Она полоскает бельё. Она полощет бельё.
Ошибки, связанные с причастиями, можно разбить на две группы: 1) не соответствующее норме образование форм причастий; 2) не соответствующее норме употребление причастий.
1. Ошибки в образовании форм причастий заключаются: а) в неверном вычленении формообразующей основы; б) в неверном выборе формообразующей морфемы. Так, большая часть действительных причастий прошедшего времени образуется путем прибавления продуктивного суффикса -вш- к основе инфинитива. Затруднения вызывают причастия, образованные непродуктивным способом – с использованием суффикса -ш-, присоединяющегося к основе прошедшего времени:
Написано: Следует написать:
Мама, вытеревшая всю посуду, с Мама, вытершая всю посуду, с
Удивлением смотрела на меня. удивлением смотрела на меня.
Суффикс страдательного причастия прошедшего времени -т- иногда используется вместо суффикса -нн- этой же формы, например: сдатый, порватый.
Написано: Следует написать:
У меня уже всё убрато. У меня уже всё убрано.
Часто встречается отбрасывание постфикса -сяв причастиях. Выпадение возникает из-за громоздкости слова.
Написано:
Шёрстка у моей Мурки длинная, лоснящая.
Следует написать:
Шёрстка у моей Мурки длинная, лоснящаяся.
2. Грамматические ошибки возникают при употреблении страдательных причастий в значении действительных. Так, например, глагол лопнуть иногда получает в речи значение сделать что-либо, чтобы лопнул. Тогда становится возможным образовать от него страдательное причастие:
Написано:
Зачем ты мне лопнутый стакан даешь?
Следует написать:
Зачем ты мне лопнувший стакан даешь?
Ошибки в образовании деепричастий заключаются: 1) в неверном выборе формообразующей основы; 2) в неверном выборе формообразующего суффикса. Так, деепричастия несовершенного вида невозвратных глаголов, образуются путем прибавления суффикса -а (-я)к основе настоящего времени. Однако часто встречаются непродуктивные формы на -в:
Написано:
Сестра, не ожидав такой встречи, удивилась.
Следует написать:
Сестра, не ожидая такой встречи, удивилась.
Формы деепричастий глаголов найти, выйти и т.д.в нормативном языке образуются от основы настоящего времени путем прибавления суффикса -а (-я)– найдя, выйдя.В речи говорящих встречаются случаи образования данных деепричастий от основы прошедшего времени с использованием суффикса -в
Написано: Следует написать:
Вышев на середину комнаты, Выйдя на середину комнаты,
Он покраснел. он покраснел.
Вопросы для самопроверки
1. Какие формообразующие основы глагола вы знаете?
2. Какие ошибки можно выделить в образовании форм глагола?
3. Какие грамматические ошибки могут возникнуть при образовании видовых пар?
4. Какие ошибки встречаются при образовании форм причастий?
5. Какие грамматические ошибки возникают при употреблении деепричастий?
Практические задания
Задание. Исправьте допущенные в предложениях ошибки. Объясните причины их появления.
1. Вася о чем-то шептает своей соседке. 2. Родители создавают детям хорошие условия для учебы. 3. Мальчик знал, что старшие сестры не хочут брать его с собой. 4. Едьте быстрее – время позднее. 5. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. 6. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцв. 7. Не надо было ничего людям обещивать. 8. Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки. 9. Мы увидели скакающего во дворе всадника. 10. Я дорожу друзьями, сознавающими свои ошибки. 11. Побегим на станцию, может быть встретим её там. 12. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это неправда. 13. В парке срубливали старые деревья. 14. Мой папа копает ямы, чтобы потом можно было пролаживать трубы. 15. На столе стоит букет цветущихся астр. 16. Он жаждает бурь и приключений. 17. Мама доставает ключи из сумки и открывает дверь. 18. В работах школьников исчезнули пунктационные ошибки. 19. Ехай спокойно: все, что нужно, я исполню. 20. Мальчику не разрешали дотрагиваться до портфеля отца. 21. Парень казался честным и обещал пожениться, но все вышло совсем не так. 22. Шерстка у моей Мурки длинная, лоснящая. 23. Им двигает желание приобрести хорошее образование. 24. Моя сестричка еще ничего не понимает и только баловается. 25. Я пронзю своего обидчика копьем. 26. Старик посоветовал: «Ехайте по той дороге: она короче и ровнее». 27. Выполнение работы предусмотривает знание правил техники безопасности. 28. Проголодавшего медведя запирали в дальней комнате. 29. В уголке дремает соседская кошка. 30. Я сознаю, что поступил плохо. 31. На веревке сохнуло разное белье. 32. Слава богу, я от них теперь не зависю. 33. Я знаю, что вы не разрешали мне листать учебник, но я только один разочек листнула. 34. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что один мешок порватый и из него сыплется зерно. 35. Ну что ты ко мне приставаешь? 36. Я не знал, сколько время на это потребовается. 37. Бывает, увлекешся интересной книгой и забудешь про сон. 38. Женщина оглохнула в раннем детстве. 39. Сначала раскладем эти числа на 3 и 4. 40. У меня к приходу мамы все бывает уже убрато! 41. Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта. 42. За достигнутые трудовые успехи коллектив завода в течение ряда лет не раз премировался. 43. Этот журнал я взял у подруги моей сестры, недавно уехавшей в командировку. 44. Приехавшие делегаты разместились в общежитии. 45. В таком положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 46. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 47. Лишь поздним вечером, заметя потери, комбайнеры вернулись на полевой стан. 48. Прочитав инструктивное письмо, нам стали ясны многие вопросы по предстоящей зимовке. 49. Сдавши своему сменщику станок, он неторопливо стал складывать в тумбочку резцы и сверла. 50. Возвращаясь домой, меня застиг дождь. 51. Подходя к лесу, мне стало холодно. 52. Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому обществу навыки, привычки и взгляды. 53. Восемь человек глядели, как синел и сохнул йод. 54. Обе плакали, чай стынул в чащках. 55. Там стихнули, потом опять засмеялись. 56. Ярко зеленеется молодая трава. 57. Одна баба с порогу погрозилась мне ухватом. 58. Низведенная на степень кухарки, Глафира решилась скоротать свой век в кухне. 59. Дети игрались новыми машинками. 60. Сюда собираются дети, потерявшиеся на улице. 61. Деталь бросается в ванну. 62. Коровы, отправляющиеся на убой, громко мычали. 63. Автобус едет по новой трассе. 64. Дедушка …не брезговал побарышничать на стороне, когда ездил в извоз. 65. Петрова я давно не видал. 66. Дети лазали по деревьям. 67. За что вы меня так мучаете. 68. Я слыхал про ваше несчастье.69. Он метается, как дикий зверь. 70. Обретши свой дом, я успокоился.
Нормы управления
Появление синтаксических ошибок обусловлено незнанием: 1) правил управления; 2) порядка слов в предложении; 3) координации подлежащего и сказуемого; 4) согласования определений и приложений; 5) правил использования причастных и деепричастных оборотов.
Не соответствующее норме управление – одна из самых распространенных ошибок. Знание правил управления позволяет, используя падежные формы и предлоги, грамотно построить словосочетания. Рассмотрим конструкции, в которых чаще всего встречаются нарушения норм управления. А. Овладевая нормами построения словосочетания с управлением, нужно помнить о таких явлениях, как синонимия и вариантность значений предлогов. Типичным примером могут служить предлоги «в» + (предл. п.) и «на» + (предл. п.), имеющие значение местонахождения (реже – времени). Ср.: на Кавказе, но в Крыму; на концерте, но в театре. Ошибки в их употреблении очень распространены:
Написано: Следует написать:
У Ларисы велосипед в балконе У Ларисы велосипед на балконе
Стоит. стоит.
Синонимичными являются также предлоги, которые употребляются при глаголах движения и имеют значение пункта, от которого удаляются («с + род. п.» и «из + род. п.») (ср.: с Кавказа, но из Крыма), и пункта, к которому приближаются («на + вин. п.» и «в + вин. п.»), – ср.: на Кавказ, но в Крым. В речи говорящих и пишущих наблюдается тенденция употребления в каждой паре второго предлога. Например:
Написано: Следует написать: