Модуль 2. Теоретическая педагогика.
1. Обучение как способ организации педагогического процесса.
2. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
3. Результаты обучения: диагностика, текущий и итоговый контроль.
4. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
4. Проблема развития познавательной активности учащихся.
5. Современные модели организации обучения.
6. Типология и многообразие образовательных учреждений.
7. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
8. Двусторонний и личностный характер обучения.
9. Авторские школы в современной системе образования РФ.
10. Оценка и отметка как критерии процесса обучения.
11. Системы оценивания знаний и умений учащихся.
12. Характеристика основных концепций развивающего
обучения (Л.В.Занков, Г.С.Костюк, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).
13. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
14. Поликультурное образование: теория и практика.
15. Диагностика воспитанности.
16. Самовоспитание как стратегия воспитания.
17. Общечеловеческие ценности в народной педагогики.
18. Классификации методов воспитания.
19. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.
20. Технологии педагогического общения и взаимодействия.
21. Лидер в коллективе.
22. Теория коллективистского воспитания о решающей роли коллектива в социальном становлении личности (А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, И.П. Иванов).
23. Педагогическое руководство коллективом.
24. Типы семейного воспитания.
25. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.
26. Возможности учреждений дополнительного образования в воспитательном процессе.
27. Личность и концепции гуманистического воспитания.
28. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
29. Методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.
30. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике.
31. Охарактеризуйте содержание социальной педагогики как отрасли знания.
32. В чем сущность процесса социализации? Охарактеризуйте виды социализации.
33. Глобальные проблемы и их влияние на социализацию человека. Страна как фактор социализации.
34. Государственная политика как регулятор социализации.
35. Охарактеризуйте этнокультурные условия как фактор социализации людей различных возрастов.
36. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.
37. Раскройте суть субъект-объектного и субъект-субъектного подходов к процессу социализации.
38. Охарактеризуйте человека как объекта, субъекта и жертву социализации.
39. Охарактеризуйте тенденции влияния средств массовой коммуникации на жизнь и развитие человека.
Модуль 3. История образования и педагогической мысли.
- История образования и педагогической мысли как область научного знания. Модели воспитания и образования человека.
- Особенности и традиции воспитания в первобытном обществе.
- Сущность воспитания в странах Древневосточных цивилизаций.
- Философско-педагогическая мысль Древней Греции (Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель).
- Педагогическая мысль в Древнем Риме (М.Т. Цицерон, Л.А. Сенека, М. Ф. Квинтилиан).
- Религиозно-педагогические идеи Абеляра, Фомы Аквинского.
- Гуманистические идеи воспитания в эпоху Возрождения (Т. Кампанелла, В. де Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень).
- Христианский гуманизм Э. Роттердамского и Т. Мора.
- Педагогическая система Я. А. Коменского.
- Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Д. Локка.
- Педагогические идеи французских просветителей (Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д.Дидро).
- Теория «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо.
- Демократический характер педагогической системы И.Г. Песталоцци.
- Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.
- Педагогическая система Ф. А. В. Дистервега.
- Возрождение идей раннего утопического социализма в начале XIX века (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
- Филантропическая теория и практика Р. Оуэна.
- Философия марксизма о вопросах воспитания и образования человека.
- «Традиционализм» в педагогической мысли Западной Европы и США конца XIX- середины XX вв.
- Разновидности реформаторской педагогики или «нового воспитания».
- Современная зарубежная школа.
- Религиозно-педагогическая мысль в России до XVII в.
- Выдающиеся деятели педагогической мысли и просвещения в России XVIII столетия.
- Взгляды славянофилов и западников на развитие русской педагогической науки и воспитания.
- Идеи общечеловеческого воспитания и образования Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого.
- Педагогическая теория и практика К. Д. Ушинского.
- Система воспитания коллективом А. С. Макаренко.
- Отечественные педагогики-новаторы 60-90 гг. XX в.
- Гуманистическая педагогика В. А. Сухомлинского.
- Тенденции развития современного мирового образовательного пространства.