На ихней стоянке горел костёр. На их стоянке горел костёр.
Имя числительное – лексически замкнутая категория, насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не пополняющаяся новыми образованиями. Несмотря на это, усвоение форм числительных представляет собой достаточно сложный процесс, поэтому ошибки встречаются часто.
1. Большое их количество связано с употреблением составных форм имен числительных. Правила склонения этой части речи просты – при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово. Например: состоит из двадцати двух домов – из двадцать второго номера.
2. При образовании словосочетаний «числительное + существительное, имеющее только форму мн. ч. (сутки, сани, ножницы, брюки и т.д.), используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: двое суток – пять суток.
3. Сочетания типа «количественное числительное 22, 24, 104 и т.д. + существительное pluralia tantum (сутки, ножницы)» невозможны:
Нельзя сказать: Следует говорить:
Двадцать три ножниц двадцать три штуки ножниц
Или ножницы в количестве двадцати трёх
Необходимо использовать описательный оборот.
4. Часто встречается неверное употребление слов оба и обе. Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то используется слово оба: оба брата (дерева); если существительных женского рода – слово обе: обе руки (сестры).
Ошибочны следующие сочетания:
Нельзя сказать: Следует говорить:
У обоих ворот, у обоих часов у тех и других ворот, у тех и других
Часов
5. Следует знать,что собирательные числительные сочетаются: а) с личными существительными мужского рода (трое мужчин); б) с существительными общего рода (трое забияк); в) с существительными люди, дети, ребята, лица (в значении лица «человек») (четверо ребят); г) с существительными pluralia tantum (трое суток); д) с личными местоимениями в косвенных падежах (нас – трое).
6. От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного полтора. Мужской и средний род в им. п. и вин. п. принимают форму полтора, в остальных формах – полутора. Женский род в им. п. и вин. п. – полторы, в остальных – полутора. При этом существительное изменяется в соответствии с правилами.
Вопросы для самопроверки
1. Какие функционально-стилистические особенности краткой и полной форм прилагательных вам известны?
2. Какие варианты кратких форм имен прилагательных Вы знаете?
3. Охарактеризуйте функционально-стилистичесикие особенности сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных.
4. Какие ошибки распространены в употреблении краткой и полной форм прилагательных?
5. Какие ошибки распространены в образовании сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных?
6. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении местоимений себя и свой?
7. Какие нарушения распространены при использовании личного местоимения он?
8. Какие сочетания количественных числительных и существительных невозможны?
9. Как склоняются составные количественные и порядковые числительные, а также числительные полтора и полторы?
10. Перечислите особенности употребления собирательных числительных.
Практические задания
Задание. Исправьте допущенные в предложениях ошибки. Объясните причины их появления.
1. Наш город красивый в любое время года. 2. Он был способный выполнить самую трудную задачу. 3. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. 4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашёл там Кравцова. 5. Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь. 6. Он смотрел на её задумчивыми глазами. 7. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке. 8. Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. 9. Обои девочки были очень хорошенькие. 10. Белые соцветия каштана были подобные свечами на праздничных елках. 11. Я нашёл этот справочник у меня в кабинете. 12. Петя способен и его обязательно нужно тренировать. Аргументы Шмелёва менее весомее. 13. Учитель был очень интересным человеком и много рассказывал о его жизни. 14. И тут он увидел знамя: Вася снял пальто и обмотал его вокруг себя. 15. У ней совсем не было времени. 16. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. 17. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. 18. На обеих коленях были царапины. 19. Наш интерес к медицине вполне понятный. 20. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. 21. Я видел Анатолия в своём доме много раз. 22. Я знаю, что был обязанный это сделать, но у меня не хватило сил. 23. Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. 24. Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. 25. Ейное предложение было неуместно. 26. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. 27. Около полтора часа прошло с тех пор. 28. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. 29. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками. 30. Виталий Борисович был очень похожий на своего старшего брата. 31. Если цветы сразу же поставить в вазу, они будут ещё вялее. 32. Костя был безумно радый приезду мамы. 33. Нина застала дворецкого у себя в комнате. 34. Добрыня сидит на своем коне, и грива его развевается по ветру: он готов к бою. 35. У ней не было ни кола ни двора. 36. На ихней стоянке ярко горел костер. 37. Самый наибольший вред наносит человеку курение. 38. До начала экзаменов осталось всего около полтора учебного месяца. 39. Метель не утихала в течнии троих суток. 40. Дети были готовые к длительному путешествию. 41. Мысли мои становились все пустее и глупее. 42. Это чашка гораздо красивше, чем все остальные. 43. Картофель уже совсем готовый к употреблению. 44. Он пригласил друзей к нему домой. 45. Грузовик подъехал к дому, за рулём её сидел мой папа. 46. Все обрадовались ихнему предложению. 47. Как плохо, когда не можешь получить в библиотеке самую нужнейшую книгу. 48. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие двадцать двое саней и три розвальни. 49. Клоун Джонни был весёлый на каждом представлении. 50. Дорога в станицу после поворота была кривее, чем до него. 51. Мальчик был тяжело больной ветрянкой. 52. Голос, доносящийся до нас, становился всё глуше и слабже. 53. Листья клёна осенью очень красивы их окраской. 54. У его совсем не было денег и куска хлеба. 55. Ихняя дочь заканчивает педагогический институт, она будет преподаватель химии. 56. Моя сестра менее старше твоей. 57. Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам самой красивейшей реки в Киевской области. 58. Он наблюдал из-за угла, не идут ли кто? 59. Ты с Олей посидите в столовой, не правда ли? 60. Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который был недавно реконструирован.
Нормы употребления и образования форм глагола
Характерной особенностью русских глаголов является наличие двух формообразующих основ: основы инфинитива (открытая основа) и основы настоящего времени (закрытая основа). Открытая основа – основа на гласную. К ней, как правило, прибавляются формообразующие морфемы (суффиксы и окончания), начинающиеся с согласной, например, суффикс -л- прошедшего времени: жить – жил. Закрытая основа – основа на согласный, и к ней прибавляются формообразующие морфемы, начинающиеся с гласного звука, например, суффиксы -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-) причастий настоящего времени: читаю [jу] – читающий [jу].
Ошибки в образовании глагольных форм разнообразны. Можно выделить следующие их типы: 1) неверное образование глагольной основы; 2) деформация инфинитивных форм на -сти (-сть); 3) несоблюдение чередований в основе настоящего времени; 4) унификация основ инфинитива и прошедшего времени; 5) деформация разноспрягаемых глаголов; 6) ненормативное образование форм повелительного наклонения; 7) заполнение «пустых клеток» в парадигме.
1. Одной из наиболее распространенных ошибок является образование ненормативной основы настоящего времени при опоре на основу инфинитива путём прибавления «Й» к основе инфинитива, например: шептать – шептаю вместо шепчу, скакать – скакаю вместо скачу. Сравние:
Написано: Следует написать: