Для магистрантов 1 курса обучения

направления подготовки: 44.04.01м Педагогическое образование

очно-заочная форма обучения

Воронеж 2017

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № от хх.уу.2017г.

Рецензент кандидат психологических наук Макушина Ольга Петровна

Программа подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета.

Рекомендуется для магистрантов 1 курса направления подготовки:

44.04.01м Педагогическое образование факультета философии и психологии.

Пояснительная записка

В современных социокультурных условиях одна из самых главных проблем педагогики заключается в повышении эффективности педагогического процесса образовательных организаций. Для этого необходимо отбирать и использовать такие методы, технологии, формы и средства, которые могут повысить качество процесса обучения, сделают его более действенным, плодотворным. Решение этой задачи связано не только с разработкой методов эффективного обучения, но и необходимостью интегрирования их в образовательную систему организации.

Как известно, образовательная система – это целостный объект образования с четко выраженными границами, с необходимым и достаточным для описания функционирования системы набором элементов (компонентов) в их связях и тесном взаимодействии, обладающий следующими признаками: реальностью, социальностью, сложностью, открытостью, динамичностью, вероятностью, целеустремленностью, самоуправляемостью. Системный подход в образовании позволяет рассмотреть данное (или любое другое) педагогическое явление в комплексе всех его компонентов, а технологический – качественно управлять всеми компонентами образовательной системы. Исходя из этого, можно утверждать, что связь системного и технологического подходов в образовании заключается в формировании и внедрении в практику образовательных организаций системного способа мышления.

Подобное изменение образовательной парадигмы требует и иных подходов к участникам образовательного процесса, иного содержания, иных отношений, иного поведения, то есть иного педагогического менталитета. Так, педагогу-психологу, учителю, преподавателю, руководителю важно владеть целым рядом управленческих технологий: анализа, целеполагания, диагностирования, прогнозирования, проектирования, моделирования, программирования, планирования и других. В этой связи актуальность данной дисциплины очевидна.

Учебная дисциплина

«Педагогическое проектирование в образовании»

Содержание учебной дисциплины

Раздел1. Представление о понятии «Образование», «образовательная среда», «образовательная система».

Тема1.1. Образовательная система. Образовательная среда. Образование как система. Модели образования. Основные компоненты образовательной системы. Понятие образовательного процесса. Методологическая модель образовательного процесса

Тема 1.2.Опережающее образование как вектор развития современной системы образования. Главные задачи системы образования ХХI века .Проблема опережающего образования. Проблема современной системы образования. Качественное отличие опережающего образования. Сфера опережающего образования. Центральное понятие проективного образования- проект. Различие проектного обучения и проективного образования Условия применения проективного образования.

Раздел 2. Проектирование образовательной системы.

Тема 2.1 Концептуальные основы педагогического проектирования.

Основоположники педагогического проектирования. Педагогическое проектирование как явление, как факт, как феномен отечественной образовательной практики. Педагогическое проектирование как сущность педагогической деятельности. Смысловое содержание понятия «проект» в педагогическом проектировании. Цели в педагогическом проектировании. Три формы педагогического проектирования: концепция, мечта, план. Результат педагогического проектирования. Принципы педагогического проектирования.

Тема 2.2 Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование и наука, и искусство. Артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников педагогического проектирования.

Тема 2.3 Классификация проектов в педагогическом проектировании Тип проекта (технический, организационный, экономический, социальный, педагогический, смешанный); класс проекта (монопроект, мультипроект, мегапроект); масштаб проекта (мелкие, средние, крупные, очень крупные или более конкретно, международные, национальные, региональные, межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, ведомственные); длительность проекта (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); сложность проекта (простые, сложные, очень сложные); вид проекта (инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, инвестиционный, смешанный. Три типа педагогического проектирования: социально-педагогическое, педагогическое проектирование, управленческое проектирование. Виды педагогических проектов.

Тема 2.4 Логика организации проектной деятельности. Этапы проектирования. Планирование хода проекта.

Тема 2.5 Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта Анализ объекта проектирования. Выбор формы проектирования. Теоретическое обеспечение проектирования. Методическое обеспечение проектирования. Пространственно-временное обеспечение проектирования. Материально–техническое обеспечение. Правовое обеспечение проектирования. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов . Составление документа. Мысленное экспериментирование. Экспертная оценка проекта. Корректировка проекта. Принятие решения об использовании проекта. Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта: содержательная и динамическая.

Раздел 3. Экспертиза образовательной системы

Тема 3.1 Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Понятие «экспертиза». Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Этапы экспертизы: сбор фоновой информации, применение структурированных методик, экспертное заключение. Основные критерии качества экспертизы.

Тема 3.2 Экспертиза образовательного процесса. Экспертиза инноваций в образовании. Возможные ошибки при проведении экспертизы. Этические принципы проведения экспертизы. Возможности применения современных методов экспертизы в историко-педагогической науке. Требования к экспертизе при анализе развития отечественного образования на стадии информационного развития общества.

Тема 3.3 Развитие теории и практики отечественного образования во второй половине XX – начале XXI веков. Современный экспертный анализ кризисных черт развития элитного общего образования во второй половине XX начале XXI веков.

Тема 3.4 Опыт развития образования в России XX века. Трагическое разрушение дореволюционного образования в России в 20-е годы XX века. Современные экспертные оценки опосредованного влияния традиций элитного образования на советскую школу 30 – 50х годов.

Тема 3.5 Западный опыт развития образования и современная система российского образования с позиции современной педагогической экспертологии. Кризис современного западного образования с позиции современной педагогической экспертизы. Перспективы развития современного западного образования в свете современных экспертных оценок. Современная экспертология о возможных вариантах развития отечественного образования

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Виды занятий (часов)
Лекции Практические Лабораторные Самостоятельная работа Всего
Представление о понятии «Образование», «образовательная среда», «образовательная система - -  
Проектирование образовательной системы -  
Экспертиза образовательной системы -  
    - - -    
  Итого: -  

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.И. Исаев, Е.Н. Шиянов; [под ред. В.А. Сластенина]. – М. : Академия, 2002. – 566 с.

б) дополнительная литература:

2. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста монография. / И.Ф. Бережная. - Воронеж: Научная книга, 2012. - 219 с.

3. Гапоненко А. В. Основные требования к построению образовательной среды университета при двухуровневой системе подготовки специалистов: методологический и методический аспекты. / Гапоненко Артем Васильевич. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. - 231 с.

4. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и средств / В.В. Гура. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007.- 320 с.

5. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза / [Редакторы, переводчики, составители: Л.Б. Малыхина, Н.Ю. Конасова , И.М. Карелова , А.Г. Зайцев , Н. И. Бочманова ]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 164 с

Загорулько Р. В. Педагогические системы и технологии: практический ас-

пект: Курс лекций / Р. В. Загорулько, Н. А. Ракова, Л. И. Шевцова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. – 194 с.

6. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании :учеб. Пособие для студ.высших учеб. Заведений/ Д.А. Иванов – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336с.

7. История педагогики и образования: Учеб. пособие для педвузов [ под ред. Пискунова А.И.]. - М, 2007.- 579с.

8. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для вузов по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика»/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: ACADEMIA, 2005. - 284 с.

9. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. Учеб. Заведений/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; [под ред. В.А. Сластенина и др].. –М.: Академия, 2008. -285с. с.

10. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 (050706) - Педагогика и психология; 033400 (050701) - Педагогика; ОПД.Ф.02 - Педагогика. / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2007. - 346с

11. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. / Д.И. Латышина. -М.: Гардарики, 2005. - 603 с.

12. Мкртычян Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика: Монография. // Г.А. Мкртычян – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 182 с.

13. Олекс О. А. Управление развитием образования: организационно-педагогический аспект. / О. А. Олекс. - Минск: РИВШ, 2006. - 330с.

14. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. / В.И. Панов . - СПб.: Питер, 2007. - 347 с.

15. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова [и др.] ; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова .— 3-е изд., доп. и перераб .-Ростов н/Д : Феникс, 2006 .- 543 с.

16. Современные образовательные технологии : учебное пособие/ кол. авто-ров; под ред. Н.В. Бордовской .- М.: КНОРУС, 2010. – 432с

17. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. / Хуторской А. В. - М. : Академия, 2008. - 252 с.

18. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие. / Т.И. Шамова, Т.М. Да-выденко, Г.Н. Шибанова – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с

19. Ясвин В.А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – Моск. гор. психол.- пед. ин-т, Шк. "Новое образование". – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Смысл, 2001. – 366 с

в)информационные электронно-образовательные ресурсы:

20.Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru/).

21. Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php (дата обращения 25.08.2014).

22. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru (дата обращения 25.08.2014)

23. Педагогика. PedagogikaFine. – Режим доступа: http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html (дата обращения 25.08.2014)

25. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru (дата обращения 25.08.2014).

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

При подготовке к учебным занятиям магистрантам рекомендуется начинать работу с пояснительной записки программы. Этот вид работы позволит определиться студенту в специфике данного учебного курса, принять те учебные задачи, которые поставил преподаватель, осмылить те знания, умения, навыки, которые должны быть сформированы у студента по окончании курса. Ознакомление с этим разделом пояснительной записки позволит магистранту более обдуманно подходить к изучению той или иной темы, сделать прогноз тех учебных и контрольных заданий, которые будут даны в ходе изучения дисциплины.

Далее рекомендуется прочитать рабочую учебную программу дисциплины. Это позволит определиться в объёме материала, который следует усвоить, проследить логику учебной дисциплины. Кроме того, знакомство с рабочей программой позволит создать условия для развития у студентов познавательной самостоятельности.

Основные формы организации самостоятельной работы:

• изучение и систематизация официальных федеральных государственных документов – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", «Гарант», глобальной сети «Интернет»; «Образовательный портал ВГУ»

• изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

• подготовка докладов и рефератов;

• участие в научной сессии факультета философии и психологии, работе студенческих конференций разного уровня.

Самостоятельная работа по дисциплине предполагает выполнение проекта «Проектирование развития образовательного учреждения». Целью работы может быть разработка проекта по проектированию развития какого-либо вида образовательного учреждения (средней школы, учреждения дополнительного образования и др.), а также обзор проектов по различной тематике (исходя из Интернет поиска). Например, социальные проекты, проекты школ с инновационной образовательной средой, бизнес-проекты). Задача: увидеть общее, что объединяет эти проекты, их специфику, разнообразие результатов.

Планы и методические указания по подготовке

К практическим занятиям

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий, так как представляет собой средство развития у магистрантов культуры научного мышления. Поэтому, основная цель семинара для магистрантов — не взаимное информирование участников, а совместный поиск качественно нового знания, вырабатываемого в ходе обсуждения поставленных проблем.

Готовясь к семинару, магистранты должны не только рассмотреть различные точки зрения по вопросу, взятому на семинарское занятие, выделить его проблемные области, но и сформулировать собственную точку зрения, предусмотреть спорные моменты темы. Для полноценной подготовки к занятию чтения учебника (учебного пособия) недостаточно, так как в них излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях из журналов рассматриваемый вопрос всесторонне анализируется, дается новое не всегда стандартное его видение.

Сообщение магистранта должно занимать не более 5-7 минут, так как основной вид работы на семинаре – участие в обсуждении проблемы всей группой. Необходимо помнить, что на семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), а степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому дискуссия будет идти не по содержанию прочитанных работ, а по проблемным идеям.

В ходе семинара, в процессе собеседования осуществляется текущий контроль усвоения лекционного материала и самостоятельной работы студента.

Планы семинарских занятий

Занятие 1. Образование. Особенности современной системы образования.

Ключевые понятия: образование, опережающее образование, образовательная среда, образование как система, модели образования, основные компоненты образовательной системы, понятие образовательного процесса, методологическая модель образовательного процесса

Проблемный вопрос: каковы основания модернизации образования в современных условиях?

Вопросы для обсуждения:

1. Главные задачи системы образования ХХI века.

2. Проблема опережающего образования. Проблема современной системы образования.

3. Образование как система.

4. Модели образования.

5. Основные компоненты образовательной системы.

6. Понятие образовательного процесса.

7. Методологическая модель образовательного процесса

Творческие задания:

1. Изобразите графически в виде знака, образа или рисунка символ образования. Прокомментируйте полученный символ и его особенности.

2. Используя лист бумаги, нитки и скотч изготовьте материальную модель образования. Предложите объяснение данной модели. Представьте свою работу для коллективного обсуждения. Ответьте на вопросы одногрупников о вашей модели.

3. Сравните различные дефиниции (определения) понятия «образование», выделите в каждом случае существенные признаки. Составьте классификацию разных типов понимания образования. Предложите свои определения понятиям «образования», «обучение».

Рефлексия

Какие противоречия в понятийной структуре темы вами обнаружены? Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изучения данной темы. Назовите свои главные результаты.

Занятие 2. Основные понятия педагогического проектирования

Ключевые понятия: педагогическое проектирование, понятия «проект», цели и формы педагогического проектирования, концепция, мечта, план и результат педагогического проектирования.

Проблемный вопрос: почему исходя из природы проектирования, следует осознавать факт отсутствия однозначных решений в педагогических проектах, т.е. содержательную и технологическую вариативность проектной деятельности?

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическое проектирование.

2. Педагогический проект.

3. Соотношение понятий «проектный», «проектный», «проектировочный», применительно к сфере образования

4. Педагогическое проектирование как явление, как факт, как феномен отечественной образовательной практики и как сущность педагогической деятельности.

5. Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

Творческие задания:

1. Основываясь на материалах темы, составьте структурно-логическую схему понятий «проект», «проектирование», «проектная деятельность» применительно к педагогическому контексту. Воспользуйтесь для выполнения этого задания словарями и возможностями Интернет-поиска.

2. Обоснуйте тезис: «в образовательном пространстве проектная деятельность не является самоцелью. Она всегда подчинена педагогическим целям и выступает в качестве средства их достижения».

3. В чем проявляется развивающий (педагогический) потенциал командного выполнения проекта?

Рефлексия

Проведите рефлексивный анализ своей деятельности по самоорганизации изучения данной темы. Назовите применяемые вами способы самоорганизации, возникшие проблемы, пути их решения, полученные результаты (умение организовывать свою деятельность).

Наши рекомендации