Круглый стол» как форма коллективного обсуждения актуальных проблем
В последние годы одной из эффективной форм учебного процесса считает коллективное обсуждение одной из актуальных проблем в виде «круглого стола».
«Круглый стол» пусть даже в учебном процессе - это торжество коллективного характера работы учащихся. Он может проходить на уровне класса, нескольких классов, объединенных единой целью - попытаться найти ответы на жизненно важные вопросы, обменяться информацией ведущих специалистов и школьников с позиций объективной гражданской заинтересованности, исторических уроков современности, с позиций различных уровней и различных подходов решения поставленной проблемы.
Достижение успеха, эффективности в этой форме учебного процесса во многом зависит от подготовительного этапа учителя, инициативности группы. В данном случае необходимо из множества предложений остановиться на активной жизненно важной концептуальной проблеме. Затем уже на альтернативной основе остановиться на заинтересовавших вопросах.
.В процессе подготовительного этапа необходимо составить и широко представить библиографию проблемы, организовать консультирование школьников, сбор предварительных вопросов и т.д.
Многое зависит от вступительного слова руководителя "круглого стола", председательствующего. Он призван актуализировать проблему, показать масштабность и значимость ее в жизни общества, региона, упомянуть различные точки зрения на пути ее разрешения и т.д.
В ходе диалога важно председательствующему «втянуть» в этот процесс всех присутствующих в виде выступлений, реплик, письменных и устных вопросов. Атмосфера состязательности - важный критерий эффективности диалога. Поэтому принципом должно быть, что все участники имеют равные возможности высказать свои мнения, мысли, В противном случае это будет не "круглый стол", а "вечер вопросов и ответов". Не надо бояться проявления различных, порой прямо противоположных точек зрения. Ведь в этом - основа активности аудитории. Следует добиваться демократичности при обсуждении, не прерывать учащихся, не бояться различного рода "отклонений" в выступлениях и репликах слушателей. Как раз для того и проводится обсуждение, чтобы силой убеждения, с помощью веских аргументов доказать несостоятельность этих отклонений. Ни о какой дискуссии не может быть и речи, если нет свободы высказаться всем желающим или проводится нивелировка выступлений, в том числе на «коньке» догматизации. В качестве активизации могут быть предложены кино- и телефрагменты, видеозаписи (клипы), официальные сообщения, новые факты и документы. Важно понять роль и место проблемы, не дать дискуссии уйти в стороны, перейти на личностный фактор и т.п. Все, что не удалось реализовать в процессе работы "круглого стола" председательствующего, есть возможность компенсировать при подведении итогов. На этом этапе можно дать общую оценку содержательного поиска школьников в приближении к истине, исторической правде, достижению поставленной цели. Важно будет дать оценку активности и эффективности учащихся.
Можно назвать вполне успешным работу «круглого стола», если мы увидим, что в процессе его работы увеличится объем знаний учащихся, шел активный процесс формирования их отношения к проблеме, а также формирования ими проблем с их конструктивным решением; если будет очевидно, что ученики демонстрировали свое умение спорить, доказывать или защищать свои жизненные принципы, заботиться о путях стабилизации общества, обеспечения гарантий прав и свобод личности и т.д.
"Круглый стол", занимает важное место среди различных форм и методов учебного процесса в плане изучения и творческого осмысления богатого опыта по формированию устной речи учащихся.
Работа "круглых столов" имеет целый ряд особенностей, в частности: выступления воздействуют не только на сознание, но и на чувства школьников; выступления подкрепляются наглядными документальными кинофрагментами, мультимедиа; вся работа строится на основе диалога носителя личного опыта решения тех или иных кардинальных проблем; красной нитью проходит идея связи исторического опыта с сегодняшней действительностью; сочетание пленарной и секционной работы дает возможность высказать свои суждения практически всем учащимся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящий период весь мир кардинально меняет свое отношение ко всем видам образования, которое рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в том, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества становится человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Важная черта современного образования России – его направленность на подготовку учащихся не только приспосабливаться к жизни, но и активно осваивать ситуации социальных перемен, активно участвовать в преобразовании общества.
Сегодня наблюдается завершение индустриального этапа цивилизации, когда заказчиком на образование выступало государство, которому требовался специалист, владеющий определенными знаниями, необходимыми в данном производстве. При этом задача образования заключалась не только в передаче накопленных научных знаний и формировании соответствующих умений и навыков, сколько в развитии личности ученика, его активной позиции.
В современном обществе человек не сможет чувствовать себя уверенно, если он не способен предвидеть последствия тех или иных событий, активно влиять на них, самостоятельно действовать в соответствии со сложившейся обстановкой, ориентироваться в человеческих отношениях, управлять своей жизнью. Поэтому сегодня Закон «Об образовании» Российской Федерации рассматривает образование как процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства. «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развития общества; укрепление и совершенствование правого государства».
Основной вектор преобразований современной школы связан с ростом ориентаций на развитие индивидуальных личностных ресурсов ученика, его творческих способностей и ведущих психических качеств. В связи с этим главным направлением в современном образовании является личностно ориентированный подход, который в центр образовательной системы ставит личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Данный подход разработали Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, Э.Ф.Зеер, Л.М.Кустов, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.
Таким образом, прежняя исходная, приоритетная ориентация образования только на цели государства сменяется личностной ориентацией. Закон «Об образовании» лишает школу права и возможности навязывать учащимся те или иные мировоззренческие взгляды, убеждения, установки и ориентирует на создание условий для свободного развития личности. Ключевые моменты государственной доктрины отечественного образования заключаются в следующем:
– в социальном отношении система образования должна иметь вариативный и развивающий характер. То есть должны существовать варианты образовательных учреждений, удовлетворяющих запросы общества (школы, лицеи, гимназии и др.);
– в философском отношении образование ставит вопросы о смысле, цели, ценности жизни, совести, сознании человека, поэтому значительным определяется познание смыслового содержания тех связей, причин, ценностей мирового сознания, в которых человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир, и самого себя;
– в дидактическом отношении образование должно иметь гуманистическую, личностно ориентированную направленность. Знания, умения, навыки являются не целью, а средством развития познавательных и личностных качеств ребенка; средством развития и становления личности, обеспечения возможностей его самосовершенствования и самораскрытия;
– в психологическом отношении современное образование должно обеспечить формирование у учителя и учащихся способности быть субъектом своего развития. Эта система должна иметь субъект – субъективный тип взаимодействия, когда каждый его участник становится средством и условием развития другого.
Сегодня главная задача школы заключается в организации такого образовательного процесса, который бы способствовал формированию индивидуального стиля жизни, обеспечивал условия для развития у детей качеств, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение. Отсюда большое значение придается активным формам организации учебного процесса в современной школе, таким, которые построены на проблемном диалоге, позволяющие активизировать познавательную деятельность учеников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока // Директор школы. – 2004. - № 2. – С. 33-37.
2. Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению (подход и модель). – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002. – 260 с.
3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996 – 544 с.
4. Диагностика успешности учителя: Сб. методич. материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. – Издание 2-е исправленное и дополненное. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. –160 с.
5. Кларин, М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7. – С. 12-18.
6. Репкин, В.В., Репкина, Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. – Томск: «Пеленг», 1997. – 288 с.
7. Трубайчук, Л.В. Развивающий урок: поиски, инновации, перспективы [Текст]/ Л.В. Трубайчук // Начальная школа. Плюс до и после.- 2009.- № 11.- С. 29 – 32
8. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005 – 383 с.
9. Якиманская,И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения// вопросы психъологии. – 1995.-№2.-С.31-41.