Обходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, специаль-
Ные столы, корректоры осанки (реклинаторы); предусматривается нали-
чие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные
Оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы
Материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими
Различные манипуляции.В основе гигиенических мероприятий по охране
зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
• для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппа-
Раты и других технические устройства.
Для организации и проведения коррекционных мероприятий необхо-
Димо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе
Материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры,
Контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап-
Парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы
обучения. При планировании работы важно использовать наиболее до-
Ступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказа-
Ли, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе
Изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных
Методов создает условия, способствующие эффективности процесса обу-
Чения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных
Методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
Например, одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха,
Интеллектуальными нарушениями является замедленное формирование
Понятий. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобще-
Ния за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих
Раскрытию сущности понятий. Для более глубокого понимания значения
Действий, явлений используются наглядно-практические методы; для
Уточнения знаний о предметах широко используется письменная речь (таб-
Лички), дактилология. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее
Распространенным является словесный метод, который рекомендуется со-
Четать с практическим методом при объяснении программного материала.
В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена
Детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы воспитания
И обучения. При проектировании индивидуальной программы следует
опираться на ряд принципов:
• принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть инди-
видуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
• принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с
Замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема про-
Граммного материала по всем разделам программы и более рационально-
му использованию времени для изучения определенных тем;
• принцип линейности и концентричности. При линейном построении
Программы темы следует располагать систематически, последовательно по
Степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построе-
Нии программы материал повторяется путем возвращения к пройденной
Теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.
• принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содер-
Жания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изме-
Нение последовательности в изучении тем, введение корректировки.
Для детей с ОВЗ в программу целесообразно вводить пропедевти-
Ческие разделы, дающие возможность в элементарной форме восполнить
Недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отде-
Льных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития,
Предусматривается включение инновационных технологий, оригиналь-
ных методик, предметов. Так, например, в работе с детьми, имеющими
Глубокие задержки речи, интеллекта, слуха, используются невербальные
Средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, кален-
Дарная система (картинки — символы).
260 261
Если детям с ОВЗ из-за тяжести физических, психических наруше-
ний недоступно для усвоения большинство образовательных областей,
То разрабатываются индивидуальные программы, направленные на соци-
Ализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоциональ-