Положение о балльно-рейтинговой системе
При выставлении зачета/экзамена в рамках балльно-рейтинговой системы используется комплекс критериев, включающий пять показателей деятельности студента (контрольные точки): 1) участие в аудиторной работе (посещение занятий), 2) выполнение практических заданий, 3) участие в семинарах, 4) выполнение самостоятельных работ-конспектов, 5) выполнение тестов, завершающих изучение дисциплин модуля.
Выполнение практических заданий и самостоятельных работ-конспектов оценивается по 5 - балльной системе, т.е. с использованием оценок 5, 4, 3, 2 и 0 баллов, если работа не сдана.
Оценка 5 выставляется, если работа соответствует всем требованиям, выполнена полностью, правильно и аккуратно; оценка 4–еслиработа выполнена полностью, имеет незначительные замечания; оценка 3 – если работа выполнена полностью, но имеет существенные замечания и ошибки; оценка 2 – если работа выполнена частично, имеет существенные ошибки и замечания.
Участие в семинарах также оценивается по 5-балльной системе. Критериями здесь являются:
- соответствие содержания заданной теме;
- полнота и точность информации, ее достоверность;
- логичность изложения, дидактическая структурированность;
- грамотное использование терминов и понятий;
- креативность.
Выполнение тестов, завершающих изучение дисциплин модуля, оценивается в соответствии со следующими критериями:
- от 60 % правильных ответов до 74% – оценка 3;
- от 75 % до 89% – оценка 4;
- от 90 % и выше – оценка 5.
Зачет/ экзамен по итогам текущей работы выставляется при своевременной сдаче всех контрольных точек, получении не менее 3 баллов за каждую и посещении не менее 70(88%) часов аудиторных занятий из 80 запланированных ( ). В противном случае зачет/экзамен сдается в форме собеседования по зачетным/экзаменационным вопросам, а также выполняются недостающие работы. Работы, сданные с опозданием, оцениваются на 1 балл ниже, чем сданные в срок.
При необходимости оценки результатов деятельности студента с использованием рейтинговой технологии, итоговый рейтинг студента по дисциплине рассчитывается с учетом относительных весов показателей деятельности (контрольных точек), приведенных в таблице:
Виды учебной деятельности, подлежащие аттестации | Относительный вес показателя | Максимальный балл по показателю до | |
1. Участие в аудиторной работе (посещение занятий) | 0,2 | 5,0 | |
2. Практические задания | 0,2 | 5,0 | |
3. Семинары | 0,2 | 5,0 | |
4. Самостоятельные работы-конспекты | 0,2 | 5,0 | |
5. Тесты по завершению дисциплин модуля | 0,2 | 5,0 | |
Σ | 1,0 |
Итоговый рейтинг по курсу определяется формулой: ,
где - бал по соответствующему показателю деятельности;
- относительный вес соответствующего показателя деятельности.
Балл за участие в аудиторной работе рассчитывается по формуле ,
где - индекс участия студента в аудиторной работе, определяемый как отношение
числа часов занятий, на которых присутствовал студент, к числу часов занятий,
проведенных преподавателем в группе по данной дисциплине.
Например:
Студент пропустил 10 часов занятий из 80, за контрольные точки получил соответственно баллы: , , , B5 = 4. Индекс участия и балл за посещение занятий составляет: .
Итоговый рейтинг по курсу:
8.2. Оценочные средства для текущей аттестации по дисциплине
Примерный перечень оценочных средств текущей аттестации по дисциплине
№ | Наименование оценочного средства | Характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в ФОС |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы | Темы докладов, сообщений | |
Реферат | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов | |
Эссе | Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. | Тематика эссе | |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий |
8.2.1. Рекомендации по подготовке доклада (сообщения)
Требования к подготовке доклада
Тема доклада может быть выбрана самостоятельно, но обязательно должна быть согласована с преподавателем.
По содержанию доклад должен включать:
введение;
основную часть;
заключение.
При оценке учитываются:
а) в общей характеристике работы (до 3 баллов):
- актуальность проблемы исследования;
- отражение во введении цели, задач, методов исследования;
- научное изложение материала;
- описание нескольких подходов, концепций по теме исследования;
- логическая последовательность изложения материала;
- использование в работе разных научных источников по исследуемой проблеме;
- полнота освещения вопросов;
- убедительность аргументаций;
- точность формулировок.
б) в анализе основных результатов работы (до 3 баллов):
- выводы соответствуют теме, цели и задачам исследования;
- выделение общего и различного в позициях авторов, оценочное отношение к разным - точкам зрения, концепциям, аргументированность своей позиции;
- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.
в) качество оформления работы (до 2 баллов):
- правильность оформления списка использованной литературы;
- соответствие работы требованиям оформления;
- грамотность изложения материала.
г) степень самостоятельности и тщательности выполнения работы, степень владения исследовательскими умениями, умениями работы с научными источниками, первоисточникам и пр. (до 2 баллов)
Шкала оценивания
9-10 баллов – отлично
7-8 баллов – хорошо
5-6 баллов – удовлетворительно
Менее 5 баллов – неудовлетворительно.
Требования к презентации (электронный вариант)
Тема презентации может быть выбрана студентом:
- из списка тем, предложенных преподавателем,
- самостоятельно, но обязательно должна быть согласована с преподавателем.
При оценке учитываются:
Общие требования к структуре презентации (до 2 баллов).
Электронные презентации выполняются в программе MS Power Point ввиде слайдов в следующем порядке:
Титульный лист с заголовком темы и автором исполнения презентации;
План презентации (5-6 пунктов – это максимум);
основная часть;
заключение (вывод).
Перечень обязательных слайдов для презентации:
· Название
· План
· Понятия – строгие, научные определения по тексту источника (сделать ссылку, указать стр.)
· Завершающий слайд – список литературы, на основании которой сделана презентация (Ф.И.О. автора, название источника, полные выходные данные).
Общие требования к содержанию презентации (до 4 баллов):
· Актуальность, современность информации
· Научность
· Определение, выделение ключевых понятий
· Наличие иллюстраций (графических, музыкальных, видео), их соответствие тексту
· Орфографическая, пунктуационная, стилистическая грамотность
· Наличие числовых, статистических данных, их иллюстрация графиками, диаграммами
Общие требования к стилевому оформлению презентации (дизайн и мультимедиа эффекты) (до 4 баллов):
· Дизайн должен быть простым и лаконичным; основная цель – читаемость;
· цветовая гамма должна состоять не более чем из 2-3-хцветов;
· должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т.п. и для основного текста;
· размер шрифта: 28–54 пункта (заголовок), 24–36 пунктов (обычный текст);
· текст должен быть свернут до ключевых слов и фраз, полные развернутые предложения на слайдах таких презентаций используются только при цитировании;
· каждый слайд должен иметь заголовок;
· все слайды должны быть выдержаны в одном стиле;
· на каждом слайде должно быть не более трех иллюстраций;
· слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов;
· использовать в строенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись. Как правило, анимация используется для привлечения внимания слушателей (например, последовательное появление элементов диаграммы).
· Списки на слайдах не должны включать более 5–7элементов (если элементов списка больше, их лучше расположить в две колонки): втаблицахнедолжнобытьболеечетырехстрокичетырехстолбцов–впротивном случае данные в таблице будут очень мелкими трудноразличимыми;
· в целом, оформление слайда должно привлечь внимание к его содержательной части.
Презентация должна быть иллюстрирована.
Шкала оценивания
9-10 баллов – отлично
7-8 баллов – хорошо
5-6 баллов – удовлетворительно
Менее 5 баллов – неудовлетворительно.
Примерный перечень тем докладов