Дискуссия как форма активизации учебного процесса в школе
В последние годы все более определяется тенденция повышения роли диалога во всех формах учебной работы. В основе его лежит дискуссионный подход. Особенно это характерно для учебно-воспитательного процесса старших классов.
Какие же особенности, параметры характерны для дискуссии? Основными видами дискуссий считаются:
1. Массовая дискуссия - т.е. такой обмен мнениями, при котором не выделяют особых докладчиков. Все присутствующие, за исключением ведущего (учителя), находятся в равном положении не только в качестве слушателей, но и в качестве активных выступающих.
С вопросами, выносимыми на обсуждение, можно заранее познакомить участников, а можно и не знакомить. О процедуре, регламенте и порядке можно договориться на демократической основе.
2. Групповая дискуссия - это обсуждение спорных проблемных вопросов специально выделенной группой перед аудиторией.
Расположение участников в аудитории может быть самым разнообразным, лучше, если они располагаются лицом друг к другу, еще более рационально - располагаются полукругом. Ведущий - в центре. При этом специальная группа должна быть хорошо подготовлена, иметь при себе заметки, систематические данные, справочные материалы.
Обсуждение проходит свободно, непринужденно, оживленно. Каждое замечание, каждый ответ дается в расчете на аудиторию.
3. Беседа за "круглым столом" может проводиться как в форме массовой, так и в форме групповой дискуссии. Однако ее основное отличие от двух первых в том, что обсуждение ведется в более спокойном виде, размеренном темпе.
4. Собеседование - проводится главным образом с целью проверки знаний.
5. Симпозиум - выступление группы специалистов с краткими речами (докладами) на одну и ту же тему.
6. Митинг - обсуждение конкретного, частного, актуального вопроса в массовой аудитории.
В основу работы дискуссии обычно закладываются такие принципы, как добровольность участия, демократизм проведения дискуссий, смелость и конструктивность при постановке и обсуждении проблем, четкость и лаконичность в изложении своих мыслей, идей.
Объектом политических дискуссий должны быть актуальные, интересные для школьников проблемы. Атмосфера открытости дискуссий позволяет участникам коллективно вести поиск ответов на многие сложные и теоретические, и практические (прикладные) вопросы. Атмосфера открытости способствует формированию современного стиля политической дискуссии, для которого характерны доказательность, точность, ясность, краткость, уважительное отношение к оппоненту.
Спрашивается, а как же все же подготовить и провести дискуссию в рамках учебного процесса? Как правило, дискуссия определяется учебным планом в виде постановки просто проблемы, привлекательной, актуальной. А дальше идет "черновая" незаметная подготовительная работа, в том числе:
- задача учителя - представить эту тему не просто случайной, нужной, а важнейшим узловым вопросом изучения предмета. Главное здесь заключается в том, чтобы эта тема не была абстрактной, схоластической, а непременно жизненно важной, волнующей, дающей много для воспитания и развития школьника. Например, при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» уместно с учащимися провести дискуссию «Раскольников – Наполеон или «тварь дрожащая?»;
- необходимо определить "забойщика", который выступит с докладом или рефератом; а это значит, необходимо помочь ему с постановкой дискуссионных проблем, их аргументацией в свете реальной действительности;
- подумать и подобрать оппонентов, которые первыми могут вступить в дискуссию и внести свой вклад в виде собственной аргументации по дискуссионной проблеме; им необходимо помочь с литературой, с каким-то анализом, наблюдениями;
- работа с докладчиком, оппонентами, другими учащимися по теме дискуссии должна носить характер не формального их участия на занятиях, а заинтересованный характер. школьник должен сознательно увидеть, что в ходе подготовки к дискуссии и, тем более, участвуя в ней, он углубит свои знания и сможет применить их не только на зачете или экзамене, но и в общественной жизни, научно-исследовательской работе;
- в процессе индивидуальной работы школьников целесообразно провести коллективную или индивидуальные консультации, предложить на них библиографию проблемы, а также заранее ознакомиться с основным докладом. Но самое главное при этом - ответить на имеющиеся вопросы и поставить им проблемы для осмысления, увязав теоретический материал с реальной практикой;
- в ходе дискуссии, чтобы не дать ей угаснуть, многое зависит непосредственно и от учителя. У него имеются возможности делать акценты, ставить дополнительные вопросы для углубления и детализации освещения той или иной проблемы. Кроме того, в его арсенале - реплики, замечания, советы, возможность обратить внимание на противоречия, сопоставить различные мнения, критически оценить оппонентов, тем самым при необходимости "спровоцировать" продолжение дискуссии на новый виток.