Причины возникновения и классификация нарушений психофизического развития

Под дефектом (от лат. defektus - недостаток) понимается фи­зический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии ребенка. В современной дефектологии это понятие прак­тически не используется и заменяется понятием «нарушение».

Как отмечалось выше, физическое и (или) психическое наруше­ния определяются как отклонения от нормы, ограничивающие со­циальную деятельность ребенка.

Понятие аномалия означает отклонение от нормы, от общей за­кономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках и в современной специальной литературе встречается крайне редко.

Под понятием патология понимается биологический процесс появления нового качества, болезненного состояния.

В.Г. Петрова, подчеркивая общность основных закономерностей развития в норме и при наличии нарушения, определила группы факторов, обусловливающих этот процесс:

1) биологические (характер нарушения, его выраженность, вре­
мя наступления нарушения, состояние физического и психического
здоровья ребенка);

2) социальные (организованное или не организованное обуче­
ние, специально организованное воспитание и обучение);

3) собственная активность ребенка.

Нарушение психофизического развития имеет сложную иерар­хическую структуру:

• первичные нарушения - частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня раз­вития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония раз­вития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей;

• вторичные нарушения (социальный вывих), которые возника­
ют и ходе рл:шитмя ребенка с особенностями психофизического раз-
ШГП1Я и том случае, если социальное окружение не компенсирует
:>тих нарушений.

Ног как характеризовал структуру психофизического наруше­ния (структуру дефекта) Л.С. Выготский: «...органический дефект человека никогда не может сказаться на личности непосредствен­но, потому что глаз и ухо человека не только его физические орга­ны, но п органы социальные, потому что между миром и человеком стоит еще социальная среда, которая преломляет и направляет все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку. Голого, не-соцпалыюго, непосредственного общения с миром у человека нет. 11 сдостаток глаза или уха означает поэтому прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерождение общественных связен, смещение всех систем поведения. Проблему детской дефек­тивности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему, потому что не замечаемый прежде соци­альный ее момент, считавшийся обычно второстепенным, на самом деле оказывается первостепенным, главным. Его и надо поставить во главу угла. Надо смело взглянуть в глаза этой проблеме, как проблеме социальной. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ре­бенка - значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».

У детей с особенностями в развитии отмечаются физические и (или) психические нарушения, которые приводят к отклоне­ниям в общем развитии. В зависимости от характера нарушения, времени его наступления одни отклонения могут преодолеваться полностью, другие - лишь в некоторой степени. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере ней­трализовать отрицательное влияние первичного психофизического нарушения на дальнейшее развитие в целом.

И основу классификации нарушений психофизического разви­тияположены различные позиции, позволяющие дать многосторон­нюю оценку первичного нарушения и спрогнозировать возможные вторичные его проявления.

I. И зависимости от времени возникновения:

• врожденные (заболевания матери во время беременности, на­
следствен пы<' генетические поражения);

• приобретенные (родовые и послеродовые поражения) наруше-

ния.

2. По характеру расстройств:

• органические (поражение материальной структуры мозга);

• функциональные (дезинтеграция различных мозговых струк­
тур) нарушения.

3. По степени распространенности патологического процесса:

• локальные (затрагивают только один участок коры головного
мозга);

• диффузные (носят разлитой характер) нарушения.

Среди основных групп причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития, принято выделять эн­догенные (генетические и наследственные заболевания); экзоген­ные (факторы среды).

Эндогенные причины представлены двумя основными группа­ми.

1. Различные наследственные заболевания плода - генные абер­рации (аплазия - недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, ха­рактеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; мионатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью; фенилкетопурия; микроцефалия и т.н.). В настоящее время известно около 2 000 генных аберраций, которые могут вы­звать как психические, так и физические нарушения. Гены с иска­женной информацией могут передаваться из поколения в поколе­ние или каждому второму поколению.

Так, при недостаточной ясности этиологии раннего детского ау­тизма общепризнанной является позиция о роли генетических фак­торов - мультифакториальный механизм, при котором передается не собственно патология, а предрасположенность к ее развитию, реализующаяся при наличии провоцирующего фактора (инфекция, интоксикация, травма, возрастной кризис, психотравма и т.д.) (ги­потеза В.П. Эфроимсона). По мнению исследователей, у аутичных детей чаще обычного наблюдаются признаки мозговой дисфункции, у них нередко проявляются и нарушения биохимического обмена. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом при­чин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями (в частности, фрагильной Х-хромосомой), врожденными обменны­ми нарушениями. Она может также оказаться результатом органи­ческого поражения центральной нервной системы в результате па­тологии беременности и родов, последствием нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса. Американский исследо-

ватель Э. Орииц выявил более 30 различных патогенных факторов, которые способны привести к формированию синдрома Каннера. Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза. Таким образом, специалисты указывают на полиэтиологию (множествен­ности причин возникновения) синдрома раннего детского аутизма и (мо под и нозологию (проявление в рамках разных патологий). Дей­ствие различных патологических агентов вносит индивидуальные черты н картину синдрома.

2. Заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом - хромосомные аберрации (полиплодия - уве­личение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увели­чение хромосом в одной паре; моносомия - уменьшение хромосом в паре па одну; нулесомия - отсутствие какой-либо пары хромосом и др.).

Хромосомы и находящиеся в них гены составляют единицы на­следственности. В составных частях хромосом в закодированном виде находятся основные признаки человеческого организма. Как отмечает А. Синкус, хромосомные нарушения наблюдаются у 5-8% детей, страдающих психическими болезнями. Неполноценность ро­дительских половых клеток может возникать из-за иеблагоприятной наследственности или отрицательных внешних факторов, которые могут влиять на эти клетки. Отмечается, что у обоих родителей с ин­теллектуальной недостаточностью в форме умственной отсталости рождаются от 45,9 до 100% детей с нарушениями интеллекта. Если только один из родителей имеет интеллектуальную патологию, то процент детей с нарушением интеллекта значительно меньше и до­стигает 33,3-58,1%. Около 13% всех хромосомных болезней состав­ляет синдром Дауна, описанный английским врачом Д.Л. Дауном в 18(>(i г. Французский генетик Ж. Лежен в 1959 г. установил его причи-Ш)| - наличие третьей лишней хромосомы в 21-й хромосомной паре. Чаще всего матери таких детей бывают или очень молодыми, или и нозраете. В первом случае половые клетки роженицы еще слиш­ком слабые, во втором - уже слишком слабые. В литературе приво­дится следующая статистика: если рожают женщины 20-30 лет, то из I Г>00 1 700 новорожденных встречается один с синдромом Дау­на; если женщине 30-34 года - 1 случай из 950-1 000; 35-39 лет -1 случай из 300-350; 40-44 года - до 1 случая из 80; 45 лет и стар­ше 3 случая на (i8 новорожденных (Е.М. Мастюкова).

Внешними признаками синдрома Дауна являются: раскосые гла­за, короткий иос с плоской широкой переносицей, маленькие дефор-

мированные уши, выступающая вперед челюсть, увеличенный язык, короткие пальцы, «сандалевидная» щель на стопах, поперечная ла­донная кожная складка, деформация черепа. У новорожденных ча­сто отмечается мышечная гипотония, переразгибание конечностей в суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость, нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожи­рение, врожденные пороки сердца, диафрагмальные грыжи, выяв­ляются нарушение координации и вегетативно-трофические рас­стройства.

Прогноз для жизни чаще благоприятный (описаны случаи, когда больные доживали до 60-70 лет), но выздоровление невозможно.

Исследованиями установлена зависимость и других хромосом­ных аберраций от возраста матери. Ученые предполагают, что уве­личение числа хромосомных аберраций связано со старением жен­ских яйцеклеток. Хотя половые клетки и способны оплодотворить­ся, однако остается некоторая вероятность, что зарожденная новая жизнь будет иметь те или иные нарушения развития.

Последствием хромосомных аберраций могут быть микроцефа­лия, нарушения слуха, зрения, интеллекта, несросшееся небо, де­формации конечностей.

Экзогенные причины вызывают нарушения в развитии в раз­личные периоды онтогенеза.

1. В перинатальный (внутриутробный) период нарушения в раз­
витии могут быть вызваны хроническими заболеваниями родите­
лей, особенно матери; инфекционными болезнями (сифилис, ток-
соплазмоз и др.); вирусными (краснуха, свинка, грипп, ветряная
оспа); интоксикациями (отравлениями) матери (в том числе алко­
гольными, наркотическими, никотиновыми); недостатками пита­
ния матери во время беременности, особенно недостатком белков,
микроэлементов, витаминов; резус-конфликтами; травмами; влия­
нием лучевой энергии и т.п.

2. В натальный (родовой) период причинами нарушений могут
стать родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье
плода (в 85% случаев возникновения гиперактивности диагности­
руется патология беременности и (или) родов; у детей, перенесших
состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие
дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень ри­
ска для возникновения детского церебрального паралича).

3. В постнатальный период (после рождения) причинами могут
быть остаточные явления после различных инфекционных и дру­
гих заболеваний (детский церебральный паралич может возникать

и результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефали-Г|н); различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.н.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.н.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близо­рукости) и т.п.

Нелика роль социального фактора, проявляющегося в ранней Денрииации, специфике детско-родительского взаимодействия, не-•|Д('киа iном возможностям и потребностям ребенка обучении с про­явлениями педагогического отвержения.

В настоящее время многочисленными исследованиями доказа­но, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие "я центральную нервную систему развивающегося плода. Негатив­ный фактор может оказывать свое патологическое влияние как на >>мб|жоп (новый организм, развивающийся в утробе матери от вре­мени оплодотворения половых клеток до девяти недель), так и на плод (будущий новорожденный в утробе матери от девяти недель До девяти месяцев). Чаще всего нарушаются те органы и системы, которые в это время развиваются интенсивнее. Например, органы зрения интенсивнее развиваются в течение первых девяти недель, но наиболее важный (критический, так как в это время закладыва­ется основа органа зрения) период развития - третья-пятая недели. Аналогичную оценку можно дать развитию органов слуха в период от трех до девяти недель, где критическим считается период от трех До пяти недель.

Внутренние органы в основном формируются на седьмой-одиннадцатой неделе беременности, мозг - на второй-одиннадцатой неделе. В эти периоды названные органы и системы наиболее чув­ствительны и быстро поражаются отрицательными факторами. Не­редко в первые недели женщина не знает о своей беременности и может употреблять антибиотики или другие медикаменты, оказы­вающие отрицательное воздействие на эмбрион, или быть под воз-Действием внешних отрицательных факторов.

Современные исследования свидетельствуют, что недоношен­ность является одним из наиболее значимых факторов, влияющих па дальнейшее развитие ребенка, в особенности на формирование его центральной нервной системы.

Спектр негативных факторов, способных привести к наруше­ниям развития, достаточно широк. Исследованиями доказано, что употребление алкоголя и наркотиков нарушает половые клетки родителей, замедляет физическое развитие плода. Постоянное упо-

требление 75-80 г водки, коньяка или 120-150 г более слабых алко­гольных напитков (в том числе пива) может вызвать алкогольный синдром плода. Алкогольная интоксикация пагубно воздействует на печень плода, которая еще не имеет специального фермента, разла­гающего алкоголь, и алкоголь в необезвреженном виде кровью раз­носится по всему организму и вызывает необратимые изменения. Особую опасность представляет алкоголь на седьмой-одиннадцатой неделе беременности, когда начинают развиваться внутренние ор­ганы. Установлено, что более 60% детей, страдающих эпилепсией, рождаются у родителей, употребляющих алкоголь. Во время пер­вых восьми-двенадцати недель беременности на эмбрион сильнее воздействует алкоголь, на девятой-сороковой неделе - продукты его разложения.

Установлено, что ребенок алкоголиков от своих родителей на­следует слабую нервную систему и некоторые особенности обмена веществ, что в будущем выражается склонностью к употреблению алкоголя. Чтобы родился здоровый ребенок, супругам необходимо не употреблять алкоголь хотя бы два месяца до зачатия.

Наркотики действуют так же, как и алкоголь. Наркомания у женщин может вызывать бесплодие, а рожденные дети могут иметь нарушения развития.

Отравление никотином также отрицательно влияет на развитие плода: курение повышает риск патологии беременности, провоци­рует преждевременные роды, дети рождаются с меньшим весом, со слабой нервной системой. Установлено, что никотин остается в плаценте и околоплодных водах, поэтому оказывает долговремен­ное отрицательное воздействие на плод.

К нарушениям развития могут привести вирусные инфекции. На эмбрион или плод могут повлиять перенесенные матерью во время беременности такие болезни, как краснуха, грипп, сифилис, инфекционный гепатит (воспаление печени), корь, паратит (свин­ка), ветрянка, полиомелит. Так, например, краснуха очень опасна во время первых трех месяцев беременности: плод может погибнуть, ребенок может родиться с различными нарушениями (глухота, сле­пота, катаракта).

Весьма опасно, когда мать болеет сифилисом. Если женщина за­болевает сифилисом сразу после зачатия, плод всегда заражается. Всегда повреждаются костная и нервная системы, психика.

В современной науке нет единой классификаций нарушений раз­вития. Самой применяемой в практике является классификация, в

соответствии с которой выделяют такие категории детей с особен­ностями психофизического развития:

1) с сепсомоторпыми нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно-
двигатслыют аппарата);

2) с интеллектуальными нарушениями (задержка психического
ра:<иптми, умственно отсталые дети);

3) с психопатическими формами поведения;

А) с астеническим состоянием и конфликтными переживаниями;

Г)) с начальными проявлениями психических расстройств (ши­зофрения, истерия, эпилепсия и др.).

И соответствии с законом Республики Беларусь «Об образова­нии лиц с особенностями психофизического развития (специаль­ном образовании)» к категории лиц с ОПФР относят людей, имею­щих физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных усло­вий. Это означает, что это лица:

1) с интеллектуальной недостаточностью;

2) с нарушениями речи;

3) с нарушением слуха;

4) с нарушениями зрения;

5) с нарушениями психического развития (трудностями в обу­
чении);

6) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

7) с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или)
психическими нарушениями.

В целях систематизации работы с детьми с ОПФР в 1996 г. в Республике Беларусь был проведен единовременный учет детей (от 0 до 14 лет иа 1.09.96) и подростков (от 15 до 17 лет на 1.12.96) с недостатками умственного и физического развития по специально разработанным карточкам. С тех пор показатели ежегодно дополня­ются и уточняются. На учете в республиканском персонифициро­ванном банке данных состоит более 120 тыс. детей с ОПФР (2007), что составляет примерно 6,5% от общей численности детей, в том числе:

• 63,2% - дети с нарушениями речи;

• 15,7% - дети с трудностями в обучении, обусловленными за­
держкой психического развития;

• 11 ,3% дети с интеллектуальной недостаточностью;

• 5,7"» дети с нарушениями зрения;

• 2,1"» дети с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата;

• 2,0"» дети с нарушением слуха.

Из общего числа детей с особенностями психофизического раз­вития 11,3% являются инвалидами.

Как показывают статистические данные, иа фоне сокращения общего количества детей в возрасте до 18 лет, количество детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в спе­циальном образовании, ежегодно увеличивается. По сравнению с 1995/96 учебным годом число детей, получающих специальное об­разование в 2005/06 учебном году, увеличилось на 43,2 тыс. чело­век. Общее количество детей за этот период сократилось па 738 707 человек. В настоящее время обозначенная тенденция сохраняется.

Большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского (1985), который рассматривает психофизические нарушения через призму проблем психического дизонтогенеза - различных форм нарушений онтогенеза (развития индивида). Понятие «дизонтоге-иез» впервые было употреблено Швальбе в 1927 г. и обозначало от­клонения внутриутробного формирования структур организма от их нормального развития.

Классификация В.В. Лебединского базируется на качественных особенностях нарушений психического развития, исходящих из основного качества нарушений:

• отставания в развитии;

• выраженной диспропорциональности (асинхроиии) развития;

• в определенной степени изолированного повреждения, выпа­
дения отдельных функций.

Характер дизонтогенеза зависит от патопсихологических пара­метров, которые являются типологическими критериями данной классификации:

1) от особенностей функциональной локализации нарушения.
Выделяются два основных вида нарушений: частный (недоразвитие
Или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (па-
рушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

2) времени поражения (чем раньше произошло поражение, тем
больше вероятность психического недоразвития);

3) взаимоотношения между первичным и вторичным нарушени­
ями (первичные нарушения вытекают из биологического характера
Поражения (нарушение слуха, зрения и при поражении анализато­
ре п; органическое поражение мозга и т.д.); вторичные нарушения
возникают в процессе нарушенного развития (механизмы изоля­
ции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии);

-1) нарушения межфункциональных взаимодействий.

На оепоиапии этих критериев В.В.Лебединский выделил груп­пы (клинические формы) и варианты дизонтогенеза (табл. 1.3).

У предетминтедей каждого типа нарушенного развития могут иметь место значительные индивидуально-групповые различия, которые зависят от причин нарушения, интенсивности и периода дсйстним фактора.

Таблица 1.3 Клинические формы и варианты дизонтогенеза

Группы (клинические (|ю|>М1.|) дп.шптогеиеза Варианты дизонтогенеза Характеристика
O'i'C'i'iliiaiiHC (ретардация) и развитии Стойкое (психиче­ское) недо­развитие Раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем (оли­гофрения)
Задержан­ное развитие Замедленный теми формирования познаватель­ной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних воз­растных этапах (дети с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями психического развития)
Диспро­порциональ­ность (асип-хрония) развития Искаженное развитие Сложные сочетания общего недоразвития, за­держанного, поврежденного и ускоренного раз­вития отдельных психических функций (дет­ский аутизм)
Дисгармо­ничное раз­витие Врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере (психопатия и патологическое формирование личности)
«Поломка» («ныпаде-инс») фупк-цш"| Поврежден­ное развитие Наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксика­ции и травмы ЦНС, но патологическое воздей­ствие на мозг идет на более поздних этапах (по­сле 2-3 лет) - органическая деменция
Дсфицитар-ное развитие Тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (зрение, слух,речь, опорно-двигательный аппарат)

Общие закономерности психического дизонтогенеза были опи­саны И.11. .Лубонским. Это:

• снижение способности к приему, переработке, хранению и ис-
пользонапню информации;

• трудность сдонеспого опосредствования;

• замедление процесса формирования представлений и понятий
об окружающей действительности;

• риск возникновения состояний социально-психологической
дезадаптированное™.

Психологи учреждений специального образования в своей ра­боте используют психологическую классификацию вариантов пси­хического развития, предложенную М.М. Семаго и Н.Я. Семаго (табл. 1.4). В основу этой классификации положен типологический подход, центральным положением которого является понимание основных закономерностей развития в их системной взаимосвязи -понимание причин и механизмов, лежащих в основе несформиро-вашюсти, дефицитарпости, искажения или повреждения базовых составляющих психического развития (см. п. 1.2.1).

Таблица 1.4

Психологическая классификация вариантов психического развития

Группы дизонтогенеза Варианты дизонтогенеза Особенности профиля сформированное™ базовых составляющих
Недостаточное развитие Тотальное недораз­витие Задержанное раз­витие Парциальная не-сформированность 1 [едостаточпоеть всех функциональ­ных систем и процессов при преимуще­ственной иосформиронапности произ­вольной регуляции психической актив­ности и пространственных представле­ний, как основы когнитивной сферы
Асинхронное развитие Дисгармоническое развитие Искаженное раз­витие Сложные сочетания недоразвития, ускоренного развития и искаженного развития как в формировании отдель­ных процессов и функций, так и целых функциональных систем. Преимуще­ственно асинхронии подвергается базо­вая аффективная регуляция как основа аффективно-эмоциональной сферы
Поврежденное развитие Локально повреж­денный тин разви­тия (позднее дефи-цитарнос развитие) Диффузно повреж­денный тип раз­вития Грубо иесформированы каждая из ба-зоных составляющих

Знание причин возникновения, сложной структуры, специфики Проявления различных типов нарушений психофизического разви­тия дает возможность педагогу правильно организовать коррекцион-Но-педагогическую работу и взаимодействие с ребенком.


Наши рекомендации