Мальчик укрыл котенка Мальчик укрыл котенка
своим пальтом своим пальто. (пальто нескл. сущ.)
Такие недочёты распространены в просторечии и разговорно-бытовой речи.
4. Нарушением грамматической нормы является уподобление основ косвенных падежей основе именительного падежа существительных на -мя. Так, основа именительного падежа единственного числа таких слов отличается от основ всех других падежей отсутствием суффикса -ен. Примеры предложений, в которых встречается указанная ошибка:
Написано: Следует написать:
Мы наблюдали за пламем. Мы наблюдали за пламенем.
Написано:
Мама больше проводит время со мной, чем с папой.
Следует написать:
Мама больше проводит времени со мной, чем с папой.
1. Распространены ошибки при образовании формы множественного числа от основы единственного числа у существительных, основы единственного и множественного числа которых различаются. Например:
Написано: Следует написать:
Мы видели в зоопарке Мы видели в зоопарке маленьких
Маленьких медвежонков. медвежат.
У существительного медвежонок, имеющего значение «незрелости», основа единственного числа с суффиксом -онок противостоит основе множественного числа с суффиксом -ат.
6. Некоторые существительные лишены одной или нескольких форм, т.е. в их парадигме имеются так называемые «пустые клетки», эти «пустые клетки» в речи говорищих могут заполняться. В результате возникают грамматические ошибки, требующие исправления. Так, например, у слова мольбаотсутствует форма родительного падежа множественного числа. Однако, часто встречаем:
Написано: Следует написать:
Он не слышал мольб своей старой Он не слышал мольбы своей матери.
Матери.
Вопросы для самопроверки
1. Какие ошибки могут возникать при формообразовании имен существительных?
2. Как определяется род склоняемых имен существительных?
3. Как определяется род несклоняемых и сложносокращенных имен существительных?
4. Какие синонимичные формы категорий рода имен существительных вы знаете?
5. Какие варианты окончаний винительного падежа существительных (одушевленных и неодушевленных) вам известны?
6. Какие варианты окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода вам известны?
7. Какие варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода вы знаете?
8. Какие варианты окончаний имеет родительный падеж множественного числа существительных?
9. Какие варианты окончаний имеет творительный падеж множественного числа имён существительных?
10. Какие случаи употребления единственного числа существительных в значении множественного и множественного в значении единственного вам известны?
Практические задания
Задание 1. Исправьте допущенные в предложениях ошибки. Объясните причины их появления.
1. Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухаживать за ним. 2. Авторитетная жюри признала работу этого актёра самой яркой. 3. Лёня рос круглой сиротой. 4. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом. 5. Герои-шофёры возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. 6. Только один листок виднеется на кусту орешника. 7. Инженера везде требуются. 8. Старый армян выдал свою дочь замуж и очень тосковал по ней. 9. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери. 10. Я напою тебя отличным кофем. 11. Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. 12. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. 13. Катя научила меня танцевать старинный танго. 14. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. 15. Она теперь у меня в долге. 16. В Историческом музее я видел старинные ружьи. 17. Все собаки были со своими хозяинами. 18. В одной клетке мы увидели какого-то непонятного зверёнка. 19. На Кавказе много глубоких ущельев. 20. В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойников. 21. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. 22. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. 23. Обрежь лишние нитки ножницей. 24. Врач Носков принимает больных только по записям. 25. Часовой всю ночь простоял на посте. 26. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. 27. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. 28. Врачи говорят правду только родным, поэтому нужно, чтобы пришёл кто-то родной. 29. Дай мне поиграть твоей машиной, а ты возьми мои куклы. 30. Окно занавешено красивой белой тюлью. 31. Моя сестра – спортсмен-разрядник. 32. Профессия милиционера нравится мне тем, что в ней много опасностей и разных рисков. 33. Небо затянуло сплошным серым облаком. 34. В смертельном бое Мцыри победил барса. 35. В этом кафе можно купить разнообразные торта. 36. Мы долго наблюдали за ярким пламем костра. 37. Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей. 38. У моей собачки смешной хохолок как у свиристеля. 39. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев повести. 40. Прежде чем отправиться в поход, надо запастись продовольствиями. 41. В книге хорошо написано про окрестность города Петербурга. 42. Налейте мне, пожалуйста, чайка и насыпьте сахарка. 43. Новых сапогов у него, конечно, нет и никогда не было. 44. Не знаете ли вы, сколько сейчас время? 45. Мама постелила на кровать новую покрывалу. 46. Море можно раскрасить синим гуашем. 47. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. 48. Вода используется также и для хозяйственной цели. 49. Сейчас хлебу у нас вдоволь. 50. Подумать только, сколько платий висит у неё в шкафу, а она всё требует новые. 51. Мама проводит со мной больше время, чем папа.
Нормы образования и употребления прилагательного, числительного и местоимения
Система грамматических форм прилагательного зависит от категорий рода, числа и падежа существительного, к которому оно принадлежит. Её усвоение происходит естественным путем, и ошибки не так многочисленны. Встречаются они в употреблении: 1) полной и краткой форм; 2) при образовании сравнительной степени.
1. Вопрос о выборе полной и краткой формы возникает при использовании качественных прилагательных в функции именной части сказуемого. Во многих случаях полная и краткая формы используются параллельно, различаясь: а) смысловыми, б) синтаксическими и в) стилистическими оттенками. Смысловое: краткая форма указывает на временный признак, а полная на постоянный, абсолютный признаки. Например: в предложении «Он ещё молод» краткая форма прилагательного выражает временный признак – признак несоответствия какой-либо деятельности в данном возрасте; в предложении «Он ещё молодой» прилагательное выражает постоянный признак; или «Сапоги узкие» (прилагательное выражает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой) – «Сапоги узки» (выражает признак недостаточности размера); в ряде случаев лексические значения прилагательных в краткой и полной формах не совпадают: прилагательное способный имеет два значения: 1) «обладающий способностями, одаренный» – реализуется в краткой форме при наличии управляемого члена и 2) «могущий, что-нибудь сделать» – реализуется в полной форме, поэтому ошибочна такая фраза: «Он сказал членам комисси, что он способен и что они должны его принять».
Синтаксическое: только краткая форма обладает способностью синтаксического управления. Например:
Написано: Следует написать: