Нормы ударения. Нормы ударения в грамматических формах имен существительных и прилагательных, в глаголах и причастиях.
Нормы произношения
Грамотная речь – это речь, построенная в соответствии с языковыми нормами. Норма – образцовое единообразное, общепринятое употребление элементов литературного языка: звуков, ударения, интонации, слов и их форм, а также синтаксических конструкций – в определённый период его развития. Норма может быть императивной (лат. imperativus – не допускающей выбора) и диспозитивной (лат. dispositivus – допускающей выбор). Различают нормы орфоэпические, орфографические, грамматические и лексические. К обязательным (не допускающим выбора) нормам относится нарушение склонения, спряжения, норм ударения в некоторых грамматических формах слов. Восполнительные (допускающие выбор) нормымогут иметь варианты – стилистические (нормативные: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический; ненормативные: диалектный, устаревший, жаргонный, просторечный) и нейтральные (возможны во всех стилях).
Орфоэпические (греч. оrthos – правильный + греч. еpos – речь) – это нормы произношения и ударения. Их соблюдение облегчает и ускоряет взаимопонимание в процессе общения. Правила орфоэпии в русском языке можно разделить на три группы: а) произношение гласных и согласных звуков, б) произношение исконно русских слов, в) произношение заимствованных слов.
В произношении согласных звуков действуют законы уподобления и оглушения. Как правило, звонкие согласные оглушаются в конце слова. Эта норма обычно не нарушается, за исключением звонкого согласного [г] в конце слова, который должен звучат как взрывной глухой [к], но часто его произносят как фрикативный [х]. Такое произношение недопустимо как диалектное (особенность южных говоров). Исключение составляют слова Господи, гоп, ага, ого, а также прилагательные легкий, легкоатлетический, легкомысленный, легчайший, мягкий и их производные, в которых звук [х] произносится в результате диссимиляции.
Часто встречаются ошибки в произношении сочетания «чн». В соответствии с нормами современного русского литературного языка это сочетание произносится как [чн] в словах вечный, брачный, заочный, посадочный и т.д. как [шн] – в женских отчествах Савви[шн]а, Ильини[шн]а и в словах горчи[шн]ый, коне[шн]о, скворе[шн]ик, праче[шн]ая и т. д.Есть и двоякое произношение – було[чн]ая и було[шн]ая, моло[чн]ый и моло[шн]ый, порядо[чн]ый и порядо[шн]ый и т.д. Для смысловой дифференциации слов служит различие в произношении серде[чн]ый (удар) и серде[шн]ый (друг).
Трудности возникают при произношении согласных перед е. Так, в исконно русских словах согласные звуки перед еобязательносмягчаются, в иностранных сохраняют твердое произношение, как в языке, из которого заимствовались, например: ан[тэ]на, а[тэ]лье. Однако под влиянием русских слов некоторые заимствованные лексемы стали произноситься со смягченным согласным, например: аг[р’э]ссия. Правила, касающиеся употребления твердых и мягких вариантов, в учебной литературе отсутствуют. Поэтому при затруднениях следует обращаться к орфоэпическому словарю или словарю трудностей.
В современной русской речи часто можно услышать: ж[э]лчьи ж[·о]лчь, а[ф’э]раи а[ф’·о]ра. Подобные колебания в произношении вызваны отсутствием в печатных текстах буквы ё. Ликвидация точек привела к тому, что многие слова стали произноситься с е.
Усвоение норм произношения, как правило, происходит естественным путём, но в речевой практике, несмотря на это, часто встречаются их нарушения. Преодолеть этот недостаток поможет систематическая работа с орфоэпическими словарями и справочниками.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое языковая норма?
2. Какие нормы называются орфоэпическими?
3. Какие нормы являются императивными, а какие – диспозитивными?
4. В каких словах взрывной звонкий согласный [г]произносится в соответствии с нормой как фрикативный звонкий [х].
5. В каких словах сочетание «чн»в соответствии с орфоэпической нормой произносится как [шн].
Практические задания
Задание 1. Сгруппируйте слова по произношению сочетания чн: а) как [шн], б) как [чн], в) вариантно. Задание выполните письменно.
ОБРАЗЕЦ: а) Савви[шн]а, б) серде[чн]ый (удар), в)було[чн]ая и було[шн]ая (устар.).
Яичница, конечно, скучно, молочный, нарочно, сливочный, скворечник, прачечная, беспорядочный, взяточница, взяточник, автоматичный, античный, беспечный, библиотечный, булавочный, веревочный, винтовочный, войлочный, встречный, горничная, горчичник.
Задание 2. Укажите, в каких словах согласный звук перед [э] звучит: а) мягко (так сказать, по-русски), б) твердо (по-иностранному), в) вариантно. Используйте словари.
ОБРАЗЕЦ: а) ши[н’э]ль; б) ан[тэ]на; в) [тэ]мп (устар.) и [т’э]мп.
Агрессор, академия, антенна, атеизм, ателье, бассейн, берет, шинель, проект, тезисы, сессия, декан, дефис.
Задание. 3. Опираясь на словари, определите, как произносится е: а) как [э], б) как [о], в) вариантно.
ОБРАЗЕЦ: а) аку[шэ]р; б) ж[о]лчь; в) безна[д'•о]жный и безна[д'э]жный (устар.)
Акушерка, амеба, атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, блеф, бытие, головешка, гололедица, гололед, желчный, желчь, жердочка, зев.
Вопросы для самопроверки
1. Какие трудные случаи расстановки ударения в русском языке вам известны?
2. На какую морфему падает ударение у существительных женского рода на -а в винительном падеже единственного числа?
3. На какой значимой части имеют ударение краткие прилагательные в форме м.р., с.р., ж.р. единственного числа и множественного числа?
4. На какую морфему перемещается ударение у существительных ж.р. 3-го скл. в винительном падеже множественного числа?
5. В каких грамматических формах глагола прошедшего времени ударение падает на основу, а в каких на окончание?
6. Может ли предлог принимать на себя ударение?
7. На какую морфему перемещается ударение у кратких страдательных причастий ж.р. единственного числа?
Практические задания
Задание 1.Перепишите слова, поставив в них ударение. Определите его функцию: а) стилистическая; б) семантическая.
ОБРАЗЕЦ:а)развитóй ребенокирάзвитое в докладе положение –семантическая; б)кóмпас (обшелитер.) и компáс(профессионализм)–стилистическая.
Августовский, арахис, алкоголь, агент, алфавит, аноним, апостроф, арбуз, афера, арест, балованный, баловать, балую, баловник, баржа, безудержный, без умолку, боязнь, буржуазия, броня (закрепление чего-нибудь за кем-нибудь), броня (защитная облицовка из ткани), верба, валовой, вероисповедание, ворота, генезис, гренки, газопровод, двоюродный, дефис, джинсовый, диалог, диспансер, договор, документ, доллар, донельзя, доска (мн.ч. доски, досок, доскам), на доску, дремота, диагноз, еретик, закупорить, знахарка, завидно, завсегдатай, задолго, заем, зазвонишь, заиндеветь, занятой (человек), заржаветь, зубчатый, искра, ирис, индустрия, исчерпать, избалованный, каучук, крапива, квартал, кедровый, километр, клеить, комбайнер, красивее, кремень, коклюш, кишки, кулинария, кухонный, камбала, камфара, каталог, кета, кичиться, колосс, колледж, лыжня, ломоть, мастерски, мельком, мизерный, медикаменты, мускулистый, металлургия, намерение, некролог, наотмашь, новорожденный, нефтепровод, нормировать, нормированный, обеспечение, обетованный, облегчить, обмененный, одолжить, оптовый, осведомить, откупорить, одновременно, огниво, пасквиль, партер, петля, планер, плесневеть, побасенка, побеленный, подошва, приговор, простыня, погруженный (на платформу), погруженный (в воду), поедом, постамент, похороны (на похоронах), приданое (невесты), приноровленный, принудить, псевдоним, ржаветь, развитой (ребенок), развитый (развитие в докладе положения), сажень, свекла, силос, симметрия, средства, столяр, сметливый, соболезнование, современный, созыв, сосредоточение, таможня, творог, тефтели, танцовщица, угольный (от уголь), угольный (от угол), умерший, упрочение, усугубить, факсимиле, феномен, фарфор, хаос, хлопковый, ходатай, ходатайствовать, хозяева, холеный, хребет, христианин, цемент, цыган, черпать, щавель, щегольски, юродивый, языковой, языковый.
Лексические нормы.
Лексическая норма –это правильный выбор слов, их семантическая сочетаемость.
Лексические ошибки можно подразделить на три основных типа: а) семантические ошибки; б) ненормативная сочетаемость слов; в) тавтологические ошибки и повторы.
Точность словоупотребления предполагает учёт семантики слова, которую оно имеет в современном литературном языке. За справками следует обращаться к толковым словарям и словарям трудностей.Например, в предложении Дети пристально следят за чистотой своих парт допущена ошибка в употреблении слова пристально. В четырёхтомном академическом «Словаре русского языка» значение слова пристальный определено как «сосредоточенный, напряженно-внимательный». Поэтому пристально можно смотреть на кого-то. Следить же за чем-то можно только внимательно «выполняя, делая что-то со вниманием» или тщательно «старательно, добросовестно, аккуратно». Предложение лучше написать так: Дети тщательно следят за чистотой своих парт.
Нарушением контекстуальной связанности является смешение переносного и прямого значений слов. Например, в предложении Запевалой всех безобразий в бригаде был Федорин неудачно употреблено в переносном значении слово запевала, которое следует заменить лексемой зачинщик. Можно предложить такой вариант правки: Зачинщиком всех безобразий в бригаде был Федорин. Таким образом, при выборе слова следует учитывать полисемию.
Двусмысленность может возникнуть в результате неправильного употребления многозначных слов и омонимов. Например, в предложении Все эти отличные качества и делают горох и другие бобовые растения незаменимой культурой двусмысленность высказывания возникла в результате употребления омонимичного слова отличные: отличный – «хороший»и отличный – «отличающийся». Предложение следует исправить: Все эти ценные качества делают горох и другие бобовые растения незаменимой культурой.
Двусмысленность может возникать при употреблении местоимений свой и себя, которые имеют разное значение, например: Мать попросила дочь выгладить своё платье. Возникает вопрос: «Чьё? – матери или дочери?». Возможный вариант правки: Мать попросила, чтобы дочь выгладила своё платье.
Часты ошибки, связанные со смешением паронимов. Зная значение выделенного слова, в данном предложении легко исправить лексический недочёт: В зале ожидания находилось много командировочных (следует написать: командированных).
Допускаются ошибки в употреблении производных предлогов за счёт, в силу, благодаря и др., так как некоторые из них сохранили ещё своё первичное лексическое значение и не могут быть употреблены без учёта контекста. Например, Благодаря наводнению люди остались без крова. В приведенном предложении предлог употреблен неправильно (следует: из-за, вследствие наводнения), потому что он имеет ярко выраженный положительный оттенок, а в данном контексте речь идёт о негативном явлении.
К нарушению лексической нормы относится также немотивированный пропуск слов, например:
Написано:
Отсутствие крышки может повлечь поражение электрическим током.
Следует написать:
……..повлечь за собой………..
К очень распространенным лексическим недочётам относится употребление лишних слов, то есть многословие, которое существует в двух формах. Первая получила название плеоназм(от греч. – pleonasmos – излишество) – обороты речи, содержащие однозначные и тем самым ненужные слова, например: (главная суть, ценные сокровища, неиспользованные резервы, в мае месяце, вернуться обратно, свободная вакансия, пять рублей денег, первая премьера). Так, слово рубль обозначает денежную, а не какую-либо единицу. Речевую избыточность порождает соединениеиноязычного словас русским, дублирующим его значение (памятные сувениры, биография жизни, своя автобиография, мизерные мелочи, народный фольклор, демобилизоваться из армии). В таких случаях говорят о скрытом многословии. Например, сувенир – французское слово, означающее «подарок на память», и к нему ещё добавляют памятный, поэтому уточняющее слово при нём неуместно. Однако некоторые сочетания подобного типа всё же закрепляются в языке, что связано с изменением значений входящих в них слов, например: период времени, реальная действительность, монументальный памятник, экспонаты выставки, букинистическая книга и т.д.
Вторая – тавтология(в переводе с греческого этот термин означает «то же самое слово») – повторение сказанного однокоренными словами. Классический пример тавтологии – «масло масляное». Предложения, содержащие тавтологические ошибки также требуют правки. Примеры из ученических работ: «Можно спросить вопрос?»; «Это явление является»; «Закономерно вытекает закономерность»; «возобновить вновь». Допустимой является скрытая и явная тавтология, если в речи могут столкнуться однокоренные слова, которые не имеют синонимов: словарь иностранных слов, бригадир первой бригады, загадать загадку, постелить постель и т.д.[3].
Распространенной речевой ошибкой является неуместное повторение одного и того же слова. В текстах чаще всего повторяются глагол-связка – был и личные местоимения – я, он.
Написано:
Вопросы для самопроверки
1. Что такое лексическая норма?
2. Какие типы лексических ошибок вы знаете?
3. Является ли немотивированный пропуск слов нарушением лексической нормы?
4. Что такое многословие?
5. Что такое плеоназм?
6. Что такое тавтология?
7. В каких случаях допустима тавтология?
Практические задания
Задание. 1. Пользуясь словарём паронимов или толковым словарём, ответьте на следующие вопросы.
1. Как называют человека несведущего: невежа или невежда?
2. Как вы назовете человека, который получает письма: адресатили адресант?
3. Какое слово надо употребить, когда вы говорите о человеке, имеющем документ, удостоверяющий право пользоваться бассейном, теннисным кортом и т.д.: абонентили абонемент?
4. Безыскусная или безыскусственная манера держаться?
5. Как называют человека, выехавшего в командировку: командированныйиликомандировочный?
6. Как называют людей, имущество которых сгорело: пожарныеилипожарники?
Задание 2. Пользуясь «Словарем русского языка», исправьте предложения. Объясните причину ошибок в работах школьников (плеоназм или тавтология).
1. Рдеют красные знамена. 2. Рядом с бабкой сидела уже тетя Дуня и резала круглый каравай. 3. Строители-студенты давно обжились в новых местах, давно прошли свое первое боевое крещение. 4. Успешно проводится обмен имеющимся опытом. 5. Мы вернулись назад. 6. Мой сосед жестикулировал руками. 7. Он был патриотом своей Родины. 8. Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков. 9. В заключении рассказчик рассказал ещё одну забавную историю. 10. Поэт отобразил героя правдиво и эмоционально. 11. В связи с изложенным нам предоставляется возможным дать следующее решение. 13. Поэт стоял у источников новой поэзии. 14. Книга посвящена ранним романическим произведениями А.С. Пушкина. 15. Писатель завоевал мировую признательность. 16. Жеманность московских девиц раздражает его. 16. Онегин вёл праздничный образ жизни.
Задание 3. Отредактируйте предложения.
1. В мае месяце начинается посевная. 2. Дома я забыл конспект, поэтому вернулся назад домой. 3. Какой-то мужчина в доме напротив жестикулировал руками. 4. Мне не хватало пять рублей денег для покупки одного килограмма апельсинов. 5. Я старался беречь каждую минуту времени. 6. На медицинском факультете появилась свободная вакансия доцента кафедры терапевтической стоматологии. 7. Первая премьера театральной пьесы в постановке студенческого театра состоится в ноябре. 8. Ветеранам ВОВ были розданы памятные сувениры. 9. Главный редактор внес дополнительные коррективы и поправки в статью. 10. Старый заслуженный работник нуждается в социальной помощи. 11. Сторонники этого метода объединились воедино. 12. Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков. 13. Подбирая иллюстрации к книге, необходимо при их подборе учитывать художественные их достоинства. 14. В заключении рассказчик рассказал ещё одну забавную историю.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое лексическая сочетаемость слова?
2. На какие две группы делятся слова с точки зрения сочетаемости?
3. Какие причины ограничения лексической сочетаемости слов вам известны?
4. Какие лексические ошибки являются наиболее распространенными?
5. Что такое алогизм?
6. Является ли использование слов, находящихся за пределами культурного общения, нарушением лексической нормы?
7. Является ли неоправданное использование иностранных слов объектом литературной правки?
Практические задания
Задание 1. Что означают данные слова?
Анфас, вернисаж, досуг, зачинщик, кворум, кредо, плеяда, ассорти, дебют, турне, аншлаг, бенефис, брифинг, диаспора, импичмент, карт-бланш, контрамарка, кулуары, мандат, ню, паритет, политикан, хиромантия, цейтнот, филантроп, мизантроп.
Задание 2. Определите, к какой тематической группе (экономика, политика, литература, лингвистика, дипломатия, мода, искусство, наука, кулинария, музыка, театр, балет, спорт, медицина, юриспруденция) относятся следующие слова? Ответ аргументируйте, раскрыв лексическое значение слова.
Персона нон грата, фабула, элегия, модальность, себестоимость, инфляция, спряжение, олигархия, омоним, атташе, барокко, репетиция, бисквит, бутафория, валентность, вектор, гарнир, подиум, модельер, рагу, орфоэпия, травести, антраша, оркестр, мотив, пируэт, пунктуация, румба, тоталитаризм, алиби, амплуа, аранжировка, алименты, грильяж, рефери, импичмент, кардиограмма, корт.
Задание 3. С помощью толковых словарей определите значение следующих слов, учитывая их написание.
Адаптация, кампания, воскресенье, балл, антология, асс, брас, бона, джин, кок, пасс, иммигрант, эмитировать, конъектура, норманнский, колос, колоны, буфф, комплимент, гиена, труппный.
Задание 4. Определите, в каких предложениях употреблены разговорные, просторечные и устаревшие слова. Замените их литературными синонимами.
1. В 1985 году ряд спортсменов этой страны начисто проиграли все длинные дистанции. 2. Щукарь струхнул. 3. С января в школе имени Чехова откроются две группы продлённого дня. Это большая подмога родителям. 4. На этот раз Оля заступала в ночную смену.
Задание 5. Найдите лексические ошибки в данных предложениях. Объясните причину их появления. Отредактируйте предложения.
1. Наступила война. 2. На стадионе жители приморского города стали свидетелями большого театрализованного представления. 3. Лектории выполняют большую роль. 4. За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители. 5. Есть годы, часы, минуты, о которых тяжело рассказывать. О них тяжело писать. Слушать их тоже не легко. 6. Негритянские жители заперты в застенках трущоб, в нечеловеческих жилищных условиях, без средств к существованию. 7. Я прошу вас рассказать о новых процессах, которые происходят в сельском хозяйстве республики, и осветить, какие возможности заложены в его перестройке. 8. Всем присутствующим было представлено слово на собрании. 9. В 1986 году в СССР встал у власти М.С. Горбачев. 10. Он одел пальто и вышел. 11. Иванов совершил самоотверженный проступок во время задержания правонарушителя и был награжден орденом. 12. В далеком конце сада расположен розарий. 13. Длительная зима очищает организм. 14. Главы дружеских государств собрались на саммите в Париже. 15. Духовный подъем спортсмена повлиял на его победу в Олимпийских играх. 16. Я поселился в маленьком домике для командировочных. 17. Желательный покой был нарушен громкими криками. 18. В конце пути мы разошлись в различные стороны. 19. Для работы мне необходима практическая одежда. 20. В конце доклада выступающий сделал логический вывод. 21. В этом году колхозы и совхозы получили экономические комбайны.
Грамматические нормы
Нормы образования форм имени существительного
Грамматические нормы – делятся на морфологические(образование различных частей речи) и синтаксические (образование синтаксических единиц).
Ошибки в формообразовании существительных встречаются при употреблении категории одушевленности / неодушевленности, рода, числаи присклонении.
I. Ошибки в употреблении категории одушевленности и неодушевленности бывают двух типов: 1) употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных и 2) употребление одушевленных существительных в качестве неодушевленных. Усвоение категории одушевлённости и неодушевлённости не вызывает затруднений, так как основано на различии живого и неживого. Однако есть случаи, когда грамматика противоречит семантике. Различие обнаруживается только в форме винительного падежа, которая у одушевлённых существительных совпадает с формой родительного падежа, а неодушевлённых – с формой именительного падежа. Например:
Написано: Следует написать:
Матери.
Вопросы для самопроверки
1. Какие ошибки могут возникать при формообразовании имен существительных?
2. Как определяется род склоняемых имен существительных?
3. Как определяется род несклоняемых и сложносокращенных имен существительных?
4. Какие синонимичные формы категорий рода имен существительных вы знаете?
5. Какие варианты окончаний винительного падежа существительных (одушевленных и неодушевленных) вам известны?
6. Какие варианты окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода вам известны?
7. Какие варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода вы знаете?
8. Какие варианты окончаний имеет родительный падеж множественного числа существительных?
9. Какие варианты окончаний имеет творительный падеж множественного числа имён существительных?
10. Какие случаи употребления единственного числа существительных в значении множественного и множественного в значении единственного вам известны?
Практические задания
Задание 1. Исправьте допущенные в предложениях ошибки. Объясните причины их появления.
1. Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухаживать за ним. 2. Авторитетная жюри признала работу этого актёра самой яркой. 3. Лёня рос круглой сиротой. 4. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом. 5. Герои-шофёры возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. 6. Только один листок виднеется на кусту орешника. 7. Инженера везде требуются. 8. Старый армян выдал свою дочь замуж и очень тосковал по ней. 9. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери. 10. Я напою тебя отличным кофем. 11. Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. 12. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. 13. Катя научила меня танцевать старинный танго. 14. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. 15. Она теперь у меня в долге. 16. В Историческом музее я видел старинные ружьи. 17. Все собаки были со своими хозяинами. 18. В одной клетке мы увидели какого-то непонятного зверёнка. 19. На Кавказе много глубоких ущельев. 20. В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойников. 21. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. 22. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. 23. Обрежь лишние нитки ножницей. 24. Врач Носков принимает больных только по записям. 25. Часовой всю ночь простоял на посте. 26. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. 27. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. 28. Врачи говорят правду только родным, поэтому нужно, чтобы пришёл кто-то родной. 29. Дай мне поиграть твоей машиной, а ты возьми мои куклы. 30. Окно занавешено красивой белой тюлью. 31. Моя сестра – спортсмен-разрядник. 32. Профессия милиционера нравится мне тем, что в ней много опасностей и разных рисков. 33. Небо затянуло сплошным серым облаком. 34. В смертельном бое Мцыри победил барса. 35. В этом кафе можно купить разнообразные торта. 36. Мы долго наблюдали за ярким пламем костра. 37. Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей. 38. У моей собачки смешной хохолок как у свиристеля. 39. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев повести. 40. Прежде чем отправиться в поход, надо запастись продовольствиями. 41. В книге хорошо написано про окрестность города Петербурга. 42. Налейте мне, пожалуйста, чайка и насыпьте сахарка. 43. Новых сапогов у него, конечно, нет и никогда не было. 44. Не знаете ли вы, сколько сейчас время? 45. Мама постелила на кровать новую покрывалу. 46. Море можно раскрасить синим гуашем. 47. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. 48. Вода используется также и для хозяйственной цели. 49. Сейчас хлебу у нас вдоволь. 50. Подумать только, сколько платий висит у неё в шкафу, а она всё требует новые. 51. Мама проводит со мной больше время, чем папа.
Нормы образования и употребления прилагательного, числительного и местоимения
Система грамматических форм прилагательного зависит от категорий рода, числа и падежа существительного, к которому оно принадлежит. Её усвоение происходит естественным путем, и ошибки не так многочисленны. Встречаются они в употреблении: 1) полной и краткой форм; 2) при образовании сравнительной степени.
1. Вопрос о выборе полной и краткой формы возникает при использовании качественных прилагательных в функции именной части сказуемого. Во многих случаях полная и краткая формы используются параллельно, различаясь: а) смысловыми, б) синтаксическими и в) стилистическими оттенками. Смысловое: краткая форма указывает на временный признак, а полная на постоянный, абсолютный признаки. Например: в предложении «Он ещё молод» краткая форма прилагательного выражает временный признак – признак несоответствия какой-либо деятельности в данном возрасте; в предложении «Он ещё молодой» прилагательное выражает постоянный признак; или «Сапоги узкие» (прилагательное выражает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой) – «Сапоги узки» (выражает признак недостаточности размера); в ряде случаев лексические значения прилагательных в краткой и полной формах не совпадают: прилагательное способный имеет два значения: 1) «обладающий способностями, одаренный» – реализуется в краткой форме при наличии управляемого члена и 2) «могущий, что-нибудь сделать» – реализуется в полной форме, поэтому ошибочна такая фраза: «Он сказал членам комисси, что он способен и что они должны его принять».
Синтаксическое: только краткая форма обладает способностью синтаксического управления. Например:
Написано: Следует написать:
Своих дочерей. дочерей.
Часто встречаются ошибки противоположного характера, когда вместо требуемых нормой местоимений себя и свой используются личные и притяжательные местоимения, например:
Написано: Следует написать:
В кармане. в кармане.
2. Указательные местоимения и местоимение он выполняют функцию замещения знаменательных слов. Замещаемое слово обычно содержится в предшествующем тексте и чёткое исполнение местоимением данной функции возможно только в том случае, если говорящие (слушающие) правильно соотносят знаменательное слово и местоимение, его замещающее. Однако часто местоимение-заместитель употребляется при отсутствии в контексте замещаемого слова:
Написано: Следует написать:
Часов
5. Следует знать,что собирательные числительные сочетаются: а) с личными существительными мужского рода (трое мужчин); б) с существительными общего рода (трое забияк); в) с существительными люди, дети, ребята, лица (в значении лица «человек») (четверо ребят); г) с существительными pluralia tantum (трое суток); д) с личными местоимениями в косвенных падежах (нас – трое).
6. От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного полтора. Мужской и средний род в им. п. и вин. п. принимают форму полтора, в остальных формах – полутора. Женский род в им. п. и вин. п. – полторы, в остальных – полутора. При этом существительное изменяется в соответствии с правилами.
Вопросы для самопроверки
1. Какие функционально-стилистические особенности краткой и полной форм прилагательных вам известны?
2. Какие варианты кратких форм имен прилагательных Вы знаете?
3. Охарактеризуйте функционально-стилистичесикие особенности сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных.
4. Какие ошибки распространены в употреблении краткой и полной форм прилагательных?
5. Какие ошибки распространены в образовании сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных?
6. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении местоимений себя и свой?
7. Какие нарушения распространены при использовании личного местоимения он?
8. Какие сочетания количественных числительных и существительных невозможны?
9. Как склоняются составные количественные и порядковые числительные, а также числительные полтора и полторы?
10. Перечислите особенности употребления собирательных числительных.
Практические задания
Задание. Исправьте допущенные в предложениях ошибки. Объясните причины их появления.
1. Наш город красивый в любое время года. 2. Он был способный выполнить самую трудную задачу. 3. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. 4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашёл там Кравцова. 5. Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь. 6. Он смотрел на её задумчивыми глазами. 7. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке. 8. Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. 9. Обои девочки были очень хорошенькие. 10. Белые соцветия каштана были подобные свечами на праздничных елках. 11. Я нашёл этот справочник у меня в кабинете. 12. Петя способен и его обязательно нужно тренировать. Аргументы Шмелёва менее весомее. 13. Учитель был очень интересным человеком и много рассказывал о его жизни. 14. И тут он увидел знамя: Вася снял пальто и обмотал его вокруг себя. 15. У ней совсем не было времени. 16. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. 17. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. 18. На обеих коленях были царапины. 19. Наш интерес к медицине вполне понятный. 20. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. 21. Я видел Анатолия в своём доме много раз. 22. Я знаю, что был обязанный это сделать, но у меня не хватило сил. 23. Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. 24. Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. 25. Ейное предложение было неуместно. 26. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. 27. Около полтора часа прошло с тех пор. 28. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. 29. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками. 30. Виталий Борисович был очень похожий на своего старшего брата. 31. Если цветы сразу же поставить в вазу, они будут ещё вялее. 32. Костя был безумно радый приезду мамы. 33. Нина застала дворецкого у себя в комнате. 34. Добрыня сидит на своем коне, и грива его развевается по ветру: он готов к бою. 35. У ней не было ни кола ни двора. 36. На ихней стоянке ярко горел костер. 37. Самый наибольший вред наносит человеку курение. 38. До начала экзаменов осталось всего около полтора учебного месяца. 39. Метель не утихала в течнии троих суток. 40. Дети были готовые к длительному путешествию. 41. Мысли мои становились все пустее и глупее. 42. Это чашка гораздо красивше, чем все остальные. 43. Картофель уже совсем готовый к употреблению. 44. Он пригласил друзей к нему домой. 45. Грузовик подъехал к дому, за рулём её сидел мой папа. 46. Все обрадовались ихнему предложению. 47. Как плохо, когда не можешь получить в библиотеке самую нужнейшую книгу. 48. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие двадцать двое саней и три розвальни. 49. Клоун Джонни был весёлый на каждом представлении. 50. Дорога в станицу после поворота была кривее, чем до него. 51. Мальчик был тяжело больной ветрянкой. 52. Голос, доносящийся до нас, становился всё глуше и слабже. 53. Листья клёна осенью очень красивы их окраской. 54. У его совсем не было денег и куска хлеба. 55. Ихняя дочь заканчивает педагогический институт, она будет преподаватель химии. 56. Моя сестра менее старше твоей. 57. Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам самой красивейшей реки в Киевской области. 58. Он наблюдал из-за угла, не идут ли кто? 59. Ты с Олей посидите в столовой, не правда ли? 60. Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который был недавно реконструирован.
Нормы употребления и образования форм глагола
Характерной особенностью русских глаголов является наличие двух формообразующих основ: основы инфинитива (открытая основа) и основы настоящего времени (закрытая основа). Открытая основа – основа на гласную. К ней, как правило, прибавляются формообразующие морфемы (суффиксы и окончания), начинающиеся с согласной, например, суффикс -л- прошедшего времени: жить – жил. Закрытая основа – основа на согласный, и к ней прибавляются формообразующие морфемы, начинающиеся с гласного звука, например, суффиксы -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-) причастий настоящего времени: читаю [jу] – читающий [jу].
Ошибки в образовании глагольных форм разнообразны. Можно выделить следующие их типы: 1) неверное образование глагольной основы; 2) деформация инфинитивных форм на -сти (-сть); 3) несоблюдение чередований в основе настоящего времени; 4) унификация основ инфинитива и прошедшего времени; 5) деформация разноспрягаемых глаголов; 6) ненормативное образование форм повелительного наклонения; 7) заполнение «пустых клеток» в парадигме.
1. Одной из наиболее распространенных ошибок является образование ненормативной основы настоящего времени при опоре на основу инфинитива путём прибавления «Й» к основе инфинитива, например: шептать – шептаю вместо шепчу, скакать – скакаю вместо скачу. Сравние: