа и синте
за;
• значительные трудности при обучении письму и чтению.
Общее недоразвитие речи (ОИР) - сложные речевые расстройства (нарушение формирования всех компонентов речевой системы).
Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как
собирательный термин для обозначения общих признаков недо
развития всех компонентов речевой системы, которые имеют ме
сто при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как са
мостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант
ОНР). щ
Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются:
• позднее начало развития речи, замедленный темп речевого раз-
пития;
ограниченный, не соответствующий возрасту, словарный за-
пас;
нарушение формирования грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения и фонематического восприя-
тип.
М .taniiciiMocTH от сформированости речи Р.Е. Левина предлагает iii.i/NviMTi, уронпи речевого развития при ОНР (табл. 2.6).
Таблица 2.6